работа с одарёнными детьми

Рябова Оксана Борисовна
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Talant.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.

3. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

6. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

Поиск путей разрешения этого противоречия и определил ход моей работы в данном направлении. Она заключается в методическом обеспечении исследовательской работы с одаренными учащимися начальной школы.

Объект исследования – одаренные обучающиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования - исследовательская работа одаренных учащихся.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке системы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Гипотеза исследования заключается в том, что если определить сущность исследовательской работы младших школьников и выстроить её в системе, то можно содействовать интеллектуальному развитию детей. Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

 1. Определить содержание понятия «одаренные дети».

 2. Охарактеризовать сущность исследовательской работы.

 3. Выявить группу одаренных учащихся.

 4. Разработать методику организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.

5. Оценить результаты работы.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:

- аналитические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической; научно-методической литературы, изучение педагогического опыта);

- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, устный опрос; индивидуальные и групповые беседы, изучение педагогический документации).

Этапы исследования:

     На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялся анализ подходов к проблеме одаренности и исследовательской деятельности в педагогической науке и образовательной практике, изучался отечественный и зарубежный опыт организации системы обучения и развития младших школьников.

    На втором этапе (2008-2009 гг.) была разработана и апробирована система работы с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях 4 «Б» класса.

    На третьем этапе (конец 2008-2009 гг.) была проведена обработка результатов работы, сформированы основные выводы.

Определение понятия «одаренный ребёнок».

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школы, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

            Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.

На современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как интегральное качество (Дж. Галагер, Дж. Торренс, Дж. Фельдхьюдссен, К. Хеллер, А.М. Матюшкин), которое включает в себя следующие компоненты: когнитивный, личностный, творческий и др. Понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», изложенные в рабочей концепции одаренности федеральной целевой подпрограммы «Одаренные дети» (составная часть программы «Дети России» на 2003-2006 годы, утверждённой распоряжением Министра образования Российской Федерации № 780-28 от 19.06.2003 г.).

Одаренность:

  • это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
  • общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
  • совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок и способностей;  
  • талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одаренные дети:

  • дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;
  • дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Можно ограничиваться только этими определениями, так как для школьного образования именно эти виды одарённости являются приоритетными. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие:

1.Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2.Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3.Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4.Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5.Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

До начала занятий с учащимися проводится комплексная диагностика, в которой, кроме самих учащихся, принимают участие их родители и учителя.  

Цель данной диагностики – составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы. В связи с этим проводится диагностика выявления склонностей ребенка.  

Лист вопросов

• Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

• Слушать или читать самостоятельности сказки, рассказы и др.

• Петь, музицировать.

• Заниматься физкультурой.

• Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых.

• Слушать или читать рассказы о природе.

• Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовит пищу).

• Играть с техническим конструктором.

• Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

• Самостоятельно рисовать.

• Играть в спортивные, подвижные игры.

• Руководить играми детей.

• Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

• Ходить в магазин за продуктами.

• Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

• Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

• Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

• Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

• Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

• Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

• Убирать за собой книги, тетради, игрушки.

• Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

• Знакомиться с историей, посещать исторические музеи.

• Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.

• Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

• Играть со сверстниками в различные коллективные игры.

• Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника;

• гуманитарная сфера;

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

На основе полученных результатов происходит комплектация учащихся в творческие мастерские, так как были выявлены 4 типа одаренности это:

академический - 7 учащихся;

интеллектуальный - 4 учащихся;

творческий - 7 учащихся;

спортивный - 5 учащихся.

Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Главная мысль, которая пронизывает все работы как зарубежных, так и отечественных исследователей – общество нуждается в политике образования одаренных уже на ранних этапах образования, что обусловливает необходимость принятия долгосрочного развивающего подхода к одаренному ребенку и создания специальных условий для их обучения и развития.

С обучающимися, обладающими общей интеллектуальной и академической одарённостью, проводились индивидуально – групповые занятия, учебно – методический план которых представлен.

Обучающиеся с творческой и спортивной одарённостью были привлечены к занятию в танцевальном кружке, а дети с социальной одарённостью – в краеведческом кружке, тематическое планирование которых также представлены.


 

Комментарии

Грязнова Валентина Сергеевна

Оксана Борисовна, что-то не открывается ваш материал. Почему? Что я делаю не так. подскажите, пожалуйста.

Краева Татьяна Васильевна

Это не ВЫ, Валентина Сергеевна, что-то не так делаете. Это Оксана Борисовна не в том формате закачала.