"Выставочная деятельность"

Алёшкина Татьяна Анатольевна
«Выставочная деятельность в обучении изобразительному искусству» Изобразительное искусство призвано развивать чувства детей и быть областью знаний, которая обращается непосредственно к созерцанию, восприятию и воспроизведению окружающего мира. Художественное освоение мира во все времена являлось неотъемлемой частью жизни и деятельности человека. Формирование познавательного интереса к изобразительному искусству особенно важно для учебных предметов художественно-эстетического направления, предметов, где итог учебной деятельности - творческая работа. Творческая деятельность должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества учащихся детской художественной школы позволяет учащимся проявить свои художественные способности и представить творческие работы на суд жюри и зрителей, что, несомненно, привлекает интерес учащихся к рисованию, так как даёт им возможность самореализации. Создание произведений с ориентацией на выставку, пробуждает моих учеников к поиску творческих идей и художественного решения выбранных тем. Выставка имеет важный психологический аспект для учащихся, так как воспитывается чувство ответственности за свое творчество, развивается терпимость к чужим суждениям, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений. Выставка - это самая эффектная, зримая форма предъявления достижений, показа результатов, итогов работы ребенка и педагога, обучения и воспитания, это пропаганда и популяризация детского творчества. Выставочная деятельность является важнейшим средством, стимулом, инструментом в работе с детьми, так как сочетает методическую, воспитательную и организационную работу. В настоящее время стремительную популярность набирают онлайн-выставки. Основные преимущества: - Онлайн-выставка не требует больших материальных затрат на оформление работ и выставки; - Широкий охват зрителей, пользователей интернета. Но есть и недостатки: - Отсутствие атмосферы присутствия на празднике, личной встречи с автором выставки; - Картина на экране компьютера воспринимается иначе. Желательно в этом случае профессионально сфотографировать картину и правильно обработать файл, чтобы максимально точно представить ее в виртуальном пространстве. На выставки, как правило, представляются не учебные работы по рисунку и живописи, на которые уходит много усилий и времени, а творческие задания по станковой композиции. Победителями онлайн-выставок становятся участники, более способные или вложившие в работу больше времени и труда. Поэтому, интерес к творческому самовыражению в процессе взросления детей, редко принимающих участие в выставках, снижается, а часто и вовсе исчезает. В своей педагогической деятельности я придаю большое значение творческому развитию учащихся и активно ориентирую их на участие в конкурсах и выставках. Главной целью выставок детского художественного творчества является формирование творческого самовыражения учащихся, пропаганда и популяризация детского творчества, признание за ним определяющего значения в формировании личности ребенка, а также привлечение общественного внимания к проблемам жизни и развития детей. Основные задачи, которые ставит перед собой педагог: - Развитие художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического восприятия, инициативы, активности учащихся; - Формирование способности учащихся воспринимать и оценивать результаты своей деятельности с эстетической точки зрения, формирование духовной культуры; - Развитие навыков коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками в коллективе; -Пробуждение стремления к творческой деятельности, воспитание любви к родному краю. Для решения поставленных задач я применяю следующие методы: -Метод направления ученика (совет, просмотр соответствующих теме работ); -Метод индивидуальной работы для максимального развития творческих возможностей учащихся; -Метод диалога. Преподаватель и ученик - собеседники; -Метод сравнения как путь активизации мышления, критического оценивания своей работы. Приоритетными для отбора детских работ на выставку, которыми я руководствуюсь, являются следующие качества: - Грамотный рисунок, композиция, тональное и цветовое решение, гармония и целостность композиции рисунка, а также интересный замысел, идея, ракурс, технические решения; - Реализации личных творческих переживаний через самостоятельный активный поиск выразительных средств; - Содержательность как отражение мышления и сложной душевной работы ребёнка над образом-темой, как выражение собственного понимания реальности и отношения к изображаемому материалу; - Эмоциональность как результат активной личностной включённости ребёнка в творческий процесс, как зафиксированная в рисунке непосредственная экспрессия его творческих переживаний; - Художественная выразительность как демонстрация личных открытий ребёнка в живописно-пластических решениях композиции при передаче характеров героев и раскрытии сюжетного содержания детских произведений. Участие в выставках – это не только реклама и самореклама. Это, прежде всего, подъём авторитета учреждения и конкретно участников выставки, активизация интереса сообщества к коллективному и персональному творчеству, выявление успехов, поддержка одарённых детей и подростков, демонстрация возможностей педагогов, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества и детского творчества в частности. Анализ выставочной деятельности в режиме онлайн демонстрирует творческий рост учащихся, позволяет оценить их художественную грамотность, выделить пробелы в обучении и выстроить планы для дальнейшего развития. Но самое главное и ценное – это проявление устойчивого желания учащихся продолжать знакомство с искусством, стремление изучить новые художественные техники, для дельнейшего демонстрирования результатов обучения зрителям в рамках новых выставочных проектов. Благодаря выставкам в режиме онлайн удаётся привлечь внимание родителей к детским творческим работам, которые помогают им лучше понять своих детей, увидеть их скрытые возможности, оценить художественные способности, чтобы поддержать в дальнейшем творчество своего ребёнка. А также увидеть и оценить работу педагога – первого и главного помощника и проводника ученика в Мир Творчества. Итак, выставка является средством идейно-воспитательного воздействия, массовой информации и наглядной демонстрации творческих успехов ребенка. Автор: Алёшкина Т. А.