Окружающий мир "Русская трапеза"

Конспект урока  по окружающему миру в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н. Виноградовой")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Russkaya_trapeza.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Суходольская СОШ №2

«Образовательный центр»

«Русская трапеза»

кружающий мир, 3 класс)

         Учитель Качкина Ольга

                         Николаевна

Суходол 2011 год

Слайд 1

"Русская трапеза"

(Окружающий мир. 3 класс)

Цели урока:

1) расширить представление учащихся о продуктах питания древних славян, познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;

2) учить работать в группах; развивать речь, любознательность, мышление; развивать навык исследовательской работы;

воспитывать интерес к истории, уважение к традициям;

3) воспитывать интерес к истории, уважение к традициям;

  развивать мотивацию здорового образа жизни.

Оборудование: плакаты на тему «Русская трапеза»,  

компьютер

экран

текст “Собирательство” (Приложение 1),

толковый словарь С.И.Ожегова,

блины.

Ход урока

  1. Орг. момент. (Слайд 2)

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок.  Мы сейчас мысленно окажемся в русской избе.

II. Повторение пройденного.

– О чем говорили на прошлых  уроках? Проверим ваши знания.

1. Тест (“да”, “нет”).

Славяне были смелыми и умели защищать свою Родину. (Да.)

Крестьянки носили на голове шляпы, а богатые горожанки – платки. (Нет.)

Люди носят одежду, чтобы не мерзнуть. (Да.)

В крестьянском доме было много комнат. (Нет.)

Оберег – предмет, спасающий от бед и несчастий. (Да.)

Поменяйтесь листочками и  проверьте работу друг друга.

Шкала оценивания:

«5» - все ответы верные;

«4» - верные 4 ответа;

«3» - верные 3 ответа;

«2» - верные 2 или 1 ответ.

– Какие оценки вы поставили друг другу?

2.  Поиграем в игру “Узнай по описанию”.

а) Один из самых древних предметов одежды, воротник украшали вышивкой. Подвязывали кожаным поясом с медной пряжкой. Люди победнее носили холщевую, а кто побогаче – шелковую. (Рубаха.)

б) Зимняя одежда крестьянина на меху. (Тулуп.)

в) Летняя обувь крестьян, которую плели из лыка. (Лапти.)

г) Зимняя обувь крестьян. (Валенки.)

– Молодцы вы хорошо знаете одежду своих предков.

III. Сообщение темы урока.

-  Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, надо разгадать кроссворд.

а

п

п

е

Т

и

т

м

о

Р

к

о

в

ь

в

о

д

А

р

е

П

а

о

р

Е

х

З

а

в

т

р

а

к

в

и

т

А

м

и

н

ы

1. Желание есть. (Аппетит)

2. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

3. Вещество, без которого человек умрёт через 3-4 дня. (Вода)

4. Желта, а не месяц,

    Кругла, а не луна,

    С хвостом, а не мышь. (Репа)

5. Маленький Иван – костяной кафтан. (Орех)

6. Утренний приём пищи. (Завтрак)

7. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.  

    (Витамины)

- Какое слово получилось по вертикали?  (Трапеза) (Слайд 3)

 - Попробуйте объяснить его значение. (Пища, еда, угощение, блюдо)

-  Когда так называли приём пищи?  ( В древние времена)

-  Как об этом написано в различных толковых  словарях русского языка?

(У каждой группы свой толковый словарь разных авторов).

Работа с толковым словарём (Слайд 4)

( Трапеза – стол, стол с пищей, яствами, обед, ужин)

Трапеза с греческого языка – кушанье.

-  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Предположения детей).

- Правильно. Сегодня мы познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни, поговорим о традициях русского народа: а славяне, как мы уже знаем, отличались смелостью, трудолюбием и гостеприимством.  Всякий путешественник для них был священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью.

 – А может быть вы знаете блюда русской кухни?

- А без чего не обходилась ни одна трапеза? (Ответы детей)

- Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян. (Слайд 5)

- А что же мы  знаем  о хлебе?

 Сообщение учащегося:

-  Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился и кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.

Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался кирпичатый — хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Хлеб, выпеченный из муки, просеянной через решето, назывался решетным, а через сито — ситным. Если хлеб пекли из плохо просеянного зерна, с семенными пленками и остатками колосьев, его называли мякинным.

Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость, были различными. Круглый хлеб — коврига — подешевле, а сдобный пшеничный хлеб — каравай — подороже. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.

- Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками.

Работа в группах. Соберите  пословицы:

  Хлеб -                                    а красна пирогами.

  Без хлеба                               тот будет хлебом богат.

  Без соли не вкусно,               всему голова.

  Не красна изба углами,        нет обеда.

  Кто трудиться рад,               а без хлеба не сытно.

Проверка выполнения задания (Слайд 6)

- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. (Слайд 7)

Со времён старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних

В окна вешним днём глядит.

Это Масленица мчится

Вдоль по улицам родным.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!.  

- А сейчас послушайте отрывок и узнайте героя, исполнявшего песенку: (фрагмент песенки колобка из сказки): 

“Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон..”  (Слайд 8)

- Конечно, колобок.  Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов или хлебов. (Слайд с фото колобка)

- Давайте посетим Государственную Третьяковскую  галерею.(Слайд 9  с фото галереи и картины) Сегодня мы остановимся возле картины Ильи  Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы». Картина художника «Снедь московская.  Хлебы», которая была написана в 1924 году - это маленький рассказ о хлебе. Вот он лежит на столе – свежий, душистый, мягкий. Так  и  кажется, что эти булки, буханки, батоны и пряники хранят аромат полей, солнечный свет, теплоту рук, которые вырастили хлеб.

Слайд 10

- Сохранилась  доныне традиция древней кухни – холодные и горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня. Не зря в России главный столовый прибор - ложка. Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.

  Игра «Поварята» (по группам)  Слайд 11

  1. группа: Какие продукты нужны для приготовления  борща?
  2. группа: Какие продукты нужны для приготовления рыбного супа (ухи)?

3 группа: Какие продукты нужны для приготовления окрошки?

- Еще одно любимое блюдо - каша. (Слайд 12)

 Сообщение учащегося:

 Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, а потом эти  зёрна варить.

 “Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным.

- Какие каши вы знаете?

- А знакома вам толокняная каша?

Это овсяная каша особого приготовления. 

Каша толокняная (овсяная)

Развести в 20 мл холодной кипяченой воды 1 ч.л. толокна. (Если нет толокна - то можно размолоть в кофемолке овсяные хлопья.) 100 мл молока вскипятить, влить в него тонкой струйкой разведенное толокно и варить 2-3 мин., постоянно помешивая. Посолить, подсластить сахаром. В готовую кашу добавить 1 ч.л. сливочного масла.

- А полба или полбяная каша?

Она варилась из полбяной крупы – злакового растения, которое представляет собой среднее между пшеницей и ячменём. Каша считалась питательной, но  была груба на вкус и ели её только бедняки.

- В какой сказке А.С.Пушкина идёт речь о полбе? («Сказка о попе и работнике его Балде») (Слайд 13,отрывок из мультфильма)

- А вы каши любите?

Чтение текста учебника с. 57 – 58 «Этот удивительный мир».

- А какие напитки употребляли славяне? Вспомните сказки. (Слайд 14)

Травяной чай, квас, кисель. Только кисель был очень густой и его ели ложками.

- На Руси ели и пили вкусно испокон веков. Но главное, о чем написано в Библии и о чем помнили наши предки “Не хлебом единым жив будет человек”, то есть надо помнить прежде всего о душе, жить по законам Добра и Справедливости, не забывать о здоровье тела, ведь здоровых дух в здоровом теле.

IV. Физкультминутка (Слайд 15)

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

V. Закрепление

1) Работа в группах.

Раздели слова в три группы: ■ - супы; ▲- вторые блюда; ●- третьи блюда, десерты.

пончики                кисель                мусс                        квас                        запеканка

рассольник                котлеты                зразы                        желе                        сбитень

щи                        солянка                уха                        плов                        яичница        

В помощь дается толкование слов (cм.  Приложение 1)

Проверка выполнения работы. (Слайд 16)

2)  Молодцы, ребята. Много интересного знаете о наших блюдах. А знаете ли вы, как древние славяне использовали лесные дары земли-матушки?

 - Сейчас  мы  узнаем об этом. Работа в группах. (Слайд 17)

Исследование текста “Собирательство” (Приложение 2)

Обмен информацией (ответы детей по вопросам):

1 группа:

- Что означает слово «собирательство»?

- Кто этим занимался?

- Что собирали весной?

2 группа:

- Что собирали летом и осенью?

- Как,  в  каких целях  использовали лесные дары?

3 группа:

- Что такое одолень – трава?

3) Во время приема пищи в прошлые времена сидели чинно. За столом не разговаривали. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали, есть не спеша.

В России до сих пор отдается дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека застольем.

– Какие правила поведения за столом вы соблюдаете? Составьте памятку правил поведения за столом. (Работа в группах). Обсуждение составленных правил. Выработка общей памятки для школьной столовой. (Слайд 18)

Правила поведения за столом.

Перед едой мой руки с мылом.

Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережевывая пищу.

Сладости кушай только после обеда.

Не ставь локти на стол.

Не разговаривай с полным ртом.

Используй салфетку.

Поблагодари.

VI. Итог урока.

1)  Ребята, вам понравился урок? Что было более интересным?

 2)  Проверим, как вы усвоили материал урока.

Что ели в древности? (Топаем, хлопаем)

Щи, пироги, плов, квас, огурцы, репу, чай, виноград, курагу, капусту, мед, молоко, грибы, хлеб, кисель, кофе.

3) Домашнее задание.

     стр. 56 – 60 (пересказ текста)

     составить рассказ о блюдах своих бабушек и дедушек.

4)А сейчас давайте пригласим наших гостей отведать наши угощения. (Вспоминаем слова -  приветствия для  гостей: «Хлеб кушать милости просим».)

Приложение 1

Десерт — сладкое блюдо, подаваемое после основного (и не являющееся основным), в конце трапезы

Зразы  - кушанье из мяса с фаршем из гречневой или др. каши.

Мусс (фр. пена) — сладкое десертное блюдо. Фирменное блюдо французской кухни.

Сбитень - горячий напиток из меда с пряностями.

Солянка  (в старину назывался селянка) — это суп на крутом мясном, рыбном или грибном бульоне с острыми приправами

Рассольник— блюдо русской кухни, суп, основой которого являются солёные огурцы, также может добавляться огуречный рассол.

Приложение 2.

СОБИРАТЕЛЬСТВО.

Собирательство - это сбор диких ягод и трав. Занимались этим в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали они молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда не раз выручала наших предков, заменяя им хлеб. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, ели свежей, квасили, варили, сушили.

Собирали в весеннем лесу и щавель, и дикую капусту, и дикий лук. Не проходили и мимо лопуха. Весною же, в пору сокодвижения, заготовляли берёзовый сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь до будущей весны, давал людям бодрость и силу.

За красавицей весной приходило лето. Взяв кузовки, отправлялись славянки с детьми за земляникой, малиной, ежевикой. Брусника, голубика, черника, морошка – вот неполный перечень лесных даров. Осенью покрывали болота и влекли к себе славян рубиновые россыпи клюквы. Называли её также журавлиной, наверное, из-за того, что на болотах обитали журавли.  Для откорма свиней запасали жёлуди. Сырые жёлуди для человека опасны. Если их вымочить и обжарить, то они становятся съедобными. В голодные годы из них делали желудёвую муку.

Растения помогали славянам избавиться от недугов. Лечебные растения назывались одолень - травой, потому что они помогали одолеть, побеждать болезнь Незаменимым средством считались лечебные травы при сборах в путь-дорогу. Наши воины брали в походы не только оружие, но и память о Родине – одолень – траву.