урок русского языка в 3 классе

Петрова Валентина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon UROKI_shkola_3_B_06-07_g..doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Род имен существительных»

класс 3 «Б»

Школа № 9

учитель: Петрова В.В.


Урок русского языка

в 3 классе

Тема урока: «Род имен существительных»

Цель урока:

Образовательные: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

Развивающие: развивать речь, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Приемы: работа с книгой, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа, комментирование, практическая работа.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы урока: наглядный, словесно-дедуктивный, практически-индивидуальный.

Оборудование: учебник, карточки-слова, карточки-тексты, карточки с числами, рисунки Лесовичка, Феи и Доброго приведения, ромашка-существительное.


Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, по-вашему, что такое чудо? чудеса? Девиз нашего урока «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости!». Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами, предложениями, стихотворениями. И если кто-то из вас увидит в них чудесное, то он может назвать себя мудрецом.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно

Вот например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет эти слова?

- Давайте вспомним, что знаем о имени существительном (составление ромашки).

- А сегодня на уроке мы узнаем про род имен существительных, познакомимся с приемами распознавания рода имен существительных.

Актуализация знаний

- Прочитайте слова (карточки)

- Объясните орфограммы.

Стор…на, с…ло, ябл…ко, п…льто, жира…, оз…ро, тра…ка, н…сильщик, ры…ка

Мес…ц          –

произошло от слова «мес», так в старину называли луну. А когда луна уменьшалась к слову «мес» прибавляли частичку «яц». Получалось слово «месяц», т.е. маленькая луна.

Ин…й            –

в словаре Ожегова написано «иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве, предметах».

Изм…ро…ь   –

а рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветвях деревьев, проводах, называют изморозью

Но людям почему то больше нравится слово иней, даже поэты чаще употребляют его для описания красоты зимних деревьев.

- Запишите слова, поделив на группы.

- Как вы поделили?

А) безударные гласные – парные согласные

Б) кто? – что?

В) 2 слога – 3 слога

Г) по месту ударения

Первичное усвоение новых знаний

1. Давайте посмотрим как еще можно было поделить эти слова.

Лесовичок, фея и доброе приведение решили поделить эти слова между собой.

- Каким местоимением можно заменить слово Лесовичок? (он)

- Как вы думаете, какие слова ему понравятся? (какие можно заменить местоимением он).

- Выберем эти слова:

- А если мы спросим у него: Чей месяц?

- Как он ответит нам? Он мой.

Слова к которым можно подставить слова он мой – это имена существительные мужского рода.

(Аналогичная работа проводится с именами существительных женского и среднего рода).

Итак:

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имени существительных?

Стр. 152 Правило.

Первичная проверка понимания

- 1. стр. 152, упр. 404

- Определи род имен существительных.

- Что для этого надо сделать?

- Напиши слова в 3 столбики по родам. (комментированное письмо).

1. стр. 152 упр. 405

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши. Определи род. (комментированное письмо).

2. Игра «Четвертый лишний»

- Найди лишнее слово.

- Определи род. К этому слову подбери еще 2, чтобы был тот же род и получилась смысловая группа.

Осень, зима, январь, лето (ноябрь, декабрь)

Девочка, кукла, мальчик, мама (юла, пирамидка)

Тарелка, кастрюля, стул, чайник (стол, диван)

Малина, помидор, земляника, клюква

3. Прочитай пословицы. Объясни смысл. Нади антонимы.

Ученье – свет, / а не ученье – тьма.

Лучше горькая правда, / чем сладкая ложь.

Всяк человек / своего счастья кузнец.

Делу – время, / потехе – час.

Выписать существительные по вариантам

1 ряд м.р.

2 ряд ж.р.

3 ряд с.р.

Первичное закрепление

1. Прочитайте стихотворение

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

- Выделите синонимы.

- Зрительный диктант.

- Найдите имена существительные.

- Определите число.

- Как вы думаете, как узнать род имен существительных, если они стоят во множественном числе?

- Определим род.

2. «Тучкины штучки»

1 группа. Спишите, расставляя точки.

2 группа. Выпишите только предложения.(Текст должен получится одинаковый)

- Прочитайте текст.

- Какой это текст (описание, повествование, рассуждение)

- Какова тема текста.

- Как его озаглавим.

- Прочитайте 1 предложение.

- Расскажите о нем.

- Разбейте его по членам предложения.

- Найдите имена существительные. Определите род.

Рефлексия

- С чем мы сегодня познакомились?

1. - А как вы думаете: для чего нужно уметь определять род существительных.

В парке

склонение, падеж

род

в парк?

- Что бы знать какое написать окончание мы должны знать род. Зная род имени существительного определим склонение. Зная склонении и падеж узнаем какое окончание. Сегодня мы с вами поднялись только на 1 ступеньку этой лесенки. Нам еще предстоит много узнать.

2. Перед вами квадрат в котором расположены числа от 1 до 9. я читаю вопрос. Если правильно вы зачеркиваете номер вопроса. Если нет – то оставляете число не зачеркнутым.

  1. Имя существительное – часть речи, обозначает предмет.
  2. Имя существительное – отвечает на вопросы кто? что?
  3. Имя существительное – изменяется по числам
  4. Имя существительное – отвечает на вопрос кто? одушевленное
  5. Имя существительное – отвечает на вопрос что? собственное
  6. Имя существительное – бывает женского, мужского и среднего рода
  7. Имя существительное дядя – мужской род
  8. Имя существительное лужи – женский род
  9. Имя существительное повидло – средний род

3.

- Урок подошел к концу.

- Скажите, вы почувствовали себя на нем мудрецами?

- Что же чудесного вы увидели?

Информация о домашнем задании

Стр. 152, упр. 404