Тема: «Актерские упражнения и их роль в развитии актера»
Сообщение на тему : «Актерские упражнения и их роль в развитии актера»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Крылова Арина Андреевна
преподаватель театрального отделения «Детской школы искусств»
г. Нефтеюганск
2023-2024 уч. год
Сообщение
Тема: «Актерские упражнения и их роль в развитии актера»
Почему актеру нельзя обойтись без специальных тренингов и упражнений? Почему нельзя просто начать исполнять роль и ставить спектакль или любое другое сценическое представление, и почему, кроме пластических и речевых тренингов, крайне необходимы и актёрские упражнения?
В первую очередь хочу подробнее пояснить, что означает понятие «Актерские упражнения», в чем их специфика и особенности влияния на актера.
Прежде всего, актерские тренинги и упражнения – это не столько техничное выполнение заданного упражнения, сколько связанное с внутренним самочувствием актера, и его развитыми физическими возможностями. Актерские упражнения совмещают в себе методы работы с психическим и физическим аппаратом актера, поясню: упражнения должны работать на совершенствование психической гибкости, позволять артисту вызвать в себе творческое самочувствие (упражнения на внимание, мышечную свободу, воображение и фантазию, веру в предлагаемые обстоятельства, смену отношения к объекту и т.п.). А так же развивать телесную выразительность, физически подготавливать к воплощению в роль для точной передачи внутренней психической жизни. Оба подхода в актерских упражнениях тесно связаны. Для нужного творческого самочувствия, метод работы актера над собой может выстраиваться не только от внутреннего к внешнему, но и наоборот – когда физическое проявление тех или иных качеств, черт характера и заданной атмосферы помогает актеру как бы «примерить» на себя обстоятельства роли своего героя. Особенно хочу отметить то, что каждое отдельно взятое упражнение имеет смысл до тех пор, пока в нем остается «запас сложности», пока в нем хочется разобраться. И в этом случае, упражнения повышают внимание и вызывают интерес к их выполнению.
Актерские тренинги строятся на основополагающих элементах, необходимых актеру для совершенствования и развития своих исполнительских навыков:
- внимание,
- воображение и фантазия,
- чувство правды и вера,
- общение и взаимодействие с партнером,
- эмоциональная память,
- мышечная свобода,
- приспособления
- логика и последовательность,
- сценические отношения и оценка факта
- эмоциональная память
- темпо-ритм
- атмосфера
- действие и предлагаемые обстоятельства
По сути, все эти элементы и являются составляющими сценического действия, органичного существования актера в предлагаемых обстоятельствах пьесы и роли, необходимого творческого самочувствия во время упражнения и при выходе на сцену.
Вот что говорили выдающиеся учителя и практики актерских школ о работе актера над собой:
- К.С. Станиславский
Станиславский рассматривает творчество как процесс психофизический. В момент творчества, пишет он, "создается взаимодействие тела и души, действия и чувства, благодаря которому внешнее помогает внутреннему, а внутреннее вызывает внешнее".
“Знать – значит уметь”. “Актерское мастерство” является практической дисциплиной, его необходимо постигать не отвлеченно, а на конкретных действиях, упражнениях, тренинге.
"Познать свою природу и дисциплинировать ее". Актер, может познать свою природу благодаря актерским упражнениям, а его природа в свою очередь в действии и во взаимодействии с реальным миром - это и есть его жизненное действие», понимание которого помогает работать актеру над ролью, техникой актерской игры, отражать чувство правды в предлагаемых обстоятельствах и обретать веру в них, в условиях сценического пространства.
- С.В. Гиппиус пишет в книге «Гимнастика чувств»: Начинать обучение актера надо с постепенного освоения сценического действия через изучение и освоение механизма человеческого поведения или (введем условный термин) через изучение и освоение жизненного действия.
- М.П. Чехов в своем сборнике «О технике актера» пишет: «Запомните же: все, и даже самые простые, элементарные действия, которые мы прекрасно знаем в жизни, вывихиваются, когда человек выходит на подмостки, перед освещенной рампой и перед тысячной толпой. Вот почему на сцене необходимо заново учиться ходить, двигаться, сидеть, лежать. А ещё вам необходимо учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать». «Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия».
Именно поэтому актерские тренинги включают в себя такие элементы как внимание, взаимодействие, приспособления, темпо-ритм, мышечная свобода и т.п.
Таким образом, можно прийти к выводу, что обучить творчеству нельзя, но можно создать творческую атмосферу, вовлечь в нее актера (ученика), вести совместный поиск решения творческой задачи непосредственно практикуя все вышеперечисленные методы и постепенно осваивая элементы актерского мастерства.
