Развивающее обучение с использованием ИКТ.

Гнездилова Наталья Владимировна

Развивающее обучение в школе с использованием ИКТ.

Если в чудо не верить – оно не произойдёт. Японская мудрость.
Не секрет, что учащиеся первых классов, пришедшие в школу с огромным желанием учиться, к концу первого месяца понимают, что их «обманули», и вместо интересных уроков их ждут каждодневные скучные занятия и раздражённые, уставшие педагоги-«урокодатели».
Но не буду обобщать, ведь большинство педагогов не только знающие, но и творческие, интересные, неравнодушные люди, любящие и понимающие детей. «Случайных» педагогов школа, как правило, отторгает. Здесь работают люди, любящие своё дело, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, своё педагогическое мастерство.
А творческий человек не может работать по-старинке. К каждому уроку такой учитель тщательно готовится, стараясь сделать его не только интересным, ярким, запоминающимся, но и обязательно развивающим. Такой педагог использует в своей работе методику интеллектуального развития младших школьников, которая направлена на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности детей, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности ребёнка, с целью повышения эффективности обучения.
Классические символы школьной жизни – доска и мел устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке – это не только возможность увлечь школьника интересным материалом, но и дать возможность самому ребёнку участвовать в проведении урока, опираясь на свой личный опыт, что побуждает учащихся к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т. д.
В связи с модернизацией образования, постепенным внедрением стандартов второго поколения, меняется организация взаимодействия учителя с классом. Теперь роль ученика приобретает качественно новый уровень участия в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающий его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Ученик должен действовать не по образцу, а, опираясь на свой жизненный опыт, стремиться к самостоятельно выношенным решениям и действиям и их осуществлению. Формирование этой высшей формы активности, является важнейшим условием, обеспечивающим человеку возможность достичь вершины своего развития.
Важнейшая задача урока – дать детям не знания и навыки в готовом виде, а инструменты для успешной самостоятельной работы. Устойчивый результат обучения будет достигнут лишь тогда, когда перед учеником поставлена цель, и он знает, как к ней идти. Учитель выстраивает свой урок таким образом, чтобы при помощи совета, консультации помогать определить направление и способ действия учащегося для достижения конкретной цели.
В начале ХХв. итальянский физиолог А. Моссо, немецкие учёные Г. Вейхардт, Гакер, Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление – явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние.
Педагогу следует помнить о том, что внимание младших школьников удерживается до тех пор, пока они испытывают заинтересованность (7 -10минут). В связи с этим необходима частая смена видов деятельности и форм организации учебного процесса. Такой подход не утомляет детей, не подавляет личность, а наоборот, способствует её творческому развитию.
По мнению специалистов 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к 4годам, 80% - к восьми годам, 92% - до 13 лет. Так же учёные сходятся во мнении, что и творческие способности человека зависят от тех условий, в которых он провёл первые годы жизни.
Если ребёнку посчастливилось провести это время в окружении чутких, внимательных людей, то ничто не помешает ему вырасти и стать творческой, интеллектуально развитой личностью.
Позволю себе перефразировать японскую мудрость:
Нужно не только верить, но и упорно работать, чтобы чудо произошло…