Использование компьютерных презентаций в логопедической работе

Кузнецова Александра Владимировна

 

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям [5].

Теоретическую основу проекта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

Направления компьютеризации в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

  1. Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
  2. Создание базы данных психофизиологических особенностей учащихся начальной школы и ее использование для фиксирования и обобщения результатов мониторинга языковых способностей детей с 1 по 4 класс.

Цели применения информационных технологий на логопункте:

  • повышение учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;
  • интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

Задачи:

  • исследовать рынок компьютерных обучающих и коррекционных программ и технологий;
  • отобрать программы, наиболее приемлемые в логопедической работе;
  • разработать демонстрационные материалы для использования в коррекционных программах;
  • создать базу данных речевого развития учащихся начальной школы;
  • разработать контрольно-измерительные материалы для мониторинга развития навыков письма и чтения;
  • разработать электронно-информационную среду («Речевая карта») для фиксирования результатов измерений и динамики развития речевых способностей обучающихся на логопункте.

В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различным учебным предметам. Благодаря таким тренажерам, ученик может восполнить недостающие знания по учебной программе и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Учителя-предметники имеют возможность широкого выбора таких программ и могут использовать их на своих уроках. К сожалению, это не относится к работе учителей-логопедов.

Компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся встречаются редко, не отличаются большим разнообразием и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Исключение составляют программы с биологической обратной связью (БОС). Но они требуют специально оборудованного компьютерного класса и дополнительного обучения учителя на специальных курсах. Следует также отметить, что программы для логопедической коррекции оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какому-либо школьному предмету в 5–7 раз.

Все вышеперечисленное побудило учителя-логопеда использовать на логопедических занятиях по устранению нарушений письменной речи компьютерные презентации.

Решению использовать обучающие презентации способствовало также возникновение проблемы дисграфии (отсутствия орфографической зоркости) у большого количества учащихся. В процессе беседы с учителями начальной школы о методах самоконтроля учеников за грамотностью письма выяснилось, что рекомендуемые ими способы самоконтроля со временем теряют эффективность. Ученики начинают использовать их механически, так и не успев приобрести орфографическую зоркость.

Логопедические занятия по коррекции нарушений письма с использованием компьютерных презентаций проводятся с 2009 года. На таких уроках учащимся предъявлялся речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером составляла часть занятия, по времени соответствующую гигиеническим требованиям к возрасту учащихся, и органично сочеталась с традиционными методами коррекции нарушений письма.

Такая практика позволила решить многие проблемы коррекции оптических нарушений у учащихся. Известно, что работа с оптическими нарушениями требует занятий тренировочного характера с предъявлением ученику большого количества наглядного материала, скрупулезной работы по развитию зрительного внимания и памяти. Игры презентации позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти. Другой положительный момент использования презентации состоит в том, что речевой материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по грамматическим темам. Это позволило воплощать индивидуальный подход к решению конкретной проблемы ученика, строить занятия, ориентируясь на темп работы каждого.

Немаловажной является игровая форма компьютерной программы, привлекательная для детей и создающая дополнительную мотивацию для активного участия ученика в коррекционном процессе.

Безусловные преимущества уроков - презентаций в:

  • экономии времени при подготовке к занятиям
  • отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала
  • повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия
  • возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка
  • формировании интереса к чтению (выступление в роли ведущего, чтение по ролям и др.)

Создание урока-презентации включает три этапа:

  • Разработка сюжета урока с учётом методических требований к логопедическому занятию
  • Отбор речевого и наглядного материала
  • Техническое исполнение презентации

  Уроки-презентации целесообразно проводить как обобщающие занятия по темам. Они отличаются системностью,  динамичностью, познавательной направленностью, воздействуют на эмоциональную сферу учащихся с речевыми недостатками, стимулируя познавательную активность и повышая интерес к логопедическим занятиям. Урок-презентация открывает широкие возможности для реализации комплекса принципов логопедической работы:

  1. Патогенетический принцип (принцип учёта механизмов данного нарушения)предусматривает формирование тех психических функций, недостаточность которых лежит в основе того или иного нарушения речи.
  2. Принцип поэтапного («пошагового») формирования речевой функции.В презентации, представленной в приложении, этот принцип ярко прослеживается  в отработке способа проверки парной согласной в конце и середине слова.
  3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода подразумевает учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).Уроки-презентации могут включать разноуровневые задания, создавая ситуацию успеха у детей с разными речевыми возможностями.
  4. Принцип последовательности заключается в построениикоррекционной работы  от простого к сложному. Дифференциация звуков и букв проводится сначала на материале слогов, слов, словосочетаний, затем предложений и текстов.
  5. Принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой функциональной системы. Уроки – презентации позволяют работать параллельно над чтением и письмом, чередуя устные и письменные виды работ.
  6. Принцип комплексности предполагает тесную связь между нарушениями чтения и письма и недостаточностью таких психических функций как произвольное внимание, функции зрительной модальности, словесно-логическое мышление. Низкий уровень развития этих функций тормозит формирование речевых навыков, затрудняет процесс обучения. В структуру урока – презентации, представленного в приложении, включены задания, развивающие познавательные процессы на речевом материале («Четвертый лишний», поиск ошибок, припоминание слов с заданным признаком и др.)
  7. Принцип комплексно-игрового подхода к обучению реализован в уроке-презентации наиболее полно. Единый сюжет, объединяющий все этапы занятия, создаёт положительную мотивацию к получению знаний, способствует удержанию внимания детей с низкой произвольностью на всех этапах урока. Деятельностно-игровой метод обучения позволяет расширять активный словарь учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, развивать лексико-грамматический строй, создает предпосылки формирования самостоятельного связного высказывания.
  8. Принцип деятельностного подхода предполагает решение коррекционных задач в сотрудничестве педагога и ученика, активную позицию ребёнка в получении знаний. Уроки-презентации открывают большие возможности для формирования навыка самокотроля, позволяют устанавливать обратную связь на каждом этапе занятия, дают возможность учащимся оценивать результаты своей деятельности.

 

Групповая коррекционная работа требует обобщенного подхода к исправлению вербальных нарушений, таких как:

  • аграмматизмы;
  • недостаточность словарного запаса и лексических ассоциаций;
  • трудность в применении орфографических правил, поэтому демонстрационные презентации PowerPoint являются частью программы «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии» для 2-3 классов.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Они бывают нескольких видов:

  • иллюстрация в виде фотографии или рисунка;
  • текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;
  • письменные задания и образцы их выполнения.

Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Таким образом, опыт проведения подобных занятий позволяет сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход, и способствуют динамике устранения нарушений письма.

 

Библиографический список

  1. Буров А.Н. Система интенсивного развития способностей. //Информатика и образование. - 1997 - № 2. С. 47-50.
  2. Лагузина Светлана Леонидовна // Информационные технологии в обучении младших школьников, www. pedsovet.org
  3. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 174 с.
  4. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.
  5. Ходченкова О.А. Использование ИТ в работе логопеда детского сада, www.iteach.ru.