Характеристика восприятия и возрастные особенности цветовосприятия детей младшего возраста

Дмитриева Ирина Юрьевна

Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т. п.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Вначале учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Например, учащиеся I класса получили задание нарисовать цветной кувшин. После того как дети рассмотрели и назвали форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже и при напоминании экспериментатора). В результате первоклассники изобразили кувшины различных форм. Объясняется это тем, что они не анализировали форму кувшина в процессе изображения. Восприятие младшего школьника связано с вниманим тесно связано с мыслительной деятельностью-учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащихся простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. В пленэрной практике восприятие и внимание играют важную роль.

Путь познания цвета в живописи на пленэре начался с того что вследствие глубокого отношения художников к тому, что их окружает. Пленэр связан с выходом художников на природу и появления отдельного жанра изобразительного искусства пейзаж. Натурные этюды были включены у  таких живописцев как  И.Е. Репин, Ф.А. Васильев, Чистяков, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин. К началу XIX века этюды с натуры становятся самостоятельными произведениями. Как например у Джона Констабеля этюды картины.

Со второй половины  XIX века  живопись на пленэре становится главным средством большинства художников России: А.И.Куинджи, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, И.Н. Крамской и др. Живопись на пленэре являлось условием совершенствования мастерства русской художественной школы, профессионального развития эмоциональной памяти, интереса к родной земле. Этюды на пленэре были как часть практики подготовительного этапа картины при необходимости  замысла произведения.

Художники отечественной школы не ограничивали себя только взаимодействием света и цвета, воздуха, техникой. Они стремились связать пленэр с демократическими идеями и народом. Особенностями пленэрной живописи в студиях, художественных училищах являлось и воспитательная функция, борьба между реалистическим направлением и формалистическими течениями в искусстве.

1932 году ЦК ВКП(б) постановило «О перестройке литературного-художественного произведения» и перед академией художеств были поставлены новые задачи связь искусства с жизнью народа, создание произведений образа гражданина в мире рабоче-крестьянского государства.  Что в сою очередь подтолкнуло к изучению природы и человека. Занятия на пленэре, начиная с 1930 года проводятся на всех художественных факультетах.

До 1950 года практиковался картинный путь пленэра. За время летней практики студент определял тему, собирал материал и на основе этого создавал эскиз композиции. Цель пленэра создать картину. Разделы программы включали исполнение композиционных заданий, выполнение постановок на открытом воздухе, самостоятельный сбор материалов для работы над дипломной композицией. Накопление этюдного материала. В работе над композицией необходимо было обратить внимание на умение видеть, выявлять главное.

Во всех художественных вузах, художественно педагогических институтах, художественных школах проводится летняя пленэрная практика.

Сегодня занятия живописью под открытым небом стали естественным явлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_razvitiya_tsvetovospriyatiya.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Общая характеристика восприятия (цветовосприятия)…………5

Возрастные особенности развития цветовосприятия (цветопередачи) младших школьников на пленэрной практике в системе дополнительного образования……………………………………………..12

Заключение ……………………………………………………………17

Литература …………………………………………………………….19

Введение

В Приказе Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» прописаны характеристики предоставляемых услуг. Так, например, уточняются направленность дополнительных образовательных программ. В п. 9 говорится: «Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической)». Здесь же говорится об их видах (групповых, индивидуальных, всем составом объединения), а продолжительность занятий напрямую может зависеть от их направленности и определяется локальным нормативным актом организации.

Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т. п.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Вначале учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Например, учащиеся I класса получили задание нарисовать цветной кувшин. После того как дети рассмотрели и назвали форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже и при напоминании экспериментатора). В результате первоклассники изобразили кувшины различных форм. Объясняется это тем, что они не анализировали форму кувшина в процессе изображения. Восприятие младшего школьника связано с вниманим тесно связано с мыслительной деятельностью-учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащихся простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. В пленэрной практике восприятие и внимание играют важную роль.

Путь познания цвета в живописи на пленэре начался с того что вследствие глубокого отношения художников к тому, что их окружает. Пленэр связан с выходом художников на природу и появления отдельного жанра изобразительного искусства пейзаж. Натурные этюды были включены у  таких живописцев как  И.Е. Репин, Ф.А. Васильев, Чистяков, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин. К началу XIX века этюды с натуры становятся самостоятельными произведениями. Как например у Джона Констабеля этюды картины.

Со второй половины  XIX века  живопись на пленэре становится главным средством большинства художников России: А.И.Куинджи, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, И.Н. Крамской и др. Живопись на пленэре являлось условием совершенствования мастерства русской художественной школы, профессионального развития эмоциональной памяти, интереса к родной земле. Этюды на пленэре были как часть практики подготовительного этапа картины при необходимости  замысла произведения.

Художники отечественной школы не ограничивали себя только взаимодействием света и цвета, воздуха, техникой. Они стремились связать пленэр с демократическими идеями и народом. Особенностями пленэрной живописи в студиях, художественных училищах являлось и воспитательная функция, борьба между реалистическим направлением и формалистическими течениями в искусстве.

1932 году ЦК ВКП(б) постановило «О перестройке литературного-художественного произведения» и перед академией художеств были поставлены новые задачи связь искусства с жизнью народа, создание произведений образа гражданина в мире рабоче-крестьянского государства.  Что в сою очередь подтолкнуло к изучению природы и человека. Занятия на пленэре, начиная с 1930 года проводятся на всех художественных факультетах.

До 1950 года практиковался картинный путь пленэра. За время летней практики студент определял тему, собирал материал и на основе этого создавал эскиз композиции. Цель пленэра создать картину. Разделы программы включали исполнение композиционных заданий, выполнение постановок на открытом воздухе, самостоятельный сбор материалов для работы над дипломной композицией. Накопление этюдного материала. В работе над композицией необходимо было обратить внимание на умение видеть, выявлять главное.

Во всех художественных вузах, художественно педагогических институтах, художественных школах проводится летняя пленэрная практика.

Сегодня занятия живописью под открытым небом стали естественным явлением.

Актуальность проблемы исследования. Возрастные особенности  развития цветовосприятия младшими школьниками во время пленэрной практики в системе дополнительного образования актуально тем, что работа на пленэре является неотъемлемой частью художественного образования и прекрасной базой для развития цветовосприятия, формирования творческой личности ребёнка. Тема актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения как процесса восприятия. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.

Нами изучены  труды А.Г. Маклакова, И. М. Сеченова,  И.П. Павлова

Общая характеристика восприятия (цветовосприятия)

Восприятие – это психический процесс как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [3,с.200].

          В словаре С.И. Ожегова восприятие - это  форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.

         Суть процесса восприятия состоит в отражение реального существующего мира. Восприятие связано с ощущением. Суть процесса ощущения заключается в отражении отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. И связано с нашими знаниями о мире, чувствами и эмоциями. Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности. И физиологической основой ощущений, названых И.П.Павловым являются анализаторы сложных комплексов анатомических структур.

Анализаторы состоят из трех частей: 1. периферический отдел (рецептор – воспринимающая часть анализатора, трансформирует внешнюю энергию в нервный процесс); 2. проводящие нервные пути; 3. корковые (центральные) отделы анализатора (переработка нервных импульсов от периферических отделов). Каждому рецептору соответствует определенные участки коры. Чтобы возникло определенное ощущение, задействуются все три части анализатора.  И если какая-то часть анализатора нарушена, возникновение ощущения будет не возможно. Так, зрительные ощущения прекращаются при повреждении глаз или нарушения целостности зрительных нервов, например.

Анализатор это активный рефлекторный орган, перестраивающийся под воздействием раздражителей, включает в себя двигательные компоненты. Это может проявляться в вегетативной реакции (сужение сосудов), в виде мышечных реакций (напряжение мышцы шеи, поворотом глаз, двигательные реакции) [3,с.202].

Нам важно понять ощущения т.к. они связаны с восприятием. Основные виды ощущений это: 1. кожные ощущения (контактные ощущения)  происходят от рецепторов находящихся на поверхности кожи человека, реагируют ощущением определенных видов точек на коже тепла, холода, боли, прикосновения, давления; 2.Вкусовые и обонятельные ощущения реагируют на растворенные вкусовые вещества, пахучие вещества. Вкусовые ощущения  представляются вкусовыми луковицами, вкусовыми клетками соединенные в нервные волокна. Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки; 3. Слуховые ощущения реагируют на звуковые волны, продольное колебание частиц воздуха (музыкальные, шумы); 4. Проприоцептивные ощущения движения и равновесия; 5. Зрительное ощущения реагируют на свет т.е. электромагнитные волны длиной от 390 до 800 миллимикронов (1миллимикрон это миллионная доля миллиметра). Волны определенной длины света вызывают у человека ощущения определенного цвета. Например, ощущения желтого цвета вызывают волны света от 570 до 590 миллимикронов, красного цвета волны света длиной от 630-800 миллимикронов, синего от 430 до 480 миллимикронов, зеленого волнами от 500-570 миллимикронов. Следовательно, зрительное ощущение связано с цветовосприятием.

Все что мы видим вокруг имеет цветность, поэтому зрительные ощущения это ощущения света и цвета. Все цвета делятся на ахроматические (белый, серый, черный - бесцветные цвета) и цвета хроматические (все остальные цветные цвета).

Мы живем в мире световых, цветовых пятен, звуков, прикосновений и живем в мире предметов и форм, сложных ситуаций. Все что мы воспринимаем, представляется нам в виде целостного образа. Цвет конкретного предмета зависит от того какие волны и в какой пропорции отражаются этим предметом. Предмет воспринимается в определенном цвете, сочетании цветов. Если предмет равномерно отражает все волны, то он ахроматический. Если же предмет характеризуется избирательностью отражения волн, отражает определенную волну длины света, а остальные поглощает, то будет окрашен в определенный хроматический цвет. Ахроматические цвета отличаются только светлотой между собой. Светлота зависит от коэффициента отражения предмета, чем он больше, тем светлее цвет. Например, белая бумага отражает от 65 до 85% падающего на нее света. Черная бумага отражает всего 4% падающего света. Хроматические цвета характеризуются светлотой, цветом, насыщенностью. Насыщенность цвета определяются длиной волны [4,с.193].

Наш глаз обладает разной чувствительностью к световым волнам различной длины. Самым светлым  мы воспринимаем желтый цвет, а самым темным- синий в связи с тем, что чувствительность глаз к волнам этой длины в 40 раз ниже, чем чувствительность глаза к желтому цвету. Человеческие глаза очень чувствительны. Например, между черным и белым цветом мы можем различить 200 переходных цветов (оттенков одного цвета).

Следует разделять «чувствительность глаза» и «остроту зрения».  Острота зрения проявляется в способности различать мелкие и удаленные предметы. Чем мельче объекты, которые глаз в состоянии видеть в конкретных условиях, тем выше острота зрения. Мелкие детали не сливаются в одну точку, воспринимаются отдельно друг от друга.

На практике все воспринимаемые нами цвета, даже те которые кажутся однотонными, являются результатом сложного взаимодействия световых волн различной длины. В наш глаз одновременно попадают волны различной длины, при этом происходит смешивание волн, в результате чего мы видим один определенный цвет. Работами И. Ньютона и Г. Гельмгольца были установлены законы смешения цветов. Для каждого цветного цвета можно подобрать другой хроматический цвет, который при смешении с первым дает ахроматический цвет т.е. белый он или серый. Их называют дополнительными цветами. Отсюда следует, все цветовые тона можно получить смешением трех выбранных хроматических цветов. Это особенность цветного зрения.

Исследователи М.В. Ломоносов, Г. Гемгольц , Т. Юнг выдвинули теорию о трехцветности зрения, предположив, что глаза имеют физиологические аппараты в виде колбочек и палочек (названные из за своей формы) красноощущающего, зеленоощущающего, фиолетовоощущающего аппарата.  Изолированное возбуждение первого дает ощущение красного цвета. Изолированное ощущение второго аппарата дает зеленый цвет, а возбуждение третьего - фиолетовый цвет. Так как свет действует одновременно на все три аппарата, по крайней мере, на два из них, происходит возбуждение с различной интенсивностью и в разных пропорциях по отношению  друг к другу, что дает тот или иной цвет в ощущениях. В сетчатке человеческого глаза насчитывается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек, которые неравномерно распределены на сетчатке. Колбочки заполняют центральную ямку сетчатки, место, куда попадает изображение предмета, на который мы смотрим [3,с.194].

Для получения четкого изображения человеку важна способность оптической системы фокусировать лучи света на сетчатке. Сетчатка воспринимает свет. В сетчатке глаза есть колбочки и палочки (фоторецепторы). Палочки отвечают за восприятие света днем и ночью, а колбочки за цветовосприятие  (цветное и дневное зрение).

Нервные импульсы идущие от двух глаз передаются в головной мозг. Правый глаз передает в правую часть головного мозга. А левый глаз (зрительный нерв) в левую часть мозга. Две части ображения мозг соединяет воедино. Происходит это следующим образом: Зрительный нерв передает сигнал, идущий от сетчатки в мозг, где образуется картинка которую видит человек, далее в точке хиазама (зрительный пекресток) зрительне нервы сливаются разделяясь на две части: внутреннюю, идущую от носовой половины сетчатки, и наружную идущую от височной половины. Внутренние части нервов перекрещиваются и каждая входит в противовположную часть мозга, совместно с наружной частью зрительного нерва от другого глаза. В результате этого ветвления и перекреста имульсы от левой стороны обоих глаз попадают в левое полушарие, а импульсы от правой в правое полушарие.Так формируется зрительный образ, распознавание цветов.

 Цветовосприятие это восприятие зрительное, определяется как цветоощущение, цветовая чувствительность, цветовое восприятие) - способность зрения воспринимать и преобразовывать световое излучение определённого спектрального состава в ощущение различных цветовых оттенков и тонов, формируя целостное субъективное ощущение («хроматичность», «цветность», колорит) [1].

Исследование психофизиологов показывают что в цветовосприятие включены двигательные компоненты (движение глаз, ощупывание предметы, проговаривание). Целостное отражение предмета требует выделения его характерных признаков в виде цвета, формы, расположения с одновременным отвлечением от несущественных, абстрактных признаков. В процессе цветовосприятия участвует мышление, память. Одна из форм зрительно-двигательной функциональной системы восприятия проявляется в одновременном восприятии объекта изображения как посредством зрения так и движением руки т.е. для более точного определения конструктивного построения изображаемого объекта его пропорций, формы, фактуры, поверхности не ограничивается рассматриванием, а начинает ощупывать рукой, поворачивать в разные стороны, гладить и т.д. [3, с.141].

 Восприятие знакомых предметов происходит быстро. В то время как восприятие новых предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни несущественные, признаки, тормозятся другие, несущественные и воспринимаемые признаки, объединяются в одно осмысленное целое.

В процессе восприятия имеет большое значение контур как элемент, несущий важную информацию о строении и формы, пространственного расположения. И.М. Сеченов указывал: …Контур предмета, как линия его раздела от окружающей среды, принадлежит к самым резким чертам всякого видимого образа. С другой стороны, глаза при смотрении на предмет всегда бегают от одной характерной точки к другой, следовательно, пробегают, между прочим, и по его контуру. Поэтому во всех случаях, когда плоскостная форма предмета отличается определенностью, след в сфере мышечного чувства, составляемый передвижениями глазных осей по контуру, будет тоже определенным [6,с.346].

Следовательно, огромную роль в цветовосприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевое усилие, направленное на то чтобы добиться лучшего восприятия. Задействуется внимание и направленность. Если предмет нам интересен, мы его воспринимаем более активно.

Восприятие это сложный единый процесс, направленный на познание того что в данный момент воздействует на нас.  Выделение основного в объектах определяется тесной связью восприятия и мышления. Движение глаз отражают процессы человеческого мышления, и которое сопровождается рассматривание того или другого объекта [3,с.140].

Свойства восприятия:

1.Избирательность осознанное выделение одного объекта из множества  других, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).

2.Предметность восприятия отнесение объекта к определенной категории в окружающей среде, узнавание объекта. Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз, которые прослеживают контур предмета и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.

3. Апперцепция это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.

4. Целостность восприятия дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

5.Структурность представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различных свойств и частей, т.е. структура предмета.
        
Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия - это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в форме треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. 

6. Константность это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определённых анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причём, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.

7.Осмысленность свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определённое значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.

Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов:

а)Внешние факторы:
-интенсивность раздражителя;
-размер раздражителя;
-контрастность раздражителя;
-движение раздражителя;
- узнаваемость раздражителя.

б) Внутренние факторы:
установка человека;
- потребности;
- опыт;
- личностные особенности (самооценка, лево- или праворукость, оптимизм-пессимизм и др.);
- эффекты восприятия.

Восприятие цвета связано с функцией колбочковых клеток сетчатки глаза. Из теорий, объясняющих цветовое зрение, наибольшее распространение получила трёхкомпонентная теория. По этой теории предполагается, что в глазу имеются три цвето-воспринимающих аппарата, возбуждающиеся в разной степени под действием красного, зелёного и синего цвета. Нормальное цветоощущение называется нормальной трихромазией, а люди с нормальным цветовым зрением - нормальными трихромами.

Расстройства цветового зрения бывают врождёнными и приобретёнными.         Приобретённые расстройства цветового зрения наблюдаются при различных заболеваниях сетчатки и зрительного нерва, особенно их атрофиях; чувствительность при этом снижается ко всем трём основным цветам: красному, зелёному и синему. Врождённые расстройства именовались ранее дальтонизмом (по имени английского учёного Дальтона, описавшего нарушения цветового зрения). Цветовая слепота (невозможность различения цвета) бывает полной и частичной. При полной цветовой слепоте все цвета представляются одинаковыми (серыми) и отличаются только яркостью. Полная цветовая слепота встречается редко, при этом наблюдаются также другие изменения глаз: светобоязнь, центральная скотома, низкая острота зрения. Частичная цветовая слепота заключается в невосприятии одного из трёх основных цветовых ощущений. Цветовую слепоту преимущественно на красный свет называют протанопией, на зелёный - дейтеранопией, на синий - тританопией  (получили название от изотопов водорода: протия (1H), дейтерия (2D или 2H) и трития (3T или 3H), имеющих характерный спектр испускания). При частичной цветовой слепоте все возможные цветовые оттенки слагаются только из двух цветов. Чаще всего слепота бывает на красный и зелёный цвета. Исследование цветоощущения производят при помощи специальных полихроматических таблиц Е. Б. Рабкина или особого прибора - аномалоскопа

В данном исследовании мы будем рассматривать развитие цветовсприятие младших школьников со здоровой сетчаткой и зрительным нервом.

«Закон перцепции», сформулированный Н. Н. Ланге (1893), строится на концепции стадиальности (фазовости) процесса восприятия, которая предусматривает изменение фаз восприятия от более общего характера к более конкретному, дифференцированному, детальному. По Ланге, любое ощущение начинается с «простого толчка» в сознании («что-то случилось»), затем осознается род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, место в пространстве. Н. Н. Ланге видел в этом основу всех простейших психических процессов

Возрастные особенности развития цветовосприятия (цветопередачи) младших школьников на пленэрной практике в системе дополнительного образования

Схема периодизации возрастного развития по Д.Б. Эльконину выглядит следующим образом. В развитии ребенка выделяются три эпохи: «раннее детство», «детство», «подростковый возраст». Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Между двумя аспектами ведущей деятельности – операционально-техническим («ребенок – вещь»), и эмоционально-мотивационным («ребенок – взрослый») имеется скрытое диалектическое противоречие. 29 За периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, в которых идет преимущественное формирование операционно-технических возможностей детей, и наоборот. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Кризис новорожденности (0–2 месяца) Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого. Центральное новообразование – индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорожденного становится, во-первых, индивидуальным существованием, отделенным от материнского организма, жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена в соцальную жизнь окружающих людей; во-вторых, эта индивидуальная жизнь является психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Период младенчества (I период, I эпоха, 2 месяца – 1 год) Ведущая деятельность – «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсомоторно-манипулятивные действия. Центральные новообразования – потребность во впечатлениях (Л.И. Божович), потребность в общении со взрослыми (В.С. Мухина). Кризис одного года Новообразования – становление ходьбы; становление речи; автономная речь; гипобулические аффективно-волевые реакции. Период раннего детства (II период, I эпоха, 1-3 года) Ведущая деятельность – предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами Центральные новообразования – овладение прямой походкой; овладение речью; овладение предметной деятельностью. Кризис трех лет Новообразования – перестройка социальной позиции по отношению к взрослому; стремление к самостоятельности; притязание на признание со стороны взрослого. Дошкольный возраст (I период, II эпоха, 3–7 лет) Ведущая деятельность – ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (сюжетно ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что... ребенок моделирует в ней отношения между людьми. ...На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению Центральные новообразования – соподчинение мотивов («Я должен» преобладает над «Я хочу»); самооценка; «этические инстанции». Кризис семи лет Новообразования – утрата детской непосредственности; дифференциация внешней и внутренней стороны личности ребенка; осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; борьба мотивов. Младший школьный возраст (II период, II эпоха, 7–10 лет) Ведущей деятельностью является учебная, в ходе которой происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка. Центральные новообразования – внутренний план действия; произвольность психических процессов; рефлексия. Подростковый возраст (III эпоха, 10–15 лет) Ведущая деятельность – социально-значимая деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредствуют поступки подростков. 30 Центральные новообразования – абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости». Кризис 13 лет Новообразования – изменение установки: от наглядности к дедукции; переоценка ценностей; «аффект неадекватности». Юношеский возраст (15–18 лет) Ведущая деятельность – познавательная. Центральные новообразования – профессиональное самоопределение; мировоззрение.

Мы выяснили, что огромную роль в цветовосприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевое усилие, направленное на то чтобы добиться лучшего восприятия. Задействуется внимание и направленность. Если предмет нам интересен, мы его воспринимаем более активно.

 Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Восприятие в младшем школьном возрасте характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая наблюдательность зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический критичный анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. 

У младших школьников в процессе восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета, в том числе и его цвета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы,цвета сходные между собой в том или ином отношении. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, в среднем звене восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс [4].

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Следует направлять через слово их внимание (Смотри вот здесь так и так то, увидел? Попробуй, изобрази). Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшой степени.

У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур в формах предметов (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют занятия по цветоведению, рисунка, лепки, пленэрной практики.

В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятие  картинки, образа. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями изображения. Немецкий психолог В.Штерн выделил три стадии восприятия детьми изображения картинки:

перечисление (от 2 до 5 лет),

описание (от 6 до 9-10 лет),

интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).

Эти стадии, зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении предмета изображения взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос «Что видишь ?Какого цвета?», то ребенок начинает перечислять предметы. Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, схемы, лица, цвета, события. Во время обучения младших школьников даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память [7].

Способ восприятия  у младших школьников разный и имеет индивидуальные особенности.

Младший школьник может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и двигательный информационный канал. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации  условно можно разделить на три категории.

Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: т. е люди подразделяются на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов(двигательный).

Есть еще дискреты - у них восприятие происходит в основном через логическое осмысление, с помощью схем, знаков, логических доводов.

Почему важно знать, какое восприятие у младшего школьника доминирующее? Если родители и педагог дополнительного образования знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, обучением, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.

Например, на занятии педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит.

    Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Выводы делаются в основном по наблюдениям или с помощью теста (самодиагностика).   
      На что обязательно обращаем внимание? 
     1. Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
     2. Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
     3. Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
     4. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.  

      Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене занятия.

Визуал: чаще всего остается в аудитории, если большинство ребят из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
      Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе: 

- от визуала можно требовать быстрого решения поставленной задачи;

- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в

другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со

стороны педагога.
      При выполнении работы на занятии или дома рекомендуется: 

Визуалу надо создавать спокойную обстановку во время занятий и выполнения  заданий. Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать диктофон, мини-плейер или магнитофон разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; . Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют. Детей с развитой зрительной памятью  около 60%.

Аудиалу- детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты. Не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием; Считается, что людей-аудиалов около 5%.

У кинестетика не стоит тренировать усидчивость во время занятий. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать педагога (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, попрыгать на пленэре, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. В группе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории «неусидчивых, гиперактивных». Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, рисовать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.
      Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, контур, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:

визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

аудиалу - сказать шепотом «ш-ш-ш»;

кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Как работать с учениками-дигиталами?

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От детей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы.
Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: «А как это устроено? А почему это работает?». Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Разумеется, любой   ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия. информации, тем эффективнее идет процесс обучения на пленэрной практике по развитию цветовосприятия.

Заключение

Мы выяснили, что огромную роль в цветовосприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевое усилие, направленное на то чтобы добиться лучшего восприятия. Задействуется внимание и направленность. Если предмет нам интересен, мы его воспринимаем более активно.

 Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Пленэрная практика активизирует цветовосприятие, позновательную деятельность, источник жизненных впечатлений и вместе с тем вносит трудности, преодоление которых формирует ответственность, инициативность, самостоятельность.

Обучаясь на занятиях учащиеся имеют возможность увидеть разницу в работе с натуры в аудитории и в работе с натуры на пленэре.  В мастерской глубина пространства определяется несколькими метрами, то на открытом воздухе пространство и глубина измеряется десятками метров, что позволяет наглядно сравнить передний план и дальний. Поэтому в мастерской часто учащиеся прописывают «Натюрморт» одинаково, что передний план, что детали заднего плана.

На пленэрной практике мы наблюдаем как изменяется цвет при перемене общего освещения. Однако даже в лунном, сумеречном освещении нам сразу удается определить цвет того или иного предмета. Это происходит благодаря особенностям зрительного восприятия человека - видеть цвет в привычном, его еще называют константное зрение.

В пленэрных условиях процесс рисования может быть медленным, потому что много отвлекающих факторов в виде погодных условий, наличия людей вокруг, насекомых и т.д.

Учащиеся видят предметы, погруженные в воздух. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками. В горах воздух разряженный, рассеиваются фиолетовые цвета и дали приобретают для наблюдателя оттенок фиолетового. Многочисленные  научные эксперименты в области восприятия цвета позволяют сделать вывод: когда этюд выполняется при одном освещении, а натура освещена по другому, неизбежно значительное искажение цветового тона в этюде, всего его цветового строя в сторону теплой или холодной гаммы.

Цветовой тон в воздушной перспективе, мало заметен на предметах ближнего плана и выразительнее проявляется на  предметах дальнего плана. Например задний план ближе к горизонту холоднее, окутан голубой прозрачной дымкой, теплее на переднем плане дальше от горизонта. Практика сравнивания ближние детали и дальние детали пейзажа, наблюдается разный характер цветовых отношений. Ближние детали насыщенны цветовым контрастами, а дальние детали смягчаются в четкости границ и контрастов. Пример гармоничного цветового строя, разноплановой связи в работах русских художников К.К. Коровина, И.Е. Репина, И.И.Левитана, Н.П.Крымова, В.И.Сурикова.

Сравнивая на пленере наблюдаемое, мы должны понять «Общее цветовое состояние этюда» еще до начала письма. Это можно сделать мысленно, рассматривая разные варианты цветового решения будущего этюда, «прокручивая» в голове. В таком случае этюд получается удачным т.к. общий цветовой тон и большие отношения были уже найдены до начала работы в цвете. Так развивается цветовосприятие, острота цветового зрения. Процесс цветового строя, согласно данным можно разделить на две сдадии: 1. Вявление главного цветового аккорда теплохолодных отношений в натуре 2. нахождение группы красок, составляющих главные тоновые отношения этюда.

На завершающей стадии работы с натуры, следуя принципу от общего к частному и от частного к общему, уточнют общее тоновое и цветовое состояние по трем основным свойствам: светлоте, доминирующему тону и насыщенности. Особая трудность представляет восприятие воздушной перспективы. Законы воздушной перспективы в таблице.

 

Литература

1.Википедия. Режим доступа к журналу URL: https://ru.wikipedia.org . (дата обращения 13.03.2024)

2.Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.-304 с.: ил.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов.-СПб.: Питер,2007.-583 с.

4.Мультиурок, статья «Особенности развития восприятия младших школьников» Режим доступа к журналу URL:  https://multiurok.ru/files/statia-osobennosti-razvitiia-vospriiatiia-mladshik.html. (дата обращения 13.03.2024)

5.Образовательная социальная сеть, статья «Особенности восприятия информации младших школьников» Режим доступа к журналу URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/08/25/osobennosti-vospriyatiya-informatsii. (дата обращения 13.03.2024)

6.Сеченов И.М. Избранные произведения. 2-е изд. М.,1958

7.Справочник от автора24 Статья «Особенности развития восприятия младших школьников» Режим доступа к журналу URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_vospriyatiya_u_detey_nachalnoy_shkoly/ (дата обращения 13.03.2024)

8.Толковый словарь Ожегова. Режим доступа к журналу URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 13.03.2024)