Тема: «Актерские упражнения и их роль в развитии актера»

Крылова Арина Андреевна

Сообщение на тему : «Актерские упражнения и их роль в развитии актера» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Крылова Арина Андреевна

преподаватель театрального отделения «Детской школы искусств»

г. Нефтеюганск

2023-2024 уч. год

Сообщение

Тема: «Актерские упражнения и их роль в развитии актера»

Почему актеру нельзя обойтись без специальных тренингов и упражнений? Почему нельзя просто начать исполнять роль и ставить спектакль или любое другое сценическое представление, и почему, кроме пластических и речевых тренингов, крайне необходимы и актёрские упражнения?

В первую очередь хочу подробнее пояснить, что означает понятие «Актерские упражнения», в чем их специфика и особенности влияния на актера.

Прежде всего, актерские тренинги и упражнения – это не столько техничное выполнение заданного упражнения, сколько связанное с внутренним самочувствием актера, и его развитыми физическими возможностями. Актерские упражнения совмещают в себе методы работы с психическим и физическим аппаратом актера, поясню: упражнения должны работать на  совершенствование психической гибкости, позволять артисту вызвать в себе творческое самочувствие (упражнения на внимание, мышечную свободу, воображение и фантазию, веру в предлагаемые обстоятельства, смену отношения к объекту и т.п.). А так же развивать телесную выразительность, физически подготавливать  к воплощению в роль для точной передачи внутренней психической жизни. Оба подхода в актерских упражнениях тесно связаны. Для нужного творческого самочувствия, метод работы актера над собой может выстраиваться не только от внутреннего к внешнему, но и наоборот – когда физическое проявление тех или иных качеств, черт характера и заданной атмосферы помогает актеру как бы «примерить» на себя обстоятельства роли  своего героя. Особенно хочу отметить то, что каждое отдельно взятое  упражнение имеет смысл до тех пор, пока в нем остается «запас сложности», пока в нем хочется разобраться. И в этом случае, упражнения повышают внимание и вызывают интерес к их выполнению.

Актерские тренинги строятся на основополагающих элементах, необходимых актеру для совершенствования и развития своих исполнительских навыков:

  • внимание,
  • воображение и фантазия,
  • чувство правды и вера,
  • общение и взаимодействие с партнером,
  • эмоциональная память,
  • мышечная свобода,
  • приспособления
  • логика и последовательность,
  • сценические отношения и оценка факта
  • эмоциональная память
  • темпо-ритм
  • атмосфера
  • действие и предлагаемые обстоятельства

По сути, все эти элементы и являются составляющими сценического действия, органичного существования актера в предлагаемых обстоятельствах пьесы и роли, необходимого творческого самочувствия во время упражнения и при выходе на сцену.

Вот что говорили выдающиеся учителя и практики актерских школ о работе актера над собой:

  • К.С. Станиславский

Станиславский рассматривает творчество как процесс психофизический. В момент творчества, пишет он, "создается взаимодействие тела и души, действия и чувства, благодаря которому внешнее помогает внутреннему, а внутреннее вызывает внешнее".

“Знать – значит уметь”. “Актерское мастерство” является практической дисциплиной, его необходимо постигать не отвлеченно, а на конкретных действиях, упражнениях, тренинге.

"Познать свою природу и дисциплинировать ее". Актер, может познать свою природу благодаря актерским упражнениям, а его природа в свою очередь в действии и во взаимодействии с реальным миром - это и есть его жизненное действие», понимание которого помогает работать актеру над ролью, техникой актерской игры, отражать чувство правды в предлагаемых обстоятельствах и обретать веру в них, в условиях сценического пространства.

  • С.В. Гиппиус пишет в книге «Гимнастика чувств»: Начинать обучение актера надо с постепенного освоения сценического действия через изучение и освоение механизма человеческого поведения или (введем условный термин) через изучение и освоение жизненного действия.

  • М.П. Чехов в своем сборнике «О технике актера»  пишет: «Запомните же: все, и даже самые простые, элементарные действия, которые мы прекрасно знаем в жизни, вывихиваются, когда человек выходит на подмостки, перед освещенной рампой и перед тысячной толпой. Вот почему на сцене необходимо заново учиться ходить, двигаться, сидеть, лежать. А ещё вам необходимо учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать». «Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия».  

Именно поэтому актерские тренинги включают в себя такие элементы как внимание, взаимодействие, приспособления, темпо-ритм, мышечная свобода и т.п.

Таким образом, можно прийти к выводу, что обучить творчеству нельзя, но можно создать творческую атмосферу, вовлечь в нее актера (ученика), вести совместный поиск решения творческой задачи непосредственно  практикуя все вышеперечисленные методы и постепенно осваивая элементы актерского мастерства.