Признаки склонения существительных.Конспект урока русского языка. 4 класс.УМК "Школа России" ")

Обанина Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc91.5 КБ
Office presentation icon RUSSKIY_YaZYK_4_klass.ppt398 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык, урок-обобщение

Тема: «Признаки склонения имён существительных»

Продолжительность: 1 урок - 40 минут

Класс: 4 класс

Технологии: демонстрационные (презентация), информационные (энциклопедическая статья «Грамматика» компьютерной программы «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»; словарная статья «реять» компьютерной программы «Толковый Словарь Русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова »)

Аннотация

При проектировании урока я учитывала возможности учащихся, их индивидуальные особенности, интересы и увлечения. Учебный процесс планировала на основе ИКТ, личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий и элементов развивающего обучения.

Урок «Признаки склонения имени существительного» по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой рекомендуется для обобщения и систематизации знаний изученного материала по теме «Основные типы склонения имён существительных». На данном уроке сочетаются различные формы, методы и приемы организации образовательного процесса. В течение занятия обобщаются признаки 1, 2, 3 склонений, формируется умение по роду и окончанию существительных определять тип склонения и самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.  Урок предполагает самостоятельную, творческую деятельность учащихся, целеполагание и воспитание ценностного отношения к здоровью. Используются следующие формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная. Деятельность учащихся нацеливается на воспроизведение изученного материала, приобретение опыта получения, накопления и передачи новой информации, практическое применение знаний, проявление инициативы, творчества. Приемы активизации образовательного процесса направлены на  формирование умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, принимать решения, выбирать наилучший вариант. На уроке через построение диалога, беседы идет работа по развитию орфографической зоркости, речи учащихся. Демонстративный метод повышает мотивацию учащихся к изучению родного языка, повышает качество усвоения материала учащимися с нарушением восприятия. Структура демонстрации предполагает неоднократное использование материалов в течение урока, отдельные фрагменты могут быть использованы и на последующих занятиях.

Практическая реализация

Блиц-опрос учащихся после урока:

  1. Тюльканова Людмила, ученица 4класса: «Мне было интересно на уроке, потому что понравились веселые  картинки на слайдах, интересные задания»
  2. Калугин Данил, ученик 4 класса: «Я все хорошо видел на экране, поэтому мне было интересно на уроке, очень понравилось придумывать предложения»
  3. Шумилов Александр, ученик 4класса: «Мне нравиться работать на компьютере во время урока, нравятся презентации сделанные Еленой Николаевной. Было интересно работать в парах, выбирать нужные слова, находить лишние».
  4. Кузнецов Андрей, ученик 4 класса: «На уроках Елены Николаевны мы узнаём очень много. Она столько интересных заданий придумывает для нас. Мне никогда не бывает скучно, и урок проходит незаметно».

Богордаева Ш.Р., методист:  На протяжении всего урока прослеживается отчетливая целенаправленность как всего урока в целом, так и его отдельных этапов. Содержание урока достаточно научно, прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью.  Методы, применяемые учителем на уроке, способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся (использование ТСО, наглядность, индивидуальная работа со слабыми учащимися, проблемность). Безусловно, учителем проведена большая подготовительная работа к уроку. Использование ИКТ на этом уроке продуманно, обоснованно и эффективно. Презентация, подготовленная учителем, расширяет и углубляет знания учащихся. позволила сделать урок эмоционально насыщенным, живым. Урок никого не оставил равнодушным, а значит учитель достучался до каждой детской души.

Асташенко Н.И, учитель начальных классов: «В форме и характере организации урока прослеживается системность обучения, ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Обучение велось на достаточно высоком уровне трудности. Елена Николаевна использовала метод сравнения и сопоставления. Цели урока были подчинены развитию у четвероклассников интеллектуальных, волевых, нравственных качеств. В работе были задействованы все ученики класса. Работа основывалась на самостоятельной мыслительной деятельности детей совместно с учителем. Педагог проявил большое искусство, сохранив свою ведущую роль, обеспечил свободу самореализации каждого ребенка, создавая условия, при которых дети не боялись высказывать, пусть еще не совсем зрелые мысли. Учитель умело создал на уроке коллизию, содержанием которой явилось противоречие, поиск решения проблемы. Обобщение изученных знаний подвело детей к нахождению верного решения».

Сабаралеева М.Н, учитель начальных классов: «Мною был посещен урок в 4 классе. Елена Николаевна использовала в своей работе различные формы, методы и приемы, умело применяла ИКТ, формируя прочные знания учащихся. Фронтальная работа по слайдам всем классом, парная с целью нахождения имен существительных указанных склонений, а также индивидуальная работа учащегося на компьютере с целью нахождения значения слова в электронном варианте БЭКиМ, все это  обеспечивает интенсивность обучения, возможность увеличить объем выполнения различных видов упражнений. Систематическое использование ИКТ на уроках позволяет Елене Николаевне ориентировать детей на саморазвитие умения добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях, а также раскрывает практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности, что было видно на уроке  при составлении предложений с использованием слов на слайдах. Такую работу можно увидеть на каждом урок Елены Николаевны».  

Ход урока

I. Оргмомент / Мотивация

Слайд 1

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

А чтобы урок пошел каждому в прок,

Активно в работу включайся дружок.

- Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название. Кто-то из вас знает, как назывался учебник? Вспомните мультфильм «В стране невыученных уроков». В нём оживает учебник, и называется он … «Грамматика».

Учитель:  Зачем нужна грамматика?

Слайд 2:   Зачем нужна грамматика

 - Как понимаете значение этого слова?

 На доске демонстрируется карточка с печатным словом ГРАММАТИКА (Приложение 1)

- Куда мы можем обратиться за толкованием незнакомого слова?  (словарь, энциклопедия)

Работа с энциклопедической статьей «Грамматика»

программы «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008».

Ученик работает за компьютером (остальные оформляют работу в тетради). Открывает образовательный ресурс «БЭКМ», выбирает раздел «Энциклопедические статьи» и через ПОИСК открывает статью «Грамматика». Читает её содержание вслух для всего класса.

Учитель: Для чего школьники изучают русский язык? Зачем нужна грамматика?

Выслушиваются мнения учащихся.

- Прочитайте, как на этот же вопрос ответил А. Шибаев.

Слайд 2:  Стихотворение

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

                                  А. Шибаев  

Ученица читает вслух стихотворение.

Учитель:  Для граждан России русский язык лучше всех на свете. Мы на этом языке общаемся, поэтому нужно знать о его строе и законах, чтобы грамотно выражать свои мысли, правильно говорить и писать.

II. Актуализация знаний

1)  Минутка чистописания

Учитель: Запишите новое слово грамматика в тетради, соблюдая нормы каллиграфии: наклон, размер букв, правильные соединения. Обозначьте орфограммы.

Работа с предложением: чтение, анализ и запись предложения.

Без грамматики, друзья, нам никак прожить нельзя!

- Какое это предложение по интонации? А по цели высказывания?

- Что заметили в предложении? Объясните постановку знаков препинания.

На доске демонстрируется опорная схема постановки запятых при обращении (Приложение 2)

2)  Проверка Д/З

Слайд 3: Пословицы

Лень хуже болезни.

От лени – болезнь,  от работы - здоровье.

Учитель: Прочитайте пословицы и объясните их значение.

Выслушиваются мнения детей.

- Что можете сказать о втором предложении? Почему так думаете?

- Найдите в пословицах имена существительные, которые не относятся к 3 скл. Назовите  их.

Ученик: Не относятся к 3 скл. существительные от работы, здоровье.

Учитель: Что можете сказать про остальные имена существительные? (они 3 скл.) Назовите их.

Ученик: лень, от лени, болезнь – существительные 3 скл.

Учитель: Существительное с предлогом от лени в форме какого падежа употребляется? Как быстро определить падеж?

Выслушиваются ответы детей.

3)  Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках, через сопоставление, наблюдение, исследование имен существительных.

Учитель: Что общего между словами лень, болезнь, кроме 3 скл.?

Выслушиваются ответы детей.

На доске демонстрируется дидактическое пособие «Гусеница» из кругов (Приложение 3), на которых напечатаны общие грамматические признаки имени существительного. «Гусеница» напоминает детям, о чем нужно говорить,  помогает сопоставлять признаки и выбирать нужные.

 

Учитель: Я предлагаю вам две грамматические характеристики существительных. Прочитайте их внимательно. Какая из характеристик подходит для слов лень, болезнь? (2)

Слайд 4: грамматические характеристики слов:

- имена сущ., нариц., одушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с твёрдой основой

- имена сущ., нариц., неодушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с мягкой основой

- Почему первая не подходит?

- Подберите слово, к которому подойдет первая характеристика. (Мышь)

- Почему так считаешь? 

Выслушиваются мнения детей.

Если дети назовут слово молодёжь, то провести следующую работу:

Слово молодежь называет живое или неживое? Молодежь – кто? или что? Одушевлённое оно или нет? Не все так просто. Есть существительные, которые называют живое, но отвечают на вопрос что? и считаются неодушевлёнными. Например, собирательные существительные (такие как народ, стая, детвора). Они, называя множество предметов, как бы собирают их в одно целое. Слово молодёжь тоже собирательное существительное, отвечает на вопрос что? и является … (неодушевленным).

 

Учитель: Почему слова мышь, лень, болезнь отнесли к 3 скл.?

- Если слово ж.р., верно ли будет утверждение, что оно 3 скл.?

Выслушиваются мнения учащихся.

Учитель: Чтобы определить тип склонения существительного, на что нужно обратить внимание?

Ученик: Нужно определить род и посмотреть на окончание существительного.

Учитель: Сравните своё предположение с выводом в учебнике на с. 103

Учитель: Что можете сказать про окончание и род существительных, если по ним узнаём тип склонения?

Подсказка. На доске демонстрируется предложение (Приложение 4):

Окончание и род имён существительных - это _________ склонения.

Учитель: Прочитайте предложение и догадайтесь, какое слово подходит по смыслу на месте пропуска (признаки). Прочитайте, что получилось?

- О чем говорим сегодня на уроке?

Ученик: Говорим о признаках существительных

III.  Тема урока / Целеполагание

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Один ученик формулирует тему урока.

Слайд 5: Признаки склонения имен существительных

Учитель: Что вам предстоит сегодня запомнить прочно и надолго? Чему постараетесь научиться?

IV.  Обобщение знаний о признаках имен существительных

Слайд 6: Сводная таблица «Признаки существительных»

Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте заголовки столбиков. Перечислите типы склонений. Назовите, какого рода бывают существительные. Назовите признаки 1 скл., 2 скл., 3 скл.

- В каком склонении нет ж. р.? М.р. может указывать на какие два склонения?

- Нулевое окончание может встретиться у существительных какого склонения?

V.  Работа над пройденным материалом

  1. Классификация имен существительных

Слайд 7: имена существительные: 

Малыш, мышь, Костя, лист, бумага, память, зверёк, лакомство, кошка.

- Какую работу можете предложить со словами?

(лишнее слово - Костя; классификация по признакам одушевленности  - неодушевленности, типы склонений)

Учитель: Разделитесь парами для выполнения практической работы.

Каждая пара получает конверт со словами (Приложение 5). На конверте указано склонение сущ.

ФИЗМИНУТКА

Практическая работа учащихся в парах.

Ученики выбирают слова заданного склонения.

Слайд 8: классификация слов по типу склонения

Учитель: Сверьте выбранные слова с образцом. Оцените свою работу.

  1. Работа с предложением

Слайд 9: Деформированное предложение:

Малыш(?) ____________ мышь.

Учитель: Сравните слова малыш и мышь. Нужно писать букву -ь- на конце слова малыш  после шипящего или нет? Почему?

- Придумайте предложение с этими словами, соединив их глаголом по смыслу.

Выслушиваются варианты детей.

Слайд 9: Малыш нарисовал мышь.

- Запишите предложение и разберите его по членам.

- Передайте мысль, заключенную в предложении, другими словами. Каждое слово нужно заменить близким по смыслу словом, словосочетанием или группой слов.

Ученик: Ребёнок изобразил полёвку.

Подсказка. Слово мышь можно заменить перечислением признаков зверька. Демонстрация на доске картинки «мышь» (Приложение 6).

Глагол нарисовал замените похожими действиями: начертил (на песке), нацарапал (углём на скале) и т.д. 

Ученик: «Доисторический мальчик нацарапал угольком на скале изображение крохотного зверька с усами, длинным тонким хвостом, круглыми ушками, острыми зубками».

Учитель: Я тоже придумала дома предложение. Прочитайте его.

Слайд 10: Преобразованное предложение:

Костя по памяти воспроизвёл на листе бумаги образ маленького, серенького зверька, который часто становится лакомством для кошки.

Учитель: Прочитайте предложение медленно, запоминая каждое слово. Запишите его, как запомнили (письмо по памяти).

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Дополнительное задание для тех, кто быстро (раньше других) справится с работой:

- Найдите существительные и укажите их склонение.

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Выслушиваются варианты детей.

Учитель: Вам понравилось придумывать предложения и преобразовывать их? Вы учились передавать одну мысль разными словами. Этот опыт пригодится  вам в работе над сочинениями и изложениями.

 

  1. Работа с деформированным текстом

Учитель: Сейчас вы занимались творчеством. А я предлагаю вам познакомиться с творчеством И. Бунина.

Слайд 11: Деформированный текст. Стихотворение И. Бунина «Ласточки» (Учебник: с. 104)

Учитель: Прочитайте текст.

- Как понимаете значение слова реять? 

Выслушиваются ответы детей.

Знакомство со словарной статьёй программы Толкового Словаря Русского Языка

Слайд 16: Словарная статья «Реять» компьютерной программы Толкового Словаря Русского Языка 

Один ученик вслух прочитывает толкование слова реять.

Слайд 11: деформированный текст

Учитель: Как вы думаете, сколько предложений в тексте? (1) О чем говорится в предложении? Что заметили в нем? Чего не хватает в предложении?

Слайд 12: текст с выделенными однородными членами

Учитель: Назовите однородные члены предложения. Как они соединяются в предложении: интонационно или союзами? Прочитайте предложение, показывая паузами, где должны стоять запятые.

Слайд 13:  текс с расстановкой запятых

Учитель: Дома спишите это предложение из учебника, укажите тип склонения существительных и падежи. Помните, когда в руках перо, пусть ухо будет глухо, а зрение остро.

VII. Домашнее задание.

Учебник: с. 104, упр. 70, определить падежи сущ.

VI. Итог урока / Рефлексия

Учитель: Вам понравилось на уроке? От чего зависит тип склонения имен существительных?

Я желаю вам прочных знаний, хорошего настроения. Урок закончен

Слайд 15 Окончание урока 

Дополнительное задание

Если останется время, можно провести с детьми игру

Слайд 14: Поиск аналогов

Учитель: К слову мышь подберите как можно больше слов, сходных с ним по указанному признаку (аналогов).  Там, где признак не указан, постарайтесь определить его.  У всех существительных называйте тип склонения.

Задание выполняется устно или письменно в зависимости от времени, оставшегося до конца урока.

мышь -  

грамматические      признаки слова:     

  •   одушев    -   Людмила
  •   нариц.      -   каникулы
  •    …             -   ягода
  •    …             -   солнце  
  •   шипящ. на конце   -      …
  •   3 скл.        -      …

признаки предмета:  

  •  грызун  -  белка
  •  серый цвет  -  …
  •  имеет усы    -  …
  •  длинный хвост  -  ящерица
  •  питается семенами  - воробей
  •  приносит вред человеку  -  …  

        

 

 

 

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК класс

Слайд 2

Чтоб грамотно писать. Чтоб грубые ошибки В письме не допускать, Чтоб с детства знали дети И каждый ученик, Что лучше всех на свете Его родной язык! А. Шибаев Зачем нужна гра мм атика?

Слайд 3

Лень хуже болезни. От лени – болезнь, от работы – здоровье.

Слайд 4

- имена сущ., нариц., неодушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с мягкой основой - имена сущ., нариц., одушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с твёрдой основой лень, болезнь мыш(?)

Слайд 5

ПРИЗНАКИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 6

ПРИЗНАКИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СКЛОНЕНИЕ РОД ОКОНЧАНИЕ ТИП ОСНОВЫ 1-е ж м -а, -я мягкая или твёрдая 2-е м с -о, -е, -ё мягкая или твёрдая 3-е ж мягкая или твёрдая на ж, ш

Слайд 7

Малыш, мышь, Костя, лист, бумага, память, зверёк, лакомство, кошка.

Слайд 8

1 склонение Костя бумага кошка 2 склонение малыш лист зверёк лакомство 3 склонение мышь память

Слайд 9

Малыш(?) ________ мышь. Малыш нарисовал мышь.

Слайд 10

Костя по памяти воспроизвёл на листе бумаги образ маленького, серенького зверька, который часто становится лакомством для кошки.

Слайд 11

Ясным утром на тихом пруде Резво ласточки реют кругом Опускаются к самой воде Чуть касаются влаги крылом (И. Бунин)

Слайд 12

Ясным утром на тихом пруде Резво ласточки реют кругом Опускаются к самой воде Чуть касаются влаги крылом (И. Бунин)

Слайд 13

Ясным утром на тихом пруде Резво ласточки реют кругом , Опускаются к самой воде , Чуть касаются влаги крылом. (И. Бунин)

Слайд 14

мышь - грамматические признаки слова: одушев - Людмила нариц. - каникулы … - ягода … - солнце шипящ. на конце - … 3 скл. - … признаки предмета: грызун - белка серый цвет - … имеет усы - … длинный хвост - ящерица питается семенами - воробей приносит вред человеку - … ПОИСК АНАЛОГОВ

Слайд 15

Спасибо за внимание Прочных знаний вам, девчонки и мальчишки!

Слайд 16

Толковый Словарь Русского Языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой РЕЯТЬ , рею, реешь; несов. (высок.). 1. Летать плавно, парить. Орёл реет в вышине. 2. (1 и 2 л. не употр.). Плавно развеваться . Реют знамена