Малина (интегрированный урок)

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Malina.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка про малину

Интегрированный урок

Окружающий мир, русский язык

Цель урока:

- закрепить основные знания о видах предложений, о понятиях  

   художественного и научного текстов, познакомить со словарным словом

  «малина»;

- развивать художественную речь учащихся средствами художественного

  текста;

- воспитывать интерес к предмету, чувство прекрасного  через средства

   русского языка.

Оборудование: - интерактивная доска

                         - индивидуальные тексты для каждого учащегося на парте

Ход урока:

  1. Организационный момент

Посадка детей, аккуратное положение учебных вещей на парте. Положительный настрой на работу.

  1. Закрепление знаний о предложении

Учитель:

- Кому из вас, ребята, приходилось бывать на лесной полянке летом?

- Что вы там видели? На что обратили внимание?

- Давайте мы с вами пофантазируем и представим, что очутились на лесной полянке.

- Какие ароматы вы уловили? (Аромат цветов и спелых ягод, запах  прелой листвы).

- А теперь прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Жужжание насекомых, стрёкот кузнечиков, шуршание листьев на деревьях, голоса птиц - кукование кукушки, пение соловья…)

- Давайте всмотримся в краски, которыми наполнена поляна. Какие цветы и ягоды вы видите? (разнообразные оттенки зелени, лиловые колокольчики, белая кашка, …)

Учитель:

Давайте запишем следующие предложения:

Кому приходилось бывать летом на лесной полянке?

- Какова особенность этого предложения? Какое это предложение по цели высказывания? (Вопросительное, т.к. содержит вопрос).

Аромат цветущих деревьев разносится по округе.

- Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное).

- Подчеркните в нём грамматическую основу (Аромат разносится).

Как хорошо утром в лесу!

- Какова особенность этого предложения?  Восклицательное, т.к. содержит эмоциональную окраску и произносится с определённой интонацией)

Постарайтесь обязательно сходить на лесную полянку и полюбоваться её утренней красотой.

(побудительное, т.к. побуждает к действию)

Учитель:

- Давайте обобщим знания о предложении.

- Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

Учитель:

Выпишите из этих предложений три  слова  с безударной гласной и подберите к ним проверочные слова. (Лесной, полянка, деревья, красота).

А теперь обрати внимание на словарные слова, которые встречаются в этих предложениях, выпиши их (аромат, хорошо). Подчеркни гласные, которые обязательно надо запомнить.

  1. Работа со словарным словом

Учитель:

На полянке много разных цветов и ягод. Но мы сегодня поговорим об одном растении, которое может расти в саду и  растущем на окраине лесной полянки.

Отгадайте загадку.

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.   (Малина)

    - Прочитайте текст, который лежит перед вами.

ОСТОРОЖНО: МАЛИНА!

Как-то раз забрел Медвежонок Ых в богатые заросли малины. Ягоды были такие большие, спелые и вкусные, что Ых  даже закряхтел от удовольствия. Малина росла на довольно крутом склоне, и Медвежонок потихонечку полез вверх. Он собирал малину полными горстями и отправлял в рот, пока случайно не посмотрел вниз. И тут у Ыха от страха подкосились ноги. Ему показалось, что он стоит на самом краю пропасти, и если сделает хотя бы шаг, то кубарем покатится вниз.

Перепугался Ых не на шутку и начал звать на помощь, но кто его услышит так далеко от дома?

А в это время его уже давно искал Ежик. Он несколько раз подходил к домику Ыха, стучал в дверь, но никто не отвечал. Вскоре все  зверята  узнали о пропаже Ыха.

- Его наверно кто-нибудь съел, - предположил не успевший пообедать Волчонок.

- Не говори глупостей, - замахала лапками Белочка. – Наверное, он пошел делать запасы на зиму.

- А может он улетел на юг? – предположил Галчонок.

Тут на полянку спустилась вездесущая Сорока.

- И вовсе не на юг. Он у подножья Ягодной горы малиной лакомится, – застрекотала она.

- Ура! – радостно воскликнул Ежик. – Теперь ясно, где его искать!

- Медвежонок! Ых, ау! – кричали друзья.

- Я здесь! – раздалось из малинника, и  зверята  увидели Ыха.

- Слезай!

- Не могу! Я боюсь!

- Как же мы его оттуда снимем? - загрустил Ежик.

- Ну, это проще простого! – рассмеялась Белочка.

Схватив кончик прихваченной с собой веревки, она рыжим пламенем мелькнула в малиннике и, обогнув дерево, росшее за спиной у Медвежонка, ловко обвязала ею незадачливого обжору под мышками.  Зверята  ухватились за другой конец и помогли сладкоежке спуститься вниз. Через несколько секунд счастливый Медвежонок уже стоял в окружении своих друзей.

- Ну что, - поинтересовался Ежик, когда прошел первый порыв радости, - вкусная малинка?

- Ох, не знаю, - горестно отмахнулся Медвежонок. - Мне она без вас горькой показалась. Если бы не вы, я бы еще долго там сидел. Теперь я без друзей никуда!

                                                                                              ( И.Афанасьева)

Учитель:

- Как вы думаете, это научный или художественный текст? Почему?

- К кому жанру можно отнести это произведение? (Авторская сказка о животных).

- Почему Медвежонку малина показалась горькой?

- Какое новое словарное слово нам сегодня встретилось? (Малина)

- Составьте предложение с этим словом. Запишите предложение.

             Мама сварила вкусное варенье из спелой малины.

- Какое это предложение, дайте характеристику (Распространённое, повествовательное, невосклицательное)

- Назовите грамматическую основу этого предложения. (Мама сварила.)

- Установите связь слов в предложении. Выпишите пары слов с вопросом.

 сварила (что?) варенье;

 варенье (какое?) вкусное;

 варенье (из чего?) из малины;

малины (какой?) спелой.

  1. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке (подскоки на правой ноге)

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге)

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим.

До лужайке добежим.

На лужайке. На лужайке (Прыжки на месте на обеих ногах)

Мы попрыгаем. Как зайки.

Стоп!

Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте; руки в стороны, вверх, вниз, выдох)

Учитель:

- Послушайте ещё один текст.

Малина -  полукустарник, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров. Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему. Стебли прямостоячие. Побеги первого года травянистые, зелёные с сизым налётом, сочные, покрыты тонкими, обычно частыми миниатюрными шипами. Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные,  сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками. Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев. В средней полосе России малина цветёт с июня по июль, иногда вплоть до августа. Плоды, как правило, красного цвета (от розового до насыщенного бордового), однако встречаются сорта желтого и даже черного цвета. Плоды появляются не только на побегах второго года. В южных районах плоды появляются и на побегах первого года в середине осени. Эти побеги деревенеют и приобретают коричневый цвет, из пазух листьев вырастают плодоносящие ветки с цветочными почками. Сразу после плодоношения боковые ветки засыхают, но из того же корня на следующий год вырастают новые стебли.

- Чем отличается этот текст от предыдущего? (Этот текст – научный, в нём даётся информация о кустарнике, его плодах).

- Что нового вы узнали о малине из этого текста?

Мы говорили о кустарнике. А ведь  слово «малина» имеет несколько значений:

1)  род многолетних трав и кустарников;

2) плоды;

3)  нечто приятное, доставляющее удовольствие («всю малину испортил», (разг.).

Плоды малины — старинное и весьма распространенное лечебное средство. Их целебные свойства были известны еще в Древней Греции и Риме.

Свежие и высушенные плоды, а также консервы из плодов малины (компот, джем, варенье, сок) применяются в качестве жаропонижающего и потогонного средства при простудных заболеваниях. Обладают также мочегонным и слабым отхаркивающим действием. Из высушенных плодов готовят настой. Малиновый сироп добавляют к лекарствам для улучшения их вкуса и аромата. В народной медицине ряда стран используют также лекарственные свойства листьев малины. Так настой используют для полоскания ротовой полости и горла при стоматитах, фарингитах, ангинах. Аналогичное применение находят листья и в народной медицине Болгарии.  Мазь из свежих листьев малины считается хорошим средством против угрей и кожной сыпи.

- На уроках литературного чтения, русского языка мы чаще всего используем художественный текст. А где можно применить научный текст о малине? (В энциклопедических или толковых словарях, в научной литературе).

- Много загадок, стихов  и песен сложено об этой замечательной ягоде. Спишите стихотворение, вставьте пропущенные безударные гласные буквы.

Вот м.дведицу сынок

Лапою т.лкает в бок:

«Ну, когда т.плее станет,

Надоевший снег растает?

Скучно здесь в б.рлоге нам.

Я хочу м.лины, мам!»

Мать в ответ ему: «Сынок,

Пот.плеют дни в свой срок,

Ждать недолго до в.сны.

Спи, гляди про лето сны!»

  1. Подведение итогов урока

Учитель:

- Сегодня на уроке мы повторили всё о предложении. Мы сравнивали художественный и научный тексты. А что ещё нового вы узнали сегодня на уроке?

   6. Домашнее задание (творческое).

 Составить рассказ или сказку про малину. А если возникнет желание и вдохновение, то можно составить и стихотворение. Удачи вам!