иконописные школы россии

Иконописные школы России

Русская иконопись берет начало из раннего христианского искусства — символических росписей на стенах римских катакомб и пышных византийских фресок. Первые иконы появились на Руси после крещения в 988 году, их писали в Киеве приглашенные мастера из Византии. Но уже спустя два столетия начали возникать русские школы, мастера которых создавали свой стиль. Рассказываем, какие краски и композиции предпочитали художники в разных городах и какими деталями они дополняли иконы.

Как на Руси появились иконы

Самые древние иконы, сохранившиеся до наших дней, датируются VI веком. Мастера создавали их в технике энкаустики: расплавленные краски замешивали с воском и расписывали ими деревянную основу.

Изначально Вселенский собор Христианской церкви в Константинополе предписывал изображать Спасителя только «по человеческому естеству», не наделяя иконы символизмом. Но с веками иконописное искусство менялось. В VIII–X веках сложились новые каноны: на смену натуралистичным изображениям пришли лики с обобщенными чертами, а объемные фигуры сменились схематичными и плоскими.


После крещения Руси в 988 году повсеместно стали возводить православные храмы. Расписывать их чаще всего приглашали мастеров из Византии. Именно благодаря им на Руси и появились первые иконы — в византийском стиле.

Для стиля были характерны мозаичная роспись с точными пропорциями и тяжеловесными формами и фрески — религиозные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Краски подбирали темных тонов.

В Киеве иконы и фрески создавали по строгим канонам: все фигуры изображали плоскими и симметричными, в строго определенных позах, с суровыми или скорбными ликами и большими глазами. Складки одежды передавали схематично. Цветовая палитра была сдержанной, а нимбы, орнаменты и драгоценные украшения прорисовывали золотом.

 Одним из ярких примеров домонгольских церквей византийского образца считается храм Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинная церковь, конца X века. До наших дней она не сохранилась, но археологи установили, что мастера украсили здание мозаикой и фресками. В куполе поместили центральный образ в иконографии Иисуса Христа Пантократора, или Спаса Вседержителя, грозного Небесного Царя и Судии. В алтарном выступе, обращенном на восток, — апсиде — мастера написали фигуру Богоматери с воздетыми к небу руками. Такое изображение называется Оранта, или Молящая. Кроме фресок и мозаик храм богато украсили мрамором и порфиром — темно-красным кварцем.
Постепенно древнерусские мастера разбавляли византийские традиции нововведениями. Например, в Софийском соборе на одной из стен написали семью князя Ярослава Мудрого, эта фреска частично сохранилась до наших дней. В православных храмах того времени членов княжеских семей не изображали.

В XI веке на Руси открылась первая иконописная школа. Ее основали мастера из Константинополя, которые в 1073–1089 годах строили и расписывали Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Ученики школы — преподобные Алипий и Григорий — стали первыми русскими иконописцами, а успенские фрески копировали многие художники-последователи.

Со временем в разных городах Руси складывались свои иконописные традиции. Самыми крупными иконописными школами исследователи считают Новгородскую, Владимиро-Суздальскую, Московскую, Псковскую, Строгановскую и Палехскую. Изначально каждая из школ опиралась на иконописные традиции Киева. Но со временем наметилось и влияние разных школ друг на друга.

Новгородская школа

Во время нашествия Батыя в 1237–1240 годах многие храмы разрушили, иконы уничтожили, а ремесленников угнали в плен. Секреты мастерства были утрачены. Но большая коллекция домонгольских икон сохранилась в Великом Новгороде, который находился вдали от сражений. Одна из главных иконописных школ Древней Руси сложилась здесь еще в XII веке.

Чаще всего иконы новгородской школы писали на светло-желтом фоне. Композиции составляли из одной-трех фигур или делали многосюжетными. Все элементы мастера располагали равномерно: не оставляли пустых полей, но и не перегружали композицию. Постройки изображали симметричными, а деревья — орнаментальными.

Новгородские иконописцы противопоставляли белый цвет красному. Первый символизировал святость и чистоту, второй — кровь Христа, который искупил человеческие грехи. Для растений использовали темно-зеленые тона, а горы писали в виде легких силуэтов желтого, зеленого, синего и фиолетово-розового оттенков.

Ноги и руки на иконах мастера изображали схематично, а вот черты лица выписывали детально. Элементы одежды, например кресты на длинной ленте — омофоре, чаще всего выделяли темными цветами. Золотистые оттенки присутствовали в основном в торжественных сюжетах, таких как «Христос в воскресении» или «Христос во славе». На этих иконах одежду святых покрывали инокопью, или ассистом, — клеящим веществом на основе чесночного сока и сусла, которое сверху золотили.
Часто на иконах изображали сцены и сюжеты из апокрифов — произведений на библейскую тему, которые складывал народ. Многие из них официальная церковь в те времена считала недостоверными. К ним исследователи относят некоторые изображения Николая Угодника и Георгия Победоносца.

Одним из важных направлений новгородского искусства стали житийные иконы. В среднем поле мастера писали фигуру святого в полный рост или по пояс. В боковых клеймах — небольших квадратах — размещали эпизоды из жития этого святого. Темные силуэты чередовали со светлыми. Композиции новгородской живописи, какой бы сложности они не были – одно-, двух-, трех-фигурные или же много-сюжетные, повествовательного характера – все они просты, прекрасно вписаны в плоскости и согласованы с их формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости. Они не имеют ни слишком загруженных, ни пустых мест. Фоновые пространства между отдельными изображениями принимают красивые формы, играя большую роль в композиции. Фигуры, горы, деревья часто располагаются симметрично. Этим композиции замыкались, получали полное завершение. Вместе с тем, эта симметрия разбивалась поворотами фигур, наклонами их голов, разнообразными формами гор, лещадок, построек, деревьев и других изображений.

Надо сказать, что новгородская живопись небогата изображениями растительности. Деревья в большинстве своем условной, веерообразной формы, в редких случаях округленных форм, у всех стволы к корням сильно утолщенные.

Все типы деревьев декоративны, решены условно, порой напоминают орнамент и вместе с тем убеждают как своеобразное обобщение природных форм.

Палатное письмо в новгородской живописи занимает очень большое место. Палаты всегда просты, гармоничны в пропорциях, формы и силуэты их красивы и разнообразны. Такой же простоты и красоты вся палатная обстановка: столы, сиденья, подножья, подставки, перекидные занавеси и орнаментальное украшение.

По цвету палатные постройки так же просты, как и по форме. Они имеют нежные, мягкие силуэты, основные тона их не многокрасочны, а сдержаны, только отдельные детали (входные проемы, окна, занавеси, колонки) всегда самых густых ярких красок: киновари, кармина, зелени и умбры. Сочетание сдержанных и ярких тонов составляет звучную и сильную цветовую гамму при общем мягком силуэте.

Вода в новгородском письме встречается редко и выполняется одним приемом: волнообразные параллельные линии по темно-синему, ярко выраженному силуэту крупных волн.

Есть свои обязанности и в изображении животных. Например, лошади выполняются и в светлых и в темных силуэтах. По цвету они весьма разнообразны: то белые, то черные, то киноварные или синие, желтые и других тонов. Все эти тона, благодаря детальной проработке создают в композиции общую мягкую красочную гамму. Особо типичны для новгородской живописи киноварные украшения на белых и черных лошадях. Кроме этого, на телах лошадей, по их мускулам, делались блики с резкой светлой оживкой.

Фигуры человека в новгородской живописи несколько удлиненных против натуры пропорций, что придает им строгую стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. Одни фигуры выражают смирение и благолепие, другие богатырское величие, третьи – одухотворенность, задумчивость, скорбь, радость, человеческое благородство.

В изображениях человека характерны строгий графический рисунок рук, ног и тела. Тона фигур мягкие, звучные, но удивительно глубокие.