Готовим к школе...родителей.

Ким Наталья Викторовна

Готовим к школе ...родителей

Казалось бы, ну чего вам бояться, когда за плечами садик, и вы с малышом уже прошли «огонь, воду и медные трубы». И все-таки школа – это нечто иное и по мере приближения школьной поры, в голову мам и пап лезут беспокойные мысли. А как же он там будет (и это после того, как он оставался без вас на целый день в саду!)? А что делать? Господи, как же пережить первый класс? Всех опросов, которые постепенно скатываются в клубок родительских страхов, и не перечесть.

Но разложить их по полочкам во имя сохранения спокойствия родительского сердца и нервов ребенка, крайне желательно. Психологи считают, что желание, и нежелание учиться закладывается у деток в первый год учебы. На этот процесс оказывает влияние масса факторов: гены, гибкость, коммуникабельность и темперамент ребенка, характер учительницы, психологическая готовность дитя к переменам и многое другое. Но, не смотря на это, на 80% успех школьной адаптации первоклашки зависит от родителей.

Чего же не стоит делать родителям, чтобы первоклассник хорошо и с удовольствием учился?

Ошибка №1: Мой ребенок – вундеркинд! Идея вырастить гения любой ценой, которая поселяется в родительской голове задолго до школы и недетская загруженность дошкольника, приводят к тому, что к 6-7 годам между словами «учеба» и «каторга» ребенок ставит знак равенства. О положительном отношении к школе в этом случае и речи быть не может, ведь учитель уже заранее воспринимается ребенком, как последователь «родительских» традиций. Речь идет, о деспотичном и авторитарном стиле обучения, несоразмерных возрасту и зрелости психики ребенка темпах и программах обучения. Но зачастую учителя младших классов действуют иными методами, подают информацию детишкам в соответствии с их возрастными возможностями и способностями. И вот здесь «родителей-деспотов» ждет настоящее разочарование, ведь попадая в более мягкую обстановку ребенок расслабляется, темп обучения замедляется, вместе с интересом к учебе в принципе. Что происходит дальше с ребенком и с его психикой зависит от характера и жизненной позиции родителей, но это уже совсем другая история. Но согласно наблюдениям детских психиатров, вундеркинды в таких условиях получаются крайне редко.

При этом ничего плохого в том, что ребенка еще до школы познакомится с буквами, цифрами, научится читать и считать, конечно же, нет. Но! Во-первых, предлагать эти знания ребенка нужно только в ответ на его интерес. А во-вторых, расширять границы своих способностей ребенок должен в игре. Очень важно развить у ребенка перед школой память, мышление, восприятие, умение слушать и слышать. Ребенок должен мыслить, ему должно быть интересно двигаться вперед и это главная задача «обучения» до школы.

Не стоит загружать дошкольника знаниями, которые ему призвана дать школа. Планка для всех одна, и все первоклашки 1 сентября начнут свое обучение с буквы «А» и «1+1», а не с трилогии «Война и мир» и линейных уравнений. 

Ошибка №2:   Ты большой, ты должен ….  Где это видано, чтобы всего за одни сутки ребенок из несмышленыша-малыша и пупсика превратился во взрослого человека, у которого обязанностей стало вдруг больше, чем прав?  Излишняя требовательности к первокласснику («Теперь ты уже совсем большой», «Все, детство кончилось, началась серьезная жизнь») буквально приводит ребенка в ступор. Вот так круто перевернуть жизнь и все из-за школы? Кто согласится? Гораздо проще приложить максимум усилий к тому, чтобы все вернулось на свои места, доказывая и показывая ежедневно папе и маме, что школа не нужна. В жизни детей все просто, если не нужна, значит можно не ходить! Чтобы избежать подобной ситуации, поддержите ребенка, помогите ему привыкнуть к новой обстановке, не наседайте на него, не требуйте невозможного, чаще говорите с ним о чем-то и не о чем, дайте ему ощутить, что все хорошо, что вы в любом случае на его стороне, всегда придете на помощь. И уж, конечно, ребенок должен знать, что вы очень любите его «просто так», а не за успехи по арифметике и письму.

Ошибка №3: домашнее задание нужно маме! Домашнее задание – проблема из проблем, ребенок находит массу причин, по которым оно остается в неизменном состоянии. Казалось бы, сердитое лицо родителей в этом случае вполне логичный итог и все-таки это не совсем так. Принуждая ребенка выполнять делать «домашку» вы тем самым даете понять, что это вам нужно, чтобы оно было выполнено. Причин может быть много от «просто так надо» до «чтобы перед учителем не краснеть». Принуждение в уроках – это начало конца и плохих отметок в будущем. Ребенок должен осознавать и понимать, что домашнее задание задают именно ему, а не его родителям и необходимо оно тоже ему, вы то уже свое отучились! Безусловно, вначале вам придется полностью (но ненавязчиво!) руководить этим процессом, помогая ребенку там, где это ему необходимо (не более!). Как? Во-первых, разработайте для ребенка распорядок дня, помните, что идеальное время для выполнения заданий — около 16-17 часов дня, спустя несколько часов после школы. Пусть ребенок отдохнет, поиграет, поест, успокоится, а потом уж приступает к домашнему заданию. При этом не заставляйте его быстро бросать игрушки и садиться за тетрадки, как только часы пробьют время, тетрадка не превратится в «тыкву» с последним ударом! К тому же, прервав увлеченную игру, вы добьетесь только детского протеста или спешки (и то, и то приведет к одному – уроки на скорую руку). Не делайте за ребенка задание, только если у него что-то не получается. Доступно объясните ему решение и мягко подведите к ответу, стремясь к тому, чтобы ребенок сам дал ответ. Постепенно приучайте дитя к самостоятельности: вместо активной помощи только наблюдайте за процессом выполнения задания, потом просто присутствуйте в комнате. Со временем он будет все делать сам, возможно даже без вашего напоминания.

Ошибка №4: я люблю в тебе победителя! Ребенок – не рабочая лошадка, основная задача которой придти первой любой ценой. Да и жизнь – это не скачки. Принцип жизни «всегда быть лучшим»  неизбежно положит начало развитию комплексов. Ваш ребенок должен понимать (вернее вы ему должны объяснить), что у всех есть как сильные, так и слабые стороны. В ином случае, малыш начнет скрывать свои промахи сначала от вас, а затем и от себя самого. Не акцентируйте внимание ребенка на его неудачах. Если ему не удается правописание, хвалите за успехи в рисовании и счете. Убедите его, что если он хорошенько постарается, то освоит и письмо. Ни в коем случае не унижайте ребенка и не оскорбляйте обидными прозвищами, не смейтесь над ним. Будьте с ребенком справедливы, но ласковы. Например, если ребенок делает домашние задания слишком медленно, не кричите на него, не подталкивайте, лучше предложите свою помощь, объясните непонятные моменты.

 

И самое главное, если при всех ваших усилиях, ваш  ребенок ну никак не желает становиться отличником, по успеваемости тянется где-то в середине (хотя старается), не терзайте его бесконечной учебой и непомерными требованиями, примите его таким, как он есть! Ведь нет несчастнее человека, чем вымученный отличник со средними способностями, который прожил все школьные годы ради кого-то и в результате не состоялся, как личность!

Алеся Бывалькевич, с сайта  http://www.prazdnik.by