Станковая композиция в ДХШ№4
Опубликовано 22.02.2024 - 13:22 - Алёшкина Татьяна Анатольевна
Станковая композиция в ДХШ№4.
Среди дисциплин, составляющих цикл академического художественного
образования, станковой композиции принадлежит особое место. Композиция - это,
прежде всего, сочинение и организация его изображения на картинной
плоскости. Поэтому критерий композиции вводится при анализе любого вида работ
на всех этапах обучения основам изобразительного искусства.
Композиция понимается широко: не только как выполнение сюжетно –
тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации
всех элементов изображения для реализации определённого замысла.
Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей и, в первую
очередь, с учётом особенностей их пространственного мышления. Учебный
предмет станковая композиция тесно взаимосвязан с программами по рисунку,
живописи. В каждой из этих программ присутствует взаимопроникающие элементы;
в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к
осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой
композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объёмов,
грамотного владения тоном и цветом. Основной задачей, на раннем этапе
обучения, ставится усвоение профессиональной терминологии и представление о
таких понятиях, как: картинная плоскость, масштаб изображения, формат и ритм на
плоскости, как основа композиционного построения, пятно, силуэт, линия,
интервал, тональное и цветовое решение, последовательное освоение двух- и
трехмерного пространства, выработка навыка вести работу в правильной
последовательности, изучение основных типов композиционных построений,
умение профессионально собирать материал.
На занятиях у детей формируется интерес к изобразительному искусству и
художественному творчеству. Развиваются зрительная память, наблюдательность,
ассоциативное образное мышление, фантазия. При регулярных занятиях в
художественной школе у учащихся развиваются наиболее одаренных учащихся появляется
мотивация к продолжению профессионального обучения в образовательных
учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Активное участие ребят в выставочном деятельности способствует
формированию гражданской позиции, товарищества, личной ответственности, в
гуманном отношении к окружающим. Развивает художественный вкус и уважение к Основным видом аудиторных учебных занятий является смешанный вид. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
Данная программа должна послужить базой и крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Для реализации творческого замысла существует ряд способов, которым нужно научить будущего художника. Начиная с раннего этапа обучения, ученики должны выполнять большое количество композиционных заданий и работ.