Рабочая учебная программа курса "Обучение грамоте". Школа 2100.

Обанина Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2010_2011_Obuchenie_gramote.doc533.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

курса «Обучение грамоте»

1 класс

Пояснительная записка.

        Рабочая  учебная программа курса «Обучение грамоте» разработана на основе  примерной  основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Программа курса «Обучение грамоте», рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального  общего образования 2010 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М. :  Баласс, 2010), а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2010 - 2011 уч. г.

Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.  

                В основе курса лежит психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, а её целью является углубление общего образования и развитие личности каждою ученика.  

Обучение грамоте - составная часть    курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

  • овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
    развитие умений слушания и говорения;
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
    овладение грамматическим строем речи;
  • овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной  зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи
    с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

-  формирование у детей чувства языка. 

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  1. звуковой состав и обозначение звуков буквами;
  2. состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с по мощью приставок);
  3. грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
  4. лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами
    сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

 В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).

Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.

Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

        Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в  обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей. 

        Специфика курса «Обучения грамоте» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Обучение  письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи. Дети  овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях. Уроки  обучения  письму интегрируются с уроками обучения чтению.

        Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико – орфографическая пропедевтика.

        После курса «Обучения грамоте» начинается раздельное  изучение русского языка и литературного чтения. Продолжение обучения русскому языку и чтению в 1-м классе и последующих классах начальной школы предусмотрено в учебниках тех же авторов, реализующих идею непрерывности образования.

 Срок реализации программы – 23 недели.

Программа «Обучение грамоте» рассчитана на 207 часов (9 интегрированных часов в неделю) 

Периодичность уроков обучения письму - 5 ч. в неделю. Всего 115 часов. 

Из них внеклассного чтения – 4 ч.

Проверка техники чтения – 3 ч.

Периодичность уроков обучения грамоте - 4 ч. в неделю. Всего 92 часа.

Из них уроков развития речи – 2 ч.

Самостоятельная работа по письму (списывание с печатного текста) – 1 ч.

Проверочная работа – 1ч.

        Предполагаемый результат. Результаты  изучения курса «Обучения грамоте» приведены в разделе «Требования   к уровню подготовки учащихся по данной программе», который полностью соответствует стандарту.  Требования направлены   на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается  овладение средним и высоким уровнем  знаний, умений и навыков.

Основные понятия курса

- слово, предложение, текст;

- слог, ударение, ударный слог, безударный слог;

- звуки, гласные и согласные звуки (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные);

- буквы (печатные и письменные, строчные и заглавные);

- шрифт печатный, шрифт письменный;

- алфавит.

Содержание программы

Добуквенный период (32 часа)

Задача добукварного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, произносить слого-звуковой  и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет  развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия  слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (175 часов).

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, ш,  т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, ц, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв ш, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы  обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов. Предложений, текстов с печатного образца.


Календарно-тематическое планирование

 курса «Обучение грамоте (чтение)»

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Стр.

«Букваря»

Стр.

прописей

Кол-во

часов

1 четверть - 34 часа (8,5 недель) Раздел 1  «Говорим, рассказываем…»

Вводный урок.

2-5

Т. № 1      1с.

Календарь и календарные праздники.

6

Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.

6-7

1

7

Летом в деревне (на даче). Составление предложений.

10-11

4-5

8

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.

12-13

6-7

9

Звуки речи и неречевые звуки. Составление текста с опорой на рисунки.

14-15

8-9

13

На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

18-19

12-13

14

Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст.

20-21

14-15

15

Театр. Повторение основных понятий. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

22-23

16-17

16

Гласные звуки.

24-25

18-19

20

Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слова на слоги.

26-27

20-21

21

На уроке труда. Ударение. Ударные и безударные слоги.

28-29

22-23

22

Повторение основных изученных понятий. Наблюдение над значением слова. Предложение. Текст

30-31

24-27

23

Повторение основных понятий. Гласные звуки. Ударение. Деление слов на слоги.

32

28-30

Раздел 2 «Учим буквы – учимся читать и писать»

27 с.

Звуки, обозначаемые буквами   и, г, п, т, р.

Знакомство с согласными звуками.

34-35

Т. № 2

с. 0-1

28 ок.

Чтение слогов и слов с буквами  и, г, п, т, р.

36-37

2-3

29 ок.

Гласный звук [о], буква о.

38-39

4-5

30 ок.

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

40-41

6-7

4 ок.

Заглавная буква О в именах людей. Упражнение в чтении слогов и слов с изученными буквами.

42-43

8-9

5 ок.

Гласный звук [а], буква а.

44-45

10-11

6 ок.

Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме.

46-47

12-13

7 ок.

Заглавные буквы  Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях. Упражнения в чтении.

48-49

14-15

11 ок.

Заглавная буква И. Упражнения в чтении.

50-51

16-17

12 ок.

Согласные звуки [н], [н,] буква н.

52-53

18-19

13 ок.

Согласные звуки [к], [к,] буква к.

54-55

20-21

14 ок.

Упражнения в чтении. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

56-57

22,24

18 ок.

Гласный звук [у], буквы У, у.

58-59

26-27

19 ок.

Упражнения в чтении. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения.

60-61

28-29,

30-31

20 ок.

Согласные звуки [с], [с,] буква с.

62-63

Т. № 3

с. 0-1

21 ок.

Упражнения в чтении  слов, предложений, текста с изученными буквами.

64-65

2-3

25 ок.

Упражнения в чтении. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

66-67

6-9

26 ок.

Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,], буквы л, м.

68-69

10-11

27 ок.

Упражнения в чтении.

70-71

12

28 ок.

Заглавные буквы  К, Н.  Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях.

72-73

13-15

2 четверть - 30 уроков (7 недель)

10 н.

Заглавная и строчная буквы С с.Упражнение в чтении. Наблюдение над однокоренными словами.

74-75

16-17

11 н.

Повторение изученного. Упражнения в чтении.

76-77

18-19

15 н.

Упражнения в чтении. Знакомство со знаком препинания – многоточием.

78-79

20-21

16 н.

Заглавные буквы  Л, М.  Упражнения в чтении и письме.

80-81

22-23

17 н.

Упражнения в чтении и анализе текста. Проверка техники чтения.

80

24-25

18 н.

Согласный звук [ш], буква ш.

82-83

26-27

22 н.

Упражнения в чтении.

82-83

30-31

23 н.

Заглавная буква Ш.  Упражнения в чтении и письме. Заглавная буква в именах людей, кличках животных.

84-85

Т. № 4

с. 0-1

24 н.

Упражнения в чтении и письме. Буквосочетание -ши-.

86-87

2-3

25 н.

Упражнения в чтении и письме.

88-89

3-4

29 н.

Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Упражнения в чтении и письме.

90-91

6-7

30 н.

Заглавная буква А.  Упражнения в чтении и письме.

92-93

8-9

1 д.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текстов с изученными буквами.

с. 91, 92

10

2 д.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текстов с изученными буквами.

текст на   стр.93(90)

11

6 д.

Согласные звуки [д], [д,], буква д.

94-95

14-15

 7 д.

Парные согласные звуки [д] и [т]. Упражнения в чтении и письме.

96-97

16-17

8 д.

Согласные звуки [в], [в,], буква в.

98-100

18-19

9 д.

Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса -ушк-.

98-100

19-20

13 д.

Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне.

100-101

20-21

14 д.

Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении.

102-103

22

15 д.

Упражнения в чтении и письме. Проверка техники чтения.

104-105

23,25

16 д.

 Строчная гласная буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий.

106-107

26-27

20 д.

Заглавные буквы Е, Ё.  Упражнения в чтении и письме.

108-109

Т. № 5

с. 0-1

21 д.

Упражнения в чтении. Знакомство с приставкой.

110-111

2-3

22 д.

Упражнения в чтении и письме. Внеклассное чтение.

110-111

4

23 д.

Согласные звуки [б], [б,], буква б.

112-113

5

27 д.

Обозначение буквой б звонких  и глухих  парных согласных звуков [б], [б,], [п].  Упражнения в чтении и письме.

114-

7

28 д.

Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом.

-115

8-9

29 д.

Заглавная буква Б. Упражнения в чтении и письме.

116-117

10

30 д.

Согласные звуки [з], [з,], буква з.

118-119

11

3 четверть

13 ян.

Заглавная буква З.  Повторение парных звонких и глухих согласных.

120-121

12-13

17 ян.

 Строчная гласная буква я и её звуки.

122-123

14

18 ян.

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я.

124-125

15-16

19 ян.

Согласные звуки [х], [х,], буква х. Слова-междометия.

126-127

17

20 ян.

Согласный звук [ж], буква ж. Буквосочетания жи, ши.

128-129

18

24 ян.

Заглавные буквы Х и Ж.

130-131

20

25 ян.

Упражнения в чтении и письме. Внеклассное чтение. Веселые стихи Даниила Хармса.

130

20

26 ян.

Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

132-133

21-22

27 ян.

Согласный звук [ч], буква ч. Буквосочетания ча, чу.

134-135

23

31 ян.

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

136-137

24,25

1 ф.

Согласные звуки [ц], [щ,], буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

138-139

25-26

2 ф.

Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу.

140-141

26-27

3 ф.

Упражнения в чтении. Буквосочетания ща, щу.

140-141

26-27

7 ф.

Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф.

142-143

28

8 ф.

Заглавная буква Ф.  Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях.

144-145

29

9 ф.

Гласный звук [э], буква э.

146-147

30

10 ф.

Заглавная буква Э.

148-149

31

21 ф.

Строчная гласная буква ю.

150-151

33

22 ф.

Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении.

151-153

34

Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки».

 24 ф.

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

154-155

35

28 ф.

Разделительный ъ.

156-157

36

1 м.

Буква ъ. Разделительный ъ.

158-159

37

2 м.

Повторение. Проверка техники чтения.

157

39

3 м

Упражнения в чтении и письме. Внеклассное чтение.

38

7 м.

Повторение пройденного. 

159

40-41

Алфавит.

160

42-43

9 м.

Праздник прощания с Букварём.

-

Календарно-тематическое планирование

 курса «Обучение грамоте (письмо)»

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Стр.

«Букваря»

Стр.

прописей

Кол-во

часов

Часть I. Раздел 1. «Говорим, рассказываем…» 24 часа

2 с.

Знакомство с прописями.

Штриховка рисунка, изображённого на данной странице: флага РФ и  букета цветов.

      2-5      

Т. № 1

      1с. обложки

Правила письма.

6-7

1

3 с

Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. Прямые и наклонные вертикальные линии.

8-9

2

6 с.

Прямые и наклонные вертикальные линии.

8-9

3

7

Обведение по контуру, штриховка.

10-11

4-5

8

Обведение по контуру, штриховка.

12-13

6-7

9

Обведение по контуру, штриховка.

14-15

8-9

10

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. Обведение по контуру и письмо овалов.

16-17

10-11

13

Письмо наклонных линий и овалов.

18-19

12-13

14

Письмо наклонных с петлёй внизу и вверху.

20-21

14-15

15

Упражнения в обведении по контуру и штриховке.

22-23

16-17

16

Письмо прямой с закруглением внизу.

24-25

18-19

17

Гласные звуки. Письмо е-образных элементов.

26-27

20

20

Письмо е-образных элементов.

26-27

21

21

Письмо элементов буквы  г (прямая с закруглением вверху и внизу).

28-29

22-23

22

Повторение основных графических элементов.

30-31

24-25

23

Письмо прямых и наклонных линий.

30-31

26-29

24

Закрепление изученных графических элементов букв.

30-31

Раздел 2.  «Учим буквы – учимся читать и писать»

27

Разграничение понятий «звук»-«буква». Строчные буквы  и, г, п, т, р.

34-35

Т.  № 2

с. 1

28

Строчные буквы  и, г, п, т, р.

36-37

2-3

29

Строчная буква  о.

38-39

4-5

30

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

42-43

6-7

1 ок.

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

42-43

6-7

4 ок.

Заглавная буква О в именах людей. Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

40-41

8-9

5 ок.

Строчная буква а.

44-45

10-11

6 ок.

Буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме слогов и слов с изученными буквами.

46-47

12-13

7 ок.

Заглавные буквы  Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях. Упражнения  в письме.

48-49

14-15

8 ок.

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

48-49

13,15

11 ок.

Заглавная буква И. Написание заглавной буквы  в именах людей и географических названиях. Упражнения в письме.

50-51

16-17

12 ок.

Согласная строчная буква н.

52-53

18-19

13 ок.

Согласная строчная буква к.

54-55

20-21

14 ок.

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

56-57

22, 24

15 ок.

Упражнения в чтении и письме слов, слогов с изученными буквами.

55-57

23, 25

18 ок.

Заглавная и строчная  буквы У, у.

58-59

26-27

19 ок.

Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. Упражнение в письме.  

60-61

28-29,

30-31

 20 ок.

Строчная буква с.

62-63

Т. № 3

с. 0-1

21 ок.

Упражнения в письме букв, слогов,  слов, предложений с изученными буквами.

64-65

2-3

22 ок.

Упражнения в чтении и письме букв, слогов,  слов, предложений с изученными буквами.

64-65

4-5

25 ок.

Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос «как?». Упражнение в письме  слов, предложений с изученными буквами.

66-67

6-7.

8-9

26 ок.

Строчные буквы л, м.

68-69

10-11

27 ок.

Упражнение в письме слов, предложений с изученными буквами.

70-71

12

28 ок.

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в письме.

72-73

13 14

29 ок.

Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. Обучение списыванию с печатного текста.

72-73

13-14

2 четверть - 37 уроков (7 недель)

10 н.

Заглавная и строчная буквы С, с.  Упражнение в письме. Наблюдение над однокоренными словами.

74-75

16-17

11 н.

Повторение. Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

76-77

18-19

12 н.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

76-77

19-20

15 н.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

78-79

20-21

16 н.

Заглавные буквы  Л, М.  Упражнения в письме и чтении.

80-81

22-23

17 н.

Урок развития речи. Упражнения в списывании текста.

24-25

18 н.

Строчная буква ш. Упражнения в чтении и письме.

82-83

26-27

19 н.

Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях.

28-29

22 н.

Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях

82-83

30-31

23 н.

Заглавная буква Ш.  Упражнения в чтении и письме. Заглавная буква в именах людей, кличках животных.

84-85

Т. № 4

с. 0-1

24 н.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Буквосочетание ши

86-87

2-3

25 н.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

88-89

3-4

26 н.

Упражнения в письме. Обучение выборочному списыванию.

89

5

29 н.

Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Упражнения в чтении и письме.

90-91

6-7

30 н.

Заглавная буква А. Упражнения в чтении и письме.

92-93

8-9

1 д.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

с. 91, 92

10

2 д.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

с. 93 (90)

11

3 д.

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Самостоятельная работа по письму.

12-13

6 д.

Строчная буква д.

94-95

14-15

7 д.

Парные согласные буквы д-т. Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

96-97

16-17

8 д.

Строчная буква в.

98-99

18-19

9 д.

Заглавная буква Д. Знакомство с суффиксами.

100

18-19

10 д.

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Обучающий диктант.

с. 21

13 д.

Заглавная буква В. Упражнения в письме. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне.

100-101

20-21

14 д.

Строчная гласная буква е. Упражнения в письме.

102-103

22

15 д.

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

104-105

23,25

16 д.

Строчная гласная буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий.

106-107

26-27

17 д.

 Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Списывание текста.

с. 24

20 д.

Заглавные Е, Ё.  Упражнения в письме и чтении.

108-109

Т. № 5

с. 0-1

21 д.

Знакомство с приставкой. Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

110-111

2-3

22 д.

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

4

23 д.

Строчная буква б.

112-113

5

24 д.

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

6

27 д.

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

114-115

7

28 д.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Работа с текстом.

-

8-9

29 д.

Заглавная буква Б. Упражнения в письме.

116-117

10

30 д.

Строчная буква з.

118-119

11

3 четверть

13 ян.

Заглавная буква З.  Повторение парных звонких и глухих согласных.

120-121

12-13

14 ян.

Парные согласные з-с. Чтение и письмо слов с изученными буквами

120

13

17 ян.

Строчная гласная буква я. 

122-123

14

18 ян.

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я.

124-125

15-16

19 ян.

Строчная буква х.

126-127

17

20 ян.

Строчная буква ж. Буквосочетания жи.

128-129

18

21 ян.

Буквосочетания жи, ши. Упражнения в написании букв ж, ш в конце слова, перед согласными и гласными буквами. 

128-129

19

24 ян.

Заглавные буквы Х и Ж. Списывание с печатного текста.

130-131

19, 20

25 ян.

Развитие речи. Работа с текстом «Дуб».

 114

20

26 ян.

Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

132-133

21-22

27 ян.

Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча и чу.

134-135

23

28 ян.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Буквосочетания чк, чн.

23, 24

31 ян.

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

136-137

24, 25

1 ф.

Строчные буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

138-139

25-26

2 ф.

Заглавные буквы Ц и Щ.

140-141

26

3 ф.

Буквосочетания ща, щу.

140-141

26, 27

4 ф.

Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного текста.

27

7 ф.

Строчная  буква ф.

142-143

28

8 ф.

Заглавная буква Ф.  Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях.

144-145

29

9 ф.

Строчная  буква э.

146-147

30

10 ф.

Заглавная буква Э.

148-149

31

11 ф.

Упражнения в написании слов с изученными буквами.

-

32

21 ф.

Строчная гласная буква ю. 

150-151

33

22 ф.

Заглавная буква Ю. 

151-153

34

Упражнения в чтении и письме.

24 ф.

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

154-155

35

25 ф.

Упражнения в чтении и письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

155

34,35

28 ф.

Разделительный ь.

156-157

36

1 м.

Буква ъ. Разделительный ъ.

158

37

 2 м.

Повторение пройденного.

159

39

3 м

Проверочная работа по письму.

38

4 м.

Анализ работ. Работа над ошибками.

-

38, 44-45

7 м.

 

Повторение пройденного. 

-

40-41

Алфавит.

160

42-43

9 м.

Праздник прощания с Букварём.

-

-


Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

 

К концу 1-го года обучения дети должны 

                                                           

 Знать:

- звуки речи;

- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);

- ударение, слог;

- произношение ударных и безударных гласных;

- алфавит;

- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- названия букв;

- прописные буквы,

- признаки предложения,

- отличие текста от набора предложений.

Уметь:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
    согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
    указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
    небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
    соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Компетенции:

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

- языковое и речевое развитие;

- овладение культурой родного языка;

- устное общение;

- приём и выдача информации;

- игровая деятельность

Учебно-методическое обеспечение

Образовательная система «Школа 2100»

Для реализации программного содержания используется:

1.  Учебно-методический комплект:

Учебник

(автор, название,

издательство, год издания)

Рабочие тетради,

учебные пособия

(для учащихся)

Методическая литература

(в помощь учителю)

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 3-е изд., перераб. -

М.: «Баласс», 2009.

1. Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Прописи для первоклассников в 5-ти тетрадях. Изд. 3-е, испр.

М.: Баласс, 2009.

2. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю.

Тетрадь для печатания, 1 класс.

М.: Баласс, 2008.

1. Бунеева Е.В.,  Бунеев Р.Н., Пронина О.П., Яковлева М.А. «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя.- М. : Баласс, 2009.

2. Комплект наглядных пособий по курсу «Обучение грамоте»

2. ЦОРы:

  1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс»
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3.  Комплект таблиц по обучению грамоте

4.  Комплект наглядных пособий по курсу «Обучение грамоте».

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / [Сост. Е.С. Савинов] М. : Просвещение , 2010 - (Стандарт второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное  образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- М. : Баласс, 2010.
  4. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После»

Приложение к программе

Правила письма (памятка)

  1. Пиши с наклоном.
  2. Пиши легко, не нажимая на ручку.
  3. Пиши слог безотрывно.
  4. Пиши слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.
  5. Пиши чётко, ровно, без помарок.