Система подготовительной работы над изложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sedina-_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовительной работы над изложением

                                                                                        Съедина И.Н.  

          Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Ребенок начинает обучаться письменной речи, которая в противоположность устной, требует детального восприятия, обдумывания высказывания. Поэтому, обучаясь письменной речи, школьник значительно продвигается в своем развитии.

           В системе упражнений, служащих развитию письменной речи, большую роль играют изложения. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача воспринятого текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.

            Для письменных работ школьников свойственны фрагментарность, пропуски важных деталей, неточное или неправильное употребление некоторых слов и выражений, наличие синтаксических и грамматических ошибок.

             Обучение школьников письменному пересказу – изложению -  должно начинаться с подготовительной рассредоточенной во времени работы. Необходимо подбирать доступные тексты и варьировать степень самостоятельности при написании изложений с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей школьников.

             В ходе подготовительной работы из текста, предназначенного для изложения, выбираю незнакомые для учащихся или трудные для написания слова и включаю в различные виды упражнений, предлагаемые по нарастающей трудности.

              На первом уроке знакомлю учащихся с лексическим значением отобранных слов. Объясняемое слово включается в различные контексты. Прочитав три-четыре контекста (состоящие из двух-трех предложений), предлагаю школьникам вопросы относительно значения разбираемого слова. При составлении контекстов с незнакомыми словами опираюсь на необходимость объяснения значений слов в контексте, так как в этом случае их содержание усваивается детьми точнее, полнее и правильнее. При выяснении незнакомых слов ученики пользуются синонимами, данными в контекстах или найденных в словарях. На этом этапе детям целесообразно давать задания: выясните значение слов при помощи толкового словаря; подберите синонимы к словам ... Кроме того, значения незнакомых слов разъясняется путем демонстрации картинок, рисунков, предметов, выполнения действий и т.п.

              Следует заметить, что проводится семантический анализ только незнакомых  слов. Прежде чем прочитать контексты, разъясняющие значение слов, предлагаю ученикам объяснить семантику некоторых слов. Если пояснения школьников были  неточными и расплывчатыми, то проводилась работа с отрывками.

         На втором уроке выполняется орфографический разбор вновь усвоенных школьниками слов. Слова выписываются на классной доске. Ученики получают ряд заданий, например, прочитать слово, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную или сомнительную согласную и проверить их написание, вспомнив соответствующее правило, подобрать проверочное слово и записать его и др. Ученики поочередно выходят к доске, а остальные выполняют задание в тетрадях. Для сильных детей делаются отдельные карточки с этими словами, и учащиеся работают самостоятельно,  используя словари.  Предлагаются так же упражнения вида:

- определить на слух слова, правописание которых вызывает сомнение и слова, которые являются проверочными. Например: улетит – полет, клюет – клюв, взглянет – взгляд, запищит – писк. Определить на слух слова с безударными гласными, объяснить их значение. На этом этапе использую работу в парах: взаимодиктант и самопроверка и взаимопроверка.

 - поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа (осуществляется выбор одного из трех возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и –ей);

- составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки: про-, над-, от-, в-, раз-, вы-, корни: -мыв-, -рыв-, -мив-, -лив-, суффиксы: -а-, -ний-, -к-, окончания: -е, -а, нулевое).

              На третьем уроке предусматривается составление предложений с отобранными словами, которые были заранее записаны на доске. Школьники обычно называют простые предложения, включающие два-три второстепенных члена. Наиболее удачные предложения записываются учителем на доске, а учениками в тетрадях. Сильным ученикам предлагаю из данных предложений составить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, или предложения с однородными членами. Такая работа нужна, так как в текстах, предназначенных для изложения, встречаются сложные и простые распространенные предложения, к употреблению которых школьников надо было готовить.

          Далее следует разбор составленных учениками предложений. Подчеркиваются однородные члены и то слово, к которому оно относится, подчеркиваются главные члены и союзы. Затем учащиеся вспоминают соответствующие правила. Таким образом, уточняются и закрепляются пунктуационные навыки школьников.

         На четвертом уроке учащимся предлагается связный текст, в который включаются все разобранные слова. Ученики должны прочитать его, вставить пропущенные буквы и слова, с которыми работали на предыдущих уроках, подобрать проверочные слова и опять вспомнить соответствующее правило. Для сильных учеников текст составлялся из сложных предложений. Разобрав задание, ученики могут озаглавить текст.

            На всех этапах выполняются различные задания: зрительные и объяснительные диктанты, орфографическая пятиминутка, комментированное письмо, включающие слова, которые встретятся в тексте изложения и с которыми работали на предыдущих уроках.

            Кроме того, на уроках  выполняются упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка:

- прочитайте текст, ответьте на вопросы ( Как раскрывает писатель понятие …? Какие слова использует автор для описания …?)  

- с какими из данных слов  слово (самый, больше) не сочетается и почему?

- устраните повторы, сохраняя содержание высказывания.

- допишите окончание прилагательных и существительных;

- вставьте местоимение (который, самый) в нужной форме;

- работа с текстами, содержащими речевые ошибки (найти и исправить речевые ошибки);

- исправьте ошибки в употреблении местоимений.

            Такой недельный подготовительный период оказывает положительное влияние на полноту, правильность и последовательность изложений.

Полезность проведения всех перечисленных видов работ отмечается многими методистами, которые подчеркивают, что разнообразные упражнения  уточняют и закрепляют орфографические и синтаксические навыки школьников. Кроме того, у них вырабатывается привычка обосновывать написание той или иной орфограммы.

             Поэтому, для повышения эффективности обучения написанию изложений необходимы: проведение рассредоточенной во времени подготовительной лексико-синтаксической работы, осуществляемой на уроках русского языка; предоставление учащимся при написании изложений различной меры самостоятельности.

                

Литература

1.  Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

2. Ефименова Л.Н. Коррекция учебной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

3. Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря. Начальная школа. 1990. - №3.

4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. М. Компания С- инфо, Фирма «Баланс», 1975.

5. Сироткина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. Пособие для учителя. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996

6. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996.