«Дифференцированный подход в обучении младших школьников русскому языку как фактор личностного развития учащихся»

Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к  образованию в плане формирования личности. Обучение русскому языку будет успешным, эффективным, направленным на становление личности, если исходит из учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

В школу поступают дети с разным уровнем физических, психических  и личностных способностей. Этот факт требует неодинаковых условий обучения.

В связи с этим я столкнулась с проблемами:

  • Проблема ограниченности учебных  средств, позволяющих реализовать индивидуальный подход;
  • Проблема обязательности стандартного контроля (уровень сформированности);
  • Проблема временных рамок изучения темы.

 Я поставила следующие задачи:

  • Изучить индивидуальные особенности ;
  • Выделить группы учащихся:
    • с различным уровнем усвоения материала;
    • с уровнем работоспособности и темпом работы;
    • особенностями восприятия, памяти, мышления;
    • уравновешенностью процессов возбуждения и торможения
  • Разработать систему разноуровневых заданий, индивидуальных  - листов заданий, включающие такие приемы, которые помогают самостоятельно справиться с заданиями.

    Выделила три  условные группы:

  • Учащиеся с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения, которые прежде других попадают в разряд слабых, они медлительны, не успевают за темпом, хотя могут учиться успешно. Для них разрабатываю индивидуальнее листы, с заданиями меньшего объема на уже пройденный материал.
  • Учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Чтобы запомнить материал нужны многократные повторения. Им полезно давать индивидуальные листы с алгоритмом работы. При этом учитываю, что хорошо освоив теорию они допускают ошибки на практике. Поэтому важно предлагать устное объяснение каждого действия.

Например: алгоритм написания безударной гласной в корне слова.

  1. Прочитай
  2. Поставь ударение
  3. Выдели корень
  4. Измени слово или  подбери однокоренное. Найди проверочное.
  5. Напиши слово, вставь букву
  6. Обозначь орфограмму
  7. Учащиеся с уравновешенными процессами возбуждения и торможения: разрабатываю разные задания по уровню сложности, развивающего характера.

 

Виды дифференцированных заданий (зависят от цели, которую я ставлю):

  • Разноуровневые по степени сложности
  • Индивидуальные дифференцированные листы
  • Групповые задания
  • Упражнения с минимальным или максимальным количеством заданий
 

Комментарии

Михайлова Елена Петровна

Спасибо, Наталья Александровна! Полезный материал!