Урок психологии

Бондаренко Наталья Владимировна

 


развитие творческого мышленияimageВ современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов.Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий.Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности (подробнее об этом можно прочитать в статье "Одаренные дети: особенности психического развития").

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

развитие творческого мышленияimage

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

развитие творческого мышленияimage

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

развитие творческого мышленияimage

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет- яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота- закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

развитие творческого мышленияimage

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

развитие творческого мышленияimage

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

развитие творческого мышленияimage

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

развитие творческого мышленияimage

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


развитие творческого мышленияimage

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора

развитие творческого мышленияimage

 

Конспект занятия по психологии.

Развивающие занятие по психологии в первом  классе.

Педагог-психолог Бондаренко. Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие.

Цель: 1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

           2. Развитие внимания и памяти.

            3. Развитие мышления и речи( расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

           4. Развитие мелкой и общей моторики.

           5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного  отношения к окружающим.

 

Оборудование:

Мягкая игрушка:

Картинка с изображением зонта,

Карточки к упражнениям( раскрась зонтик, найди фигуру, поставь знак) по количеству детей.

Индивидуальные наборы сюжетных картинок для составления рассказа Букет для мамы.

Аудиозапись мажорной музыки.

 

 

Ход занятия.

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка.

Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и дуг другу комплименты, затем садятся за столы.

 

 

 

 

Психолог:

Ребята, какое сейчас время года?(осень)

Назовите осенние месяца.( сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой осенний месяц самый теплый?(сентябрь)

Правильно. Сентябрь называют  первоосенье.  Он соединяет лето с осенью. Как вы думаете, а какой осенний месяц называется предзимье?(он перед зимой когда закончиться ноябрь наступит зима.)

Верно, ноябрь соединяет осень с зимой. А сейчас какой месяц?(октябрь)

Правильно, октябрь-середина осени. Почему про октябрь говорят, что он покрывает землю где листиком, где снежком.( в октябре с деревьев опадают листья а иногда идет снег)

-- Октябрь отличается резкой сменой погоды- то теплом повеет, то снегопад начнется.

Давайте подберем к осени подходящие слова. Скажите осень какая?(осень-красивая, щедрая, холодная, золотая, дождливая)

-Осеннее небо какое?   (хмурое, серое, облачное)

-Осенний ветер какой? (-холодный, резкий, сильный, мокрый)

-Лужи какие?(большие, глубокие, холодные)

_Почему осенью много луж?(потому что часто идет дождь)

- Какой предмет помогает укрыться от дождя?(зонт)

-Верно .Посмотрите на картинку.

Прикрепляется к магнитной доске изображение зонта.

-этот зонт разноцветный. Вы запоминайте, как он раскрашен, а  я каждому дам картинку, где тоже изображен зонт.

Психолог раздает карточки. Раскрась зонтик.. Затем переворачивает изображение и просит детей по памяти раскрасить зонтики, нарисованные на карточках. Дети выполняют работу потом сверяют с образцом.

-Молодцы, ребята! Хорошие зонтики получились. Такие зонтики могут укрыть от сильного дождя. Обведите пунктирные  линии -нарисуйте дождь.(дети выполняют задание).

-Ребята, сейчас я буду называть разные слова, а вы думайте и отвечайте, каким одним словом можно назвать целую группу слов.

- Красный, желтый, зеленый, фиолетовый….Что это?(-цвета.)

-Кукла, кубик, юла, мяч…..(игрушки).

-Береза, липа, дуб, осина…..(деревья)

-Плюс, минус, равно, больше, меньше…..(знаки математические).

-Круг, треугольник, ромб, квадрат, прямоугольник, овал…..(- фигуры геометрические)

Психолог раздает карточки к упражнению ‘Найди фигуру поставь знак.”

-Возьмите простые карандаши и в каждом прямоугольнике  поставьте знак-, а в квадрате +

-Посчитайте сколько раз вы использовали знак”минус”(десять раз)

-А сколько знак” плюс”(девять)

-Каких фигур больше?(прямоугольников)

-Правильно, Молодцы!

-Послушайте стихотворную задачку и дайте верный ответ.

На диване у Танюшки

Примостилися игрушки:

Пять матрешек, Буратино

И веселый Чиполлино.

Помогите Танюшке сосчитать игрушки.(семь игрушек)

Психолог раздает детям наборы сюжетных картинок”Букет для мамы”(автор Е Алифанова) Дети рассматривают картинки раскладывают  их в нужной последовательности и составляют рассказ.

Психолог задает дополнительные вопросы”Как вы думаете обрадовалась мама букету?”,”Любит ли мальчик свою маму?”

-Ребята, подберите ласковые слова для своих мам. Скажите, какая у вас мама.(-добрая, красивая…..)

-Сейчас мы поиграем в игру , которая называется “Пожалуйста”. Пожалуйста встаньте в круг.

Дети встают в круг и выполняют команду, если она сопровождается словом ‘Пожалуйста”.(3-4 мин.)

-Вот и подходит к концу  наше занятие. Расскажите игрушке, чем мы сегодня занимались.

Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями.

-Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем ласковые слова.(звучит музыка, дети передвигаются по кабинету, подходят друг другу, смотрят в глаза, дотрагиваются друг друга и говорят комплименты.-До свидания.

 

Конспект занятия на развитие творческого мышления

 

Цели:

  1. развитие поведенческой беглости и гибкости;
  2. развивать способности классифицировать поведенческую информацию разными способами;
  3. воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;

Ход урока

1. Орг. момент.

1) Правила.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня мы покажем нашим гостям урок “Развития творческого мышления”. Но сначала давайте вспомним правила работы на уроке (на доске плакат)
  • Внимательно слушай говорящего.
  • Не критикуй.
  • Если не хочешь говорить, то можешь помолчать.
  • Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
  • Молодцы!

2) Игра “Дождик”

Цель: сплочение, ощущение единства позитивные эмоции

- А сейчас мы с вами поиграем в игру “Дождик”. Мы остаемся на своих местах (сидят в кругу). Я буду показывать движение, но его будет выполнять тот на кого я посмотрю, и делает его до тех пор , пока я снова не посмотрю на него.

Упражнение выполняем молча.

  1. Потирание ладоней
  2. щёлкает пальцами
  3. хлопает в ладоши
  4. топает ногами

Затем в обратном порядке. Ведущий обводит глазами всех участников по кругу.

-Молодцы! Хорошо. Что же вы услышали? На что это похоже?

(Звук дождя.)

2. Основной этап.

1) Тема урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об эмоциях и настроениях. Скажите, какие слова обозначают человеческие эмоции, настроения, чувства.

(Удивление, возмущение, недовольство, радость, страх, восторг, обида, равнодушие, презрение, боль, гнев, грусть и т.д.) - записано на доске.

- Правильно.

2) “Мимическая гимнастика”

Цель : изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.

- Ребята, а как мы узнаем, что человек грустит, радуется, боится? Что помогает нам определить эмоциональное состояние человека, настроение?

(Мимика, жесты, слово, поза.)

  • Правильно. Сейчас мы с вами проведём “мимическую гимнастику”. Руки положите на колени и выполняйте четко то, что я вам скажу:
  • Сморщить лоб, поднять брови, (это удивление).
  • Расслабиться, лоб гладкий.
  • Сдвинуть брови, нахмуриться (я сержусь).
  • Расслабиться.
  • Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие).
  • Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас).
  • Расслабиться.
  • Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать).
  • Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость).
  • Расслабиться.
  • Сжать губы, прищурить глаза(презрение).
  • Расслабиться.
  • Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой).
  • Молодцы!

3) “Маски”

- Ребята, к нам в гости пришли сказочные герои. Маски к нам пришли из сказки; удивительные маски!

Маска Бабы - Яги читает стихотворение:

- Здравствуйте, братишки, Здравствуйте, сестрёнки,

В гости к вам пришла добрая девчонка!
Я люблю и белочек, и зайчиков в лесу.
Милой своей бабушке пирожки несу.

Маска гнома читает стихотворение:

- Дуй мне, ветер, в паруса,
И гремите небеса!
Я лихой и злой пират,
Я любой добыче рад!
Жалости не знаю к людям,
И никто меня не любит.

-Что-то здесь не так, ребята?

(Маски - мимика не соответствуют словам)

- Маски мы перевернём и на место все вернём!

(Маски переворачиваются -вместо Бабы - Яги появляется маска Красной Шапочки, вместо Гнома - Пират)

  • Ребята, какой вывод вы можете сделать?
  • Мимика, жесты, слова- должны соответствовать.

4) Основное задание

а) деление на команды,

  • Сейчас мы разделимся на команды.
  • Делаем фруктовый салат - яблоки, бананы, апельсины, виноград.
    (Учитель считает детей. Каждый Фрукт идёт в свою команду.)

б) разминка.

- Посмотрите на доску. Можно ли объединить приведённые
изображения и фразы в одну группу на основании какого – либо общего признака? Группа может состоять из двух и более элементов.

(Метод: “мозговой атаки”)

в) работа в командах,

- А теперь вы будете работать в командах с заданием на листах. Задание заключается в том, чтобы сгруппировать предложенные рисунки и фразы множеством различных способов. Объединять элементы в группу нужно на основе какого - либо общего свойства в столбике слева следует записать номера соответствующих картинок и фраз, а справа качество (свойство), по которому они объединены в одну группу.

(работа в команде).

г) обсуждение результатов.

- Каждая команда называет группы, не повторяя предыдущий ответ.

5) Игра "Угадай эмоцию”.

- Сейчас мы поиграем в игру “Угадай эмоцию”. Каждая команда берёт лист с названием эмоции, не называя её другим командам. Команда показывает с помощью мимики и жестов какое – либо эмоциональное состояние, а другие команды должны отгадать, что это за эмоция им демонстрируется.

3. Заключительный этап.

1) Упражнение “Групповой рисунок”

- Садимся все в круг. Возьмите лист бумаги и карандаш. Подпишите имя или обозначьте символом свой лист в углу.

На листке вы должны нарисовать при помощи любых форм, линий, предметов  положительные чувства, эмоции. Как только зазвенит колокольчик, вы должны передать лист соседу и так продолжать пока ваш лист не вернётся к вам.

2) прощание

- А теперь встаем в круг. Берёмся за руки и просто улыбнемся друг другу.

-   Молодцы! Урок окончен.