"Выставочная деятельность"
Опубликовано 22.01.2025 - 19:20 - Алёшкина Татьяна Анатольевна
«Выставочная деятельность в обучении изобразительному искусству»
Изобразительное искусство призвано развивать чувства детей и быть областью знаний, которая обращается непосредственно к созерцанию, восприятию и воспроизведению окружающего мира.
Художественное освоение мира во все времена являлось неотъемлемой частью жизни и деятельности человека. Формирование познавательного интереса к изобразительному искусству особенно важно для учебных предметов художественно-эстетического направления, предметов, где итог учебной деятельности - творческая работа.
Творческая деятельность должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества учащихся детской художественной школы позволяет учащимся проявить свои художественные способности и представить творческие работы на суд жюри и зрителей, что, несомненно, привлекает интерес учащихся к рисованию, так как даёт им возможность самореализации.
Создание произведений с ориентацией на выставку, пробуждает моих учеников к поиску творческих идей и художественного решения выбранных тем. Выставка имеет важный психологический аспект для учащихся, так как воспитывается чувство ответственности за свое творчество, развивается терпимость к чужим суждениям, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений. Выставка - это самая эффектная, зримая форма предъявления достижений, показа результатов, итогов работы ребенка и педагога, обучения и воспитания, это пропаганда и популяризация детского творчества.
Выставочная деятельность является важнейшим средством, стимулом, инструментом в работе с детьми, так как сочетает методическую, воспитательную и организационную работу.
В настоящее время стремительную популярность набирают онлайн-выставки.
Основные преимущества:
- Онлайн-выставка не требует больших материальных затрат на оформление работ и выставки;
- Широкий охват зрителей, пользователей интернета.
Но есть и недостатки:
- Отсутствие атмосферы присутствия на празднике, личной встречи с автором выставки;
- Картина на экране компьютера воспринимается иначе.
Желательно в этом случае профессионально сфотографировать картину и правильно обработать файл, чтобы максимально точно представить ее в виртуальном пространстве.
На выставки, как правило, представляются не учебные работы по рисунку и живописи, на которые уходит много усилий и времени, а творческие задания по станковой композиции.
Победителями онлайн-выставок становятся участники, более способные или вложившие в работу больше времени и труда. Поэтому, интерес к творческому самовыражению в процессе взросления детей, редко принимающих участие в выставках, снижается, а часто и вовсе исчезает.
В своей педагогической деятельности я придаю большое значение творческому развитию учащихся и активно ориентирую их на участие в конкурсах и выставках.
Главной целью выставок детского художественного творчества является формирование творческого самовыражения учащихся, пропаганда и популяризация детского творчества, признание за ним определяющего значения в формировании личности ребенка, а также привлечение общественного внимания к проблемам жизни и развития детей.
Основные задачи, которые ставит перед собой педагог:
- Развитие художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического восприятия, инициативы, активности учащихся;
- Формирование способности учащихся воспринимать и оценивать результаты своей деятельности с эстетической точки зрения, формирование духовной культуры;
- Развитие навыков коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками в коллективе;
-Пробуждение стремления к творческой деятельности, воспитание любви к родному краю.
Для решения поставленных задач я применяю следующие методы:
-Метод направления ученика (совет, просмотр соответствующих теме работ);
-Метод индивидуальной работы для максимального развития творческих возможностей учащихся;
-Метод диалога. Преподаватель и ученик - собеседники;
-Метод сравнения как путь активизации мышления, критического оценивания своей работы.
Приоритетными для отбора детских работ на выставку, которыми я руководствуюсь, являются следующие качества:
- Грамотный рисунок, композиция, тональное и цветовое решение, гармония и целостность композиции рисунка, а также интересный замысел, идея, ракурс, технические решения;
- Реализации личных творческих переживаний через самостоятельный активный поиск выразительных средств;
- Содержательность как отражение мышления и сложной душевной работы ребёнка над образом-темой, как выражение собственного понимания
реальности и отношения к изображаемому материалу;
- Эмоциональность как результат активной личностной включённости
ребёнка в творческий процесс, как зафиксированная в рисунке непосредственная экспрессия его творческих переживаний;
- Художественная выразительность как демонстрация личных открытий
ребёнка в живописно-пластических решениях композиции при передаче характеров героев и раскрытии сюжетного содержания детских произведений.
Участие в выставках – это не только реклама и самореклама. Это, прежде всего, подъём авторитета учреждения и конкретно участников выставки, активизация интереса сообщества к коллективному и персональному творчеству, выявление успехов, поддержка одарённых детей и подростков, демонстрация возможностей педагогов, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества и детского творчества в частности.
Анализ выставочной деятельности в режиме онлайн демонстрирует творческий рост учащихся, позволяет оценить их художественную грамотность, выделить пробелы в обучении и выстроить планы для дальнейшего развития. Но самое главное и ценное – это проявление устойчивого желания учащихся продолжать знакомство с искусством, стремление изучить новые художественные техники, для дельнейшего демонстрирования результатов обучения зрителям в рамках новых выставочных проектов. Благодаря выставкам в режиме онлайн удаётся привлечь внимание родителей к детским творческим работам, которые помогают им лучше понять своих детей, увидеть их скрытые возможности, оценить художественные способности, чтобы поддержать в дальнейшем творчество своего ребёнка. А также увидеть и оценить работу педагога – первого и главного помощника и проводника ученика в Мир Творчества.
Итак, выставка является средством идейно-воспитательного воздействия, массовой информации и наглядной демонстрации творческих успехов ребенка.
Автор: Алёшкина Т. А.
