Проблема тона в рисунках детей. Заметки.

Дмитриева Ирина Юрьевна

Цвета деяния света. Есть предметы отражающие свет и есть предметы поглащающие цвет. По наблюдениям предметы имеющие белый и черный цвет, больше поглащают цвет и поэтому при изображении они вовсе не белые и не черные. И вся природа цветных предметов нам раскрывается через зрение , конкретно через человеческое зрение. И все у кого оно есть, отлично могут видеть цвет и развить в себе цветовосприятие. Ученики, часто меня спрашивают " А зачем нам видеть цвет и его оттенки? " Ответ очень прост: "Чтобы передать достоверность в рисунке и чувствовать эстетическую красоту окружающего мира. Это потрясающее чувство. И его испытывает только человек по настоящему видящий цвет". Цвет придает зрительным образам достоверность и полную завершенность. Мы привыкли видеть мир цветным. Мы делим цвета на спектральные ( 12 цветов круга Иттена), ахроматические цвета (бесцветные цвета-серый,черный,белый) и земляные цвета(коричневый,охра). Как педагог, я люблю инструмент- цветовой круг. Понимая его можно создавать гармоничные сочетания в работах. Сами цвета в спектре меняются не только по цвету, но и по тону. Тон это шкала по светлоте, пример :image

Даную шкалу тона очень важно дать учащимся. Потому что очень часто дети рисуют красками, в одной тональности . Допускают такую ошибку как вроде все "раскрасили" а рисунок смотрится скучным из за того что по тону все одинаково. Необходимо учить ребят понимать что тон у цветов может быть разный, что разная тональность создает контраст в работе. И более того можно цвета сравнивать с черно белой шкалой тональности.

image

Для развития чувства тона можно использлвать тематические задания на использование одного цввета в работе меняя только светлоту( краски разрешается смешивать с черным и белым). Создавая такую проблемную ситуацию как ограничение в красках, учащемуся придется менять цвет по тону, создавая контраст тона одного цвета. Также можно поставить натюрморт только в белой гамме или только в зеленой гамме, что задаст активизацию цветовосприятия, ученику придется мыслить и изобретаать новые тона цвета.

Пример:

image  image

image  image