Воспитание юных патриотов средствами декоративно-прикладного искусства

Казакова Татьяна Анатольевна

Воспитание любви к Родине средствами декоративно-прикладного искусства – сложная, но интересная задача.   Народное декоративно-прикладное искусство может стать неисчерпаемым источником, путеводителем в организации дополнительного образования. У детей формируется чувство гордости за малую родину, за Отечество, за дружбу между народами и национальностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Воспитание юных патриотов

средствами декоративно-прикладного искусства»

Автор: педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»

пгт Приобье Октябрьский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Казакова Татьяна Анатольевна 

Воспитание патриота – сложная задача современной педагогики. Эта задача стояла перед обществом во все времена, начиная с Древней Греции. Обратившись к энциклопедическим словарям, находим: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». (С.И. Ожегов); «Патриотизм – от греч. рatris – родина), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями». (А.М. Прохоров)

Воспитание любви к Родине средствами декоративно-прикладного искусства – сложная, но интересная задача.   Народное декоративно-прикладное искусство может стать неисчерпаемым источником, путеводителем в организации дополнительного образования. У детей формируется чувство гордости за малую родину, за Отечество, за дружбу между народами и национальностями.

         В настоящее время в соответствии с Концепцией национальной доктрины образования в РФ до 2025 года, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Невозможно достижение этой цели без решения задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, т. е. воспитания личности, как убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Занятия творческого объединения «Юный мастер» способствуют   разностороннему воспитанию, на них обучающиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области искусства, истории и краеведения родного края. Я считаю, что патриотическое воспитание необходимо вести постоянно, кропотливо, используя для этого все имеющиеся возможности. Рабочие программы планируются с учетом данной тематики… На практике отработаны следующие формы, которые оправдывают себя:

 - подарки, в течение учебного года ребята готовят подарки к разным праздникам. В каждом из праздников заложена нравственно-патриотическая идея. У каждого есть своя условная атрибутика, например, к 9 Мая – голубь мира, георгиевская лента, вечный огонь; к дню Героя награды, вечный огонь; к Новому году –ветка ели, маска; к дню Защитника Отечества – военная техника; к дню космонавтики – ракета, Земля; 8 Марта – мимоза, тюльпаны. В изготовлении подарков-сувениров применяются самые разные техники, которыми владеют дети.

- прогулки на природу в разное время года завершаются подарком. Дети развешивают изготовленные на занятиях творческого объединения «Юный мастер» кормушки, скворечники, которые расписали в стиле народных орнаментов. Дети приближаются душой к природе, чувствуют себя друзьями и её защитниками.

 - экскурсии в библиотеку и посещение музея дают возможность для расширения и обогащения кругозора, улучшения социальной адаптации детей младшего школьного возраста. Здесь они не только знакомятся с историей своего поселка, с историей коренных народов ханты   и манси, но и сами приносят свои художественные работы (рисунки, сувениры из глины и папье - маше). Экскурсии служат накоплению наглядных представлений о жизненных фактах, способствующих решению задач эстетического чувства, развитию чувства любви к родному краю, к близким людям, труженикам пгт Приобья. В музее сотрудники применяют современные интерактивные методы. Дети сами становятся активными участниками познавательного и творческого процесса. Приходит осознание, что каждый из нас является носителем знаний о родном крае, об исторических и духовных корнях, о связях народов, проживающих в ХМАО.

 - работа в парах и микро-группах дает возможность ребятам проявить свои знания и умения на практике, работая над созданием творческого изделия. Важен момент межличностного общения, поддержки и уважения друг к другу. Я как педагог- мастер, выбирая данную форму, бываю уверенна, что у них достаточно опыта и умений для этой работы.

-   выставки – это возможность для демонстрации своих результатов труда. В младшей группе занятия практикую завершение занятия в форме выставки. Дети радуются своим поделкам, фото с результатами отправляется родителям. Дети объединения «Юный мастер» принимают участие в выставках и конкурсах муниципального, окружного и других уровней.

Физкультминутка – помогают поддержать работоспособность, они сопровождаются стихотворной речью, прибаутками, дают услышать народный слог и насладится фольклором. Упражнения подобраны для кистей рук, для снятия общей усталости, для дыхания, коррекцию осанки и т.д.

Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С содержательной точки зрения. Успешность этой деятельности обуславливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, помогает раскрыть красоту окружающего мира. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, народу, к Родине. Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, мы развиваем не только духовно-нравственную, творческую личность, но и растим юных патриотов.  

Литература.

1.Борзова, Л. П. Игры при изучении нового материала на уроках истории [Текст] / Л. П.    Борзова // Преподавание истории в школе. - 2000. - N 3.

2. Дегтярева М.А. Народная педагогика и патриотизм// Мир образования – образование в мире- 2003- № 1- с 176

3. Горячева В.С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина./Я., Академия, 2000.

4. Крюкова, Е. А. Личностно-развивающие технологии: природа, проектирование, реализация [Текст] / Е. А. Крюкова. - М.: Владос-Пресс, 1999.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., « Русский язык», 1990.

6.Прохоров А.М. Советский  энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1982.

7.Яшухин М.В. «Изобразительное искусство». М, 2008.