Презентация к уроку математики" Куб. Развертка куба"

Презентацию рекомендуется использовать на этапе закрепления темы "Куб. Развертка куба". Использование на занятиях визуальных дидактических средств в сочетании с практической осязательной деятельностью способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Razvertka_kuba_s_animaciyami.zip822.69 КБ

Предварительный просмотр:

Логинова Ирина Викторовна,

преподаватель «Логики» и «Наглядной геометрии»,

«Школа развития способностей «Крошка Енот», Великий Новгород 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к презентации урока «Развертка куба»

                С целью повышения эффективности занятий по геометрии я исследовала различные виды современных конструкторов из пластмасс как зарубежного, так и российского производства на предмет качества и развивающего эффекта для учащихся. В результате я выбрала конструктор, соответствующий всем требованиям экологической безопасности, отвечающий многочисленным запросам развивающего обучения и интересный для детей - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО). Это оригинальное учебное, учебно-методическое пособие для уроков геометрии обладает единственной, в своем роде, возможностью к наглядному осязательному постижению геометрических тел, форм и плоскостей. На его основе мы изучаем различный материал, начиная от простого плоского узора и заканчивая сложными трехмерными конструкциям. 

Предлагаемый сценарий урока основан на интеграции практической работы и исследовательской деятельности учащихся с мультимедийным сопровождением. Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Это резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. А практическая работа учащихся с геометрическим конструктором способствует развитию координации и мелкой моторики рук. Таким образом, использование на занятиях визуальных дидактических средств в сочетании с практической осязательной деятельностью способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

                Представляю Вашему вниманию мультимедийную презентацию «Развертка куба», которую я использую на занятиях одновременно с обучающим конструктором.

                Занятие проводится в 5 классе, и рассчитано на два учебных часа. При этом большая часть времени на занятии отводится на исследовательскую деятельность учащихся посредством практической работы с геометрическим конструктором.

                Цель: развитие интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.

                Задачи:

- создание условий для творческого поиска в нахождении соответствия между пространственным видом куба и его плоскостным изображением (разверткой);

- систематизация и обобщение знаний по теме «Куб. Развертка куба»;

- развитие логики и схематического мышления;

- воспитание культуры общения ;

- формирование навыка самостоятельной оценки собственной деятельности путем фиксирования результатов выполненного задания с их последующей проверкой.

Тип урока: практическая работа.

Форма работы: фронтальная работа и работа в парах.

Материалы и оборудование: трансформируемый игровой конструктор для обучения (ТИКО), набор «Геометрия» - 20 коробок; раздаточный материал -  лист для ответов, таблица N 1, таблица N 2, рисунок 1, рисунок 2; средства  ИТК: компьютер, мультимедийный проектор.

I урок

 СЛАЙД – задание 1

 Соберите из ТИКО-деталей куб. Ответьте на следующие вопросы:

1) Сколько вершин у куба?

2) Сколько ребер у куба?

3) Сколько ребер сходятся в вершину?

4) Как расположены ребра, составляющие любую вершину куба?

Впишите свои ответы в готовый текст (раздаточный материал) – 4 СЛАЙД.

Правильные ответы:

  1. У куба 8 вершин.
  2. У куба 12 ребер.
  3. Три ребра сходятся в один угол.
  4. Ребра расположены перпендикулярно друг к другу

5 СЛАЙД – задание 2 (исследовательская деятельность)

 Разложите ТИКО-куб на грани на плоскости. Вы получили развертку куба.

Сравните свою развертку с развертками своих товарищей. Есть ли разница?

Начерти форму своей развертки на листе бумаги в клеточку.

Придумай другие развертки куба. Начерти их на листе бумаги в клеточку.

Поменяйтесь листами с соседом по парте и проверь с помощью ТИКО-деталей работу друг друга -  получится ли из изображенных на листе разверток сложить куб? (работа в парах)

6 – 7 СЛАЙДЫ  - задание 3 (практическая работа)

Существует несколько вариантов правильных разверток куба.

Сколько из них вы сможете найти? (на слайдах представлено 20  вариантов разверток)

Какие из представленных разверток неверны?

Вы можете сложить из ТИКО-деталей развертки и проверить свое решение.

Занесите свои результаты в таблицу – 8 СЛАЙД.

ВЫВОД: Сколько существует вариантов правильных разверток куба? (11 вариантов)

Посмотрите видео. Скажите, пожалуйста, какие развертки использованы в видеофильме для сборки куба? (9, 5)

Правильные ответы: развертка под номером 11 не может быть разверткой куба, так как состоит из 7 граней; развертки под номерами 1, 12 и 3 также не являются развертками куба, так как состоят из 5 граней; развертка под номером 15 не является разверткой куба, так как составлена из 8 граней;  следующие развертки составляют куб – 4, 5, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 20.

II урок

9 СЛАЙД – задание 4 (практическая работа)

Проверь с помощью ТИКО-деталей какие из предложенных разверток составляют открытый куб (без верхней грани) и отметь их в таблице  (раздаточный материал) – 10 СЛАЙД.

Правильные ответы: следующие развертки составляют открытый куб – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

11 СЛАЙД – задание 5 (практическая работа)

Грань, на которой стоит куб, помечена буквой «А». Найди на развертках верхнюю грань и пометь ее буквой «Б».

С помощью ТИКО-деталей собери соответствующие развертки и проверь правильность своих рассуждений.

12 СЛАЙД

Проверьте получившиеся у вас результаты. На слайде изображения разверток с правильными ответами.

13 СЛАЙД – задание 6

Собери куб, используя развертку, изображенную на слайде.

14 – 15 СЛАЙД (практическая работа)

Перенеси цвета своего кубика на развертки.

Нижняя грань (черная) уже предусмотрена.

Проверь свое решение, сравнивая его со своим цветным кубом.

16 СЛАЙД – задание 7

Внимательно рассмотрите изображение куба.

Сколько граней куба нам видны?

Какого они цвета?

Какие грани нам не видны?

Вспомните, какого цвета грани на нашем кубе, невидимые нам.

Правильные ответы.

Видимые нам грани: передняя – желтая, правая боковая – синяя, верхняя – красная.

Невидимые нам грани: задняя – зеленая, левая боковая – белая, нижняя – черная.

17 СЛАЙД – задание 8

Перед вами несколько кубов. Найдите среди них наш куб.

Правильные ответы: В и Г.

18 СЛАЙД – задание 9

Здесь вы видите другое изображение нашего куба. Найдите среди следующих кубов наш.

Правильные ответы: А, В и Г.

Рекомендации:

  1. Урок с интеграцией геометрического конструктора и  мультимедийного сопровождения сочетается с любым типом занятия.    

Например -

- урок изучения нового материала (приобретение новых знаний учащимися самостоятельно через исследовательскую работу с конструктором, на слайдах – опорные схемы и этапы исследования);

- урок обобщения и закрепления изученного материала (учащиеся с помощью конструктора выполняют задания  на повторение изученной темы, задания фиксируются на слайдах);

- урок контроля за уровнем знаний и умений учащихся (предпочтительно  - игровая форма работы, все этапы и задания которой фиксируются на слайдах).

2. Презентация урока составлена в целостной последовательности, но при  необходимости можно сократить или дополнить представленный материал.