Начальная школа 21век.(идеи и задачи)

Александрова Елена Александровна

«Начальная школа 21 века»

I Ведущие идеи и основные задачи

            Проект « Начальная школа 21 века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников центра начальной школы института образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования. Возглавляет коллектив Виноградова Н.Ф. член- корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор. Предпосылками для создания комплекта стали основные положения теории Выготского Л.С., научные идеи развивающего обучения Эльконина Д.Б, Давыдова В.В, Запорожца А.В, концепция перспективной начальной школы Пышкало А.М., Журова Л.Е, Виноградова Н.Ф.

          Ведущей идеей УМК « Начальная школа 21 века» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытия нового подхода к целям сохранения методики обучения младших школьников в массовой школе.

           В УМК «Начальная школа 21 века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, соответствовать потребностям детей этого возраста в познании, общении, разнообразной деятельности, учитывать типологические, индивидуальные особенности детей, уровень социализации.

          Авторы, используя все достижения методики предметного обучения, при изучении конкретного предмета особое внимание обратили на :

  • Приоритетное использование наглядно – образного мышления
  • Игровой метод
  • Организацию учебного процесса, обеспечив ситуацию успеха, для каждого ученика.

       УМК « Начальная школа 21 века» позволяет успешно решать одну задачу из приоритетных задач начального образования – научить ребёнка учиться и познавать мир. Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. В методике обучения особое внимание уделяется целенаправленному использованию моделирующей деятельности.

       Авторами создана система игр, правил, которые развивают необходимые для учения качествами. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Найди ошибку», « Сравни свой ответ с текстом» и др.)

     Школьник осваивает принципиально новую роль – не просто зрителя, слушателя, репродуктора ( смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю), а  исследователя. Школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Ученик может выдвинуть свою гипотезу( рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи своё мнение». Правило, способ решения, вывод не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает её, что даёт каждому ученику открыть для себя и сознательно принять научное знание.

      Авторы УМК поставили перед собой ещё одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативность и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается с применением «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы связывают с совершенствованием  такого психического процесса, как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевых игр в обучении, которая даёт возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображения и творчества ученика. Ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по « Окружающему миру»,особенно в первых и вторых классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введённая во все учебники, - «Путешествие в прошлое»

      Все средства обучения содержат материал, который позволяет учесть индивидуальный темп обучения каждого ребёнка, а также уровень его ближайшего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий культурологический фон обучения, предоставить возможность каждому работать в соответствии с его возможностями (рубрики учебника «Для тех, кто хорошо читает», «Этот удивительный мир», «Путешествие в прошлое»)

     Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь осуществляется в условиях разноуровнего класса, а тетради позволяют учителю проводить целенаправленную работу от успешности обучения каждого школьника.

     В УМК представлена система работы учителя по устранению причин трудностей, возникающих у учащихся в процессе изучения различных предметов, для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, нои динамику развития ребёнка.

    Методика обучения построена таким образом, что представляет каждому ребёнку право на ошибку, на оценку своего труда, самостоятельный анализ результатов обучения.