Музыка и мозг

Последние несколько десятилетий нейробиологи и другие не менее серьезные ученые пытаются «докопаться» до мозга музыкантов и тех, кто слушает музыку. Зачем они это делают? Можно ли с помощью музыки стать умнее? Что говорят ученые о музыкальном обучении детей? Ищем ответы в статье и видео.
Музыка оказывает огромное влияние на человека.
Об этом знали еще в древних цивилизациях – Египте, Греции, Китае. Но с помощью современных технологий мы можем буквально посмотреть, что происходит в мозгу у человека, когда он слушает разную музыку, поет или играет на инструменте. Данные научных исследований подтверждают, что музыка физиологически влияет на наш мозг и является своеобразным инструментом для управления поведением и сознанием людей. Сегодня это активно применяется в медицине, психологической практике, рекламе, кино, торговле и т.д.
Музыка – многофункциональный тренажер для мозга.
До начала 1990-х годов, когда стала возможной функциональная визуализация мозга, ученые думали, что у музыкантов лучше развито правое полушарие мозга, отвечающее за чувства и эмоции, образное мышление, интуицию. Но это не так: у музыкантов хорошо развиты оба полушария.
Все дело в том, что музыка является «общемозговым» феноменом. Короткий и наглядный мультфильм, доказывающий это, можно посмотреть здесь.
Когда мы слушаем музыку, активность наблюдается одновременно во всем мозге: участвуют двигательные центры, отвечающие за моторные функции, «первичные» эмоциональные центры, языковые модули, ответственные за обработку синтаксиса и семантики, слуховые центры… Это сложнейший процесс. Сперва мозг должен определить базовые акустические строительные блоки, например, частоту основного тона и гармоники, длительность нот и громкость, тембр. Затем полученную информацию нужно разбить на отдельные инструменты или мелодии. Результаты сравниваются с музыкальными воспоминаниями и опытом, например, знанием жанров и стилей. В то же время включаются наши эмоции: мы радуемся, успокаиваемся или раздражаемся.
И всю эту гигантскую работу мозг проделывает, если мы просто внимательно, вдумчиво слушаем качественную музыку! Что говорить о музыкантах?! Ведь им приходится максимально напрягать зрительную, слуховую и моторную кору (а еще есть и эмоциональный, творческий аспект музыки). Например, пианисту требуется согласовывать работу рук (у каждой из которых свои задачи!) и ног (для педалирования), следить взглядом за нотным текстом и дирижером / другими музыкантами, слушать свое и общее звучание ансамбля. И попутно решать множество задач для передачи эмоционально-смыслового содержания произведения.
Что в голове у музыканта?
Во время лекции «Музыка и мозг» ведущий отечественный нейролингвист Татьяна Черниговская задается отнюдь не праздным вопросом: «Что в голове у музыканта?». Мозг музыкантов, действительно, отличается. Данные томографов показывают, что некоторые части мозга у музыкантов работают более активно, чем у остальных людей. Так, у профессиональных музыкантов необычайно толстый пучок нервов, соединяющий левую и правую части мозга. Объем слуховой коры у музыкантов на 30 % больше, чем у людей, не имеющих отношения к музыке. Кроме того, у них бoльшая площадь мозга вовлечена в управление движениями пальцев, необходимыми для игры на различных инструментах.
Интересно, что ранний музыкальный опыт облегчает «музыкальное» развитие мозга. В 2004 г. педагоги университета Макмастера в Онтарио регистрировали реакции головного мозга детей разного возраста на звуки фортепиано, скрипки и чистые тоны. У детей 4–5 лет, в чьих домах постоянно звучала музыка, обнаружилась более высокая активность слуховых областей мозга, чем у тех, которые были на три года старше, но музыку слушали мало.
Что будет, если регулярно заниматься музыкой?
Многочисленные исследования подтверждают положительное влияние музыки на развитие мозга ребенка. Уже через 2,5–3 года интенсивных занятий музыкой у детей устанавливаются более сложные связи между различными областями мозга, совершенствуются слуховые и двигательные системы. Маленькие музыканты превосходят своих сверстников сразу по нескольким показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление. Также музыкальные занятия улучшают внимание и рабочую память у детей, причем когнитивные преимущества сохраняются на всю жизнь.
По мнению Татьяны Черниговской, каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети и отличная подготовка к чтению, письму и дальнейшей сложной когнитивной работе.
Наука за музыкальное обучение детей. А вы?
Список литературы:
- Болл, Филип Музыкальный инстинкт. Почему мы любим музыку / Филип Болл. – Москва : Эксмо, 2021. – 432 с.
- Влияние музыки на мозг [видео]. – Режим доступа: https://rutube.ru/video/fc5805c01acbcea73d86b0c8bc...
- Нейробиологи выяснили, как занятия музыкой действуют на мозг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20201008/muzyka-1578840431.html. – Опубл. : 08.10.2020.
- Уэнбергер Н. Музыка и мозг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scorcher.ru/art/lira/doc15.php.
- Хватова, М. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребенка: автореф. дис. [Электронный ресурс]. – 1996. – Режим доступа: http://earthpapers.net/vliyanie-prolongirovannogo-....
- Черниговская, Т. Мозг и музыка: лекция в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича [видео]. – Режим доступа: https://rutube.ru/video/027423b2c02c695d1005ab44f8....