Парные согласные. Конспект урока по русскому языку. 2 класс УМК "Школа России""

Обанина Елена Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока русского языка во 2 классе

УМК «Школа России»

Программа: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык

Учебник: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 2 класс. Ч. 2. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005.

Тема: «Правописание парных согласных в корне слова»

Цели: формирование орфографической грамотности, прочного навыка обозначения на письме парных согласных в корне слова

Задачи:

  1. обобщить и систематизировать способы проверки парных согласных в корне слова; добиться четкого усвоения и понимания теоретического материала;  упражнять детей в  подборе проверочных слов различными способами;
  2. уточнить значение понятий «проверочное слово» и «проверяемое слово»; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких,  так и глухих согласных; расширять у учащихся словарный запас;  вырабатывать навыки грамотного письма; формировать умение работать с ячейками графической таблицы;
  3. прививать интерес к предмету, формировать активность, сознательность, ответственность в учебной деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

 Прозвенел и смолк звонок.

 Начинается урок.

 Мы за парты дружно сели

 И на доску посмотрели.

Слайд 1.  

Чтение текста слайда

У:  Как вы думаете, зачем в школе, начиная с 1- ого класса, изучают предмет «Русский язык»?

 - Чтобы быть грамотным.

 - Чтобы правильно писать.

 У:  Что нам необходимо делать, для того, чтобы правильно писать?

Выслушиваю ответы детей

 У:  Прочитайте слова М. Горького – известного русского писателя. 

Слайд 2.

Чтение текста слайда

- Кто не согласен со словами М. Горького

II. Актуализация знаний

1. Логическое упражнение с буквами

 У: Изучать свой родной язык люди начинают с букв. Посмотрите на доску и задержите свой взгляд на несколько секунд.

На доске записаны буквы, написанные разными шрифтами (печатным и письменным)

                                                    в         т        Ж             р

                                            ж           и           п        ж  

Учитель несколько секунд (3-4 сек.) демонстрирует группу букв, затем закрывает их.

У: Что видели на доске?

- На доске записаны буквы.

У: Какая буква повторялась?  (ж)

У: Сколько бук «ж» заметили? (3)

Учитель открывает группу букв.

У: Проверьте, правы ли вы.

У: Исследуйте группу букв. Расскажите, что заметили. Какое задание можете предложить с этими буквами?

- Найти лишнюю букву.

У: Какая буква лишняя?

Дети называют буквы и объясняют, почему так считают. Учитель стирает названную букву.

ж - лишняя, так как одна печатная среди письменных букв;

Ж -  лишняя, так как одна заглавная;

и -  лишняя, так как одна гласная среди согласных;

У: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

р – непарная, остальные буквы парные, поэтому она лишняя.

На доске остаются буквы: в, т, п, ж.

У: На какие группы можете разделить оставшиеся буквы?

- в, ж – буквы звонких согласных звуков;

   т, п – буквы глухих согласных звуков.

У: Назовите для каждой буквы пару по глухости и звонкости.

У: Среди оставшихся букв притаилась ещё одна особенная буква. Догадайтесь, что это за буква и чем она особенна.

- ж – обозначает всегда твёрдый звук.

У: Все ли парные согласные мы с вами вспомнили?

У: Какие парные буквы не назвали?

У: Зачем надо знать парные согласные?

- Знать парные согласные нужно для того, чтобы правильно писать их в словах.

2. Работа в тетрадях.

Минутка чистописания:  

1 строчка  – Зз     Сс

2 строчка  – Кк    Гг                

У: Каждую букву напишите столько раз, пока не получится самая красивая буква.

Самостоятельная работа детей.

Каждый ребёнок сам принимает решение, сколько раз ему написать ту или иную букву.

III. Работа над новым материалом.

У: Произношение каких согласных может расходиться с их обозначением на письме?

- Произношение парных согласных может не совпадать с их обозначением на письме.

У:  В каких случаях надо проверять обозначение на письме парных согласных?

 - На конце слова и перед глухими согласными всегда надо проверять написание парных согласных.

У: Прочитайте слова:

урожай    

арбуз   

сапожки    

коровка

(слова напечатаны)

У: В каких словах надо проверять парный согласный? Почему?

- арбуз – парная согласная на конце слова

- сапожки, коровка – парные согласные перед глухими согласными

У: Что можете сказать про слово «урожай»?

- В слове «урожай» парный согласный проверять не нужно, т. к. он стоит перед гласным.

- Перед гласным парный как слышится, так и пишется.

- Это слово может быть лишним.

У: Какое слово ещё может быть лишним?

- «арбуз» - 2 слога;

- «сапожки» - во множественном числе;

- «коровка» - одушевлённое существительное;

У: В каких словах ударение падает на второй слог?

- Только в слове  «урожай» ударение падает на третий слог, а в других словах  на второй.

У: Обратите внимание на безударные гласные в словах. Назовите их в каждом слове. Проверяются они ударением или нет?

- Безударные гласные в этих словах нельзя проверить ударением, их нужно запомнить.

Учитель убирает слова или закрывает их.

У: Запишите в тетрадь столько слов, сколько запомнили. Запишите слова в столбик.

Самостоятельная работа детей.

У: Проверьте свою работу по образцу.

Слова вновь демонстрируются всему классу.

У: Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «арбуз» и «коровка»?

Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:

- Способы проверки парных согласных в конце и в середине слова одинаковые.

- Место парных согласных в слове не влияет на способ проверки.

У: Запишите в тетрадь проверочные к словам «арбуз» и «коровка».

арбуз – арбузы, арбузные, арбузик

коровка – корова, коровий, нет коровок

У: Для чего надо уметь подбирать проверочные слова?

- Проверочные слова помогают правильно писать сомнительные парные согласные.

У: Догадайтесь, какое сложное слово получится, если соединить корни двух слов «правильно» и «писать».

                                  РЕБУС:

                   «правильно» + «писать» = …

- Правописание!

Если дети затрудняются, то учитель может помочь им, проговорив первую часть сложного слова: «право...».

У: Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Слайд 3.

Сопоставление формулировки обучающихся с темой, записанной на слайде.

У: Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в жизни или нет?

У: Чтобы вы смогли применить на письме приобретённые на уроках знания и умения, вы должны быть внимательными и сосредоточенными; быть готовыми к встрече с сомнительными парными согласными в словах: уметь замечать их и  знать, как их проверить.  

Слайд 4.

Чтение четверостишия со слайда, заучивание его наизусть

У: Прочитайте совет Знайки и постарайтесь его запомнить.

IV. Закрепление.

1. Упражнение в подборе проверочных слов.

Слайд 5.

Дети читают слова со слайда, проговаривают, сравнивают произношение с написанием и выбирают те, парные согласные которых требуют проверки.

У: Прочитайте слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением.

- Ложка, зубцы, рукавчик.

У: Кто может объяснить значение слова «зубцы»?

«Зубец» - острый выступ на чём-нибудь. Зубцы пилы, расчёски, грабель, Кремлёвской стены. (Показать иллюстрации грабель, пилы, Кремлёвской стены, продемонстрировать зубцы расчёски.)

У: Что можете сказать о парных согласных в этих словах? (находятся перед глухими согласными)

У: Какие они: глухие или звонкие? (звонкие)

У: Что происходит с ними во время произношения? (звонкие согласные перед глухими оглушаются)

У: Что можете сказать об остальных словах?

- В словах «кошка», «шкафчик», «купцы» произношение парных согласных совпадает с написанием.

У: Объясните обозначение на письме парных согласных в каждой паре слов.

Дети называют проверочные слова для каждой пары.

У: Слова, которые мы проверяем, как называются? (проверяемые)

     А слова, которые подбираем для проверки, как называем? (проверочные)

У: Запишите несколько слов (любых, какие понравились). Проверяемое слово пишите после проверочного.

Самостоятельная работа детей.

У: Прочитайте пары слов, которые вы написали. Какие буквы помогают проверить сомнительные согласные? (буквы гласных звуков)

Физминутка.

2. Работа с таблицей.

Слайд 6.

Работа по таблице

У: Прочитайте названия столбцов.

У: Прочитайте проверяемые слова. Какие буквы пропущены? (парные согласные)

У: Почему их надо проверять? (находятся на конце слова и перед глухой согласной буквой «к»)

У: Сколько способов знаете для проверки парных согласных? Назовите их.

- Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

Слайд 7.

Сравнивают свои ответы с графами таблицы

У: Как называются слова в грамматике? (части речи)

У: Какие части речи вы уже знаете?

- Имя существительное, имя прилагательное глагол.

Слайд 8.

Сравнивают свои ответы с графами таблицы

Учитель раздаёт детям такие же таблички, напечатанные на карточках.

У: К слову «моро...» подберите проверочные слова всеми способами. Какую букву нужно вставить на месте пропуска? («з») Запишите в своих табличках проверочные слова в соответствующие ячейки и вставьте пропущенную парную согласную, как это сделано на образце.

Слайд 9.

У учащихся на столах карточки с таблицей. Они вписывают проверочные слова в ячейки в соответствии с образцом на слайде.

Сверьтесь с образцом.

У: Для  слова «ры...ка» попробуйте сами подобрать проверочные слова и вписать их в ячейки второй строки справа от проверяемого слова. Начните с любой ячейки.

Если у отдельных учащихся возникают затруднения, обращаемся за помощью к классу, учителю.

Учитель наблюдает за самостоятельной работой учеников и при необходимости осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми.

Проверка по образцу.

Слайд 10.

Учащиеся сравнивают свою работу с образцом на слайде

Аналогично проводится работа со словом «ска...ка».

Проверить по образцу.

Слайд 11.

Учащиеся сравнивают свою работу с образцом на слайде

У. Сегодня вы впервые работали с таблицей и все справились с заданием. Вы молодцы!

Слайд 12.

Дети читают надпись, смотрят на картинку и улыбаются.

Релаксация.

3. Работа с учебником.

У: Откройте учебник на странице 92 и прочитайте правило.

У: Как проверить парную согласную на конце слова? Как проверить парную согласную в середине слова? Что нужно запомнить о способах поверки парных согласных.

- Способы проверки сомнительных согласных одинаковые во всех случаях.

У: Как называются буквы в словах, которые пишутся по правилам? (орфограммами)

V. Домашнее задание.

С. 93 упр. 59 или 60 (по желанию детей)

VI. Итог урока.

У: Чему научились сегодня на уроке? Что понравилось? Какое задание было самым интересным? А трудным? Что хотели бы запомнить с урока?

Слайд 13.

Учитель благодарит учеников за работу.

Дополнительный материал к уроку.

Если время будет позволять, предложить детям работу с группами  однокоренных слов. Учебник: стр. 88, упр. 52

Группы слов напечатаны на отдельных карточках и разрезаны по 1 слову.

Каждый ученик работает с одной группой слов.

1 ученик - «сказочка, сказочный, сказки, сказитель»

2 ученик - «улыбаться, улыбочка, улыбки»

3 ученик - «загадочная, угадать, загадки, загадочка»

4 ученик - «походка, походный, походить, походочка»

У: Найдите среди однокоренных слов проверяемое и проверочные. Разложите слова так, чтобы проверяемое слово было после проверочных.

Запишите слова в указанном порядке. 

Учитель наблюдает за работой каждого второклассника и при необходимости оказывает помощь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: