Конспекты занятий и памятки для педагогов

Бондаренко Наталья Владимировна

,конспект занятия с педагогами
психологическая профилактика
эмоционального и профессионального "выгорания"
цель: формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
наглядность; компьютер, проектор,
Должны мы бороться за детские души,
Должны, должны
НО что если под поучительской чушью
В нас нету души?
Учитель- он доктор, а не поучитель,
И школа- роддом.
Сначала вы право учить получите-
Учите потом.
Должны мы бороться за детьские души
Прививкой стыда,
Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче
Из них никогда.
И прежде чем лезть с поучительством грозным
И рваться в бои
За детские души,пора бы нам, взрослым,
Очистить свои....
Е.Евтушенко

Ход практиума
1.Установочно-мотивационный этап.
2.Просветительский этап.
Французкий филосов16 века М. Монтень писал:"Самый ценный плод здоровья- возможность получать удовольствие".
Получать удовольствие от собственной професии-значить быть мастером своего дела.Быть мастером-жить в гормонии с собой и миром. Пусть к мастерству-как подьем в гору с полными ведрами воды..Как сохранить ведра полными, поднывшись на вершину? Как сохранить радость жизни,оптимизм,яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя,Учителя- мастера?
Редкая профессия сравниться с учительской по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель.В газете"Школьный психолог" опубликованы материалы исследований Н.А.Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у падавляющего числа педагогов наступает"эмоциональное выгорание",а к 40 годам работы "Эмоционально сгорают" все учителя(!), что проявляется в их несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности.
Учитель, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой"синдром эмоционального выгорания", приводящей к профессиональной деформации личности.
Одной из главных причин эмоционального срыва является тревожность, которая может выступать в двух проявлениях: как ситуативная (в данный момент неблагоприятная ситуация)
и как черта личности. Многократно повторяющиеся неблагоприятные ситуации могут способствовать тому, что у человека развивается личностная тревожность.
Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги....Волноваться естественно.В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой. Тревога означает,что ваш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы.
Нужна ли вообще человеку тревожность как личностная характеристика?Выделим в ситуации тревожности положительные и отрицательные моменты
3 Практический этап (релаксация)
-Начнем с себя.
напряженияЭкспресс-приемы снятия эмоционального
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закорйте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4: четыре секунды на вдох, четыре- на задержку дыхания, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.
Растяжка.
Чувство тревоги "живет" на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной "замком". Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.
Потягиваниею
Универсальное упражнение.Сложите руки"замком" перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечина.
Улыбнитесь.
Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга.Результат-чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку10-15 секунд.А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека.Если вы горбитесь- выпрямитесь,контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе:"Я буду выглядеть уверкнным в себе человеком".И вы станете уверенным в себе.
Мудры
Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Это мудра Земли:улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.
Найдите свою мантру(девиз жизни), которая спасет от уныния и отчаяния в тяжелые времена,мантру, которая успокаивает и повышает ваше настроение. У каждого человека она, конечно своя. Приведу примеры таких мантр, своеобразных"волшебных слов", которые ведут нас по жизни:
"Я об этом сейчас не буду думать. Я подумаю об этом завтра"-,так говорила Скарлетт О Хара.
"Спокойствие, только спокойствие.Это все дело житейское!-любил повторять симпатичный Карлсон
"Я--самая обаятельная и привлекательная!"- таким аутрененгом занималась героиня популярного одноименного российского фильма.
"Ребята давайте жить дружно!"-еще одна мантра, принадлежащая симпатичному коту-герою мультфильма
Найдите для себя простые и мудрые слова, своеобразную жизненную мантру,которая будет вести вас по жизни, успокаивая и одобряя, вдохноаляя и взбадривая. Найдите любимые стихи, интересные цитаты и высказывания интересных людей.Пусть выбранные вами строки помогают вам жить, создают жизненную перспективу.
Формула выживаемости профессора В. М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться1 час . посвященный себе. своему отдыху, здоровью Это время восстановления физических сил организма, время релаксации(расслабления),способ переключения мыслей.
Научитесь жить с юмором. "Юмор"-соль жизни,-говорил К.Чапек-Кто лучше просолен,дольше живет".
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное- это установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом,чтобы мыслить.мечтать, совершенствоваться; глазами- чтобы видеть прекрасное вокруг: природу,красивые лица, рукотворные шедевры,; слухом- чтобы слышать прекрасное: музыку,птиц.шелеств листвы. мы можем творить, двигаться, любить,получать массу удовольствия от того,что на каждом шагу дарит нам жизнь.
Вопрос лишь в том ,умеем ли мы все это замечать, ощущать,умеем ли радоваться.
Главное-это установка на радость.
4Психотерапевтический этап.
Метафорическая авторская сказка Надежды Николаевны Амбросьевой "Камин"( без обсуждения)
"КАМИН"
Жил- был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как, он,говорят"Последнюю рубаху.не задумываясь.отдаст"Здорово,что потребность камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других.Люди в суровую морозную зиму или сырую,слякотную осень были очень рады погреться у Камина,Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.
_Ах, какой хороший.какой замечательный наш Камин!
_Какой он щедрый!Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.
_Что бы мы без него делали!
Очень такие речи Камину нравились, приятно было,когда хвалят,он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе,что он такой важный,такой нужный, ну просто незаменимый.И решил он неходить в этом году в отпуск,не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит.наш Камин круглосуточно,стараеться,себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето,знойное,за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудиться, все греет,Люди взмолились:
_Уймись,отдохни,- просили по- хорошему.
Но Камин не унимался. Илюди стали ругать его.
_Ну что за дурень,что за балбес! Слов не понимает.Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавяться, а он все не уймется, бестолочь.
Обиделся Камин и в отпуск ушел.
_Странные существа эти люди,то хвалят, души не чают, то ненавидят- и в сущности,за одно и то же дело,-думал он.
Ах,Камин,Камин,,,,, Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.

коммуникативность и лидерство
(психологический практикум для педагогов)
Лидером может стать каждый
ребенок, если предоставлять ему
постоянную возможность выбора
Юрий Беляков

Если вы хотите добиться в этой
жизни чего-то значительного,недостаточно
просто действовать-надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать-
надо еще и верить.
А.Франс.


Часто классный руководитель,педагог,работая с подростками,сталкивается с необходимостью не только понять длясебя,но и показать ребятам степень сплоченности их группы, стратегию поведения каждого участника,притязания на лидерство, а самое главное-выявить для каждого его место в группе.
Данное мероприятие поможет педагогам пополнить запас средст диагностики и развития коммуникативных и лидерских качест детей, а также использовать эти средства (игры,упражнения) на классных часах, мероприятиях.
Цель: ознакомление с методическими средствами и приемами диагностики и развития лидерских и коммуникативных навыков.
Задачи:
-определить понятие"лидер" и качества, присущие такому человеку;
-познакомить педагогов с методическими средствами и приемами диагностики и развития
лидерских и коммуникативных навыков.
Материалы:
непрозрачный мешочек с предметами для игры"Гений маркетинга", памятка

,,,,,Вы должны кем-то стать
прежде, чем сможете что0то сделать,
и что-то сделать прежде, чем
сможете что-то получить.
З.Зиглер


Ход мероприятия
1разминка.
Психолог.Скажите, пожалуйста,что вы понимаете под словом "лидер"? Кто это? Какими качествами обладает?(мозговой штурм)
2 Теоритическая часть.
-Для одних людей "быть лидером" означает обладать властью,умением влиять на людей.Для других это ответственность за что-то или за кого-то, связанная с бессонницей,ожиданием исполнения этой ответственности. Для третьих этот способ существования. Это энергия и радость от того,что ты только признан, но и востребован, не только готов принимать решения,но и знаешь,как это делать. Такой человек на вопрос "Тебе что, больше других надо"? однозначно и внятно дает положительный ответ.
Быть лидиром- это и радость, и груз ответственности, и десятки делемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Быть лидаром- значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Исам факттого,что умению быть компетентным руководителем можно обучиться,- повод для оптимизма.
Э.Кристоферс и Л.Смит утверждают,что у людей с детства есть три выраженных потребности:
-во власти;
-в общении с людьми;
-в решении промблем.
Когда речь идет о лидерстве. мы имеем дело с тем,что все три потребности способности являются для человека актуальными.Лидер-это человек, который способен влиять на окружающих с тем, чтобы эффективно добиваться поставленных целей. Другими словами, лидер-это успешный коммуникатор.
3 Проведение теста.
_Я предлагаю вам сейчас проверить свои лидерские способности с помощью простого теста, которыйвы можете пспользовать и с детьми. Результаты этого теста помогут вам более эффективно организовать групповую работу в классе(от организаторских до учебных вопросов)
Проводится "Психогеометрический тест,"обсуждаются результаты.
4. Упражнения.
-Теперь я предлагаю вам поучаствовать в нескольких упражнениях, развивающих коммуникативные и лидерские качества, которые вы также можете использовать в воспитательной и развивающей работе с детьми
Упражнение"Ты и твое имя"
-Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем вертикально свое имя.Состредоточьтесь! У вас 5 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.
Давайте обсудим результаты.

Упражнение"Гений маркетинга"
Ведущий приносит непрозрачный мешочек, в который будут помещены разные предметы в соответствии с личными и возрастными особенностями участников.
-Каждый из вас сейчас будет доставать из мешка один предмет.Задание; в течение15 минут продать группе этот предмет,представив максимум(не менее пяти) реальных достоинств товара наиболее эффективным способом
Вопросы для обсуждения:
-Чему научила игра?
-Чей опыт продаж показался вам наибелее успешным?
-Чьи идеи вам наиболее запомнились и почему?
Упрвжнение "Харизматическая личность"
-Для напчала обсудим в группе само понятие "харизматическая личность"(Харизма-это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует принятию такого человека,ощущению легкости и желательности его присутствия;харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен,он приветлив,но не сладок и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушаться).Ах, как нам всем хочется бытьхаризматическими!Что для этого сделать? Ну,во-первых,попытаться проанализировать,как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых,попытаться "настроиться на волну" харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах.
Разбейтесь на группы по 3-4 человека.
Задание для каждой группы: поделиться своими впечатлениями о встречах с харизматической личностьюКто она,эта личность?(10-15 минут)
Следующее задание;постройте на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй(Каждая группа показывает свою композицию другим группам, а зрители дают яркое название показанной скульптуре)
Вопросы для обсуждения:
-Как шла работа в подгруппах?
-Какие из историй, показанных товарищами, вам понравились?
_Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью?
Спасибо всем за работу!



памятка для педагогов

игры и упражнения, развивающие коммуникативные,лидерские, творческие качества

Упражнение "лидер"Кто он. каков он?"
-Потребуется смельчак- доброволец, готовый вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего3минуты,чтобы силойубеждения(уговорами.угрозами.обещаниями), ловкостью(пронырнуть,проскользнуть.прорваться),хитростью(комплименты),искренностью убедить круг и отдельных его представителей вступить его в центр. Наш герой отходит от круга на 2-3 метра. Все участники стоят к нему спинами,сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки..
Начали!
Участники выполняют упражнение.
-Спасибо за смелость!Кто следующий готов помериться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт! Начали!
вконце игры обсуждается стратегия поведения игроков.
Есть ли разница между тем, как они вели себя здесь и в обычных условиях?
_а теперь вернемся к упражнению, немного изменив задачу.Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет выбрать и продемонстрировать абсолютно несвойственную ему стратегию поведения.
Вопросы для обсуждения:
_Легко ли играть по чужому "сценарию"?
-Что дает нам вхождение в роль другого человека?
-Что нового я открыл в себе в себе, в товарищах?

Упражнение "Лидер-это.."
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские приеадлежности (ножницы, клей.фломастеры,карандаши),а также газеты и журналы. В течение30-40 минут они готовят (поодиночке или в группах) некий коллаж с использованием этих материалов. Тема работы:" Я-лидер"!
Работы развешиваются на стенах кабинета(можно анонимно, можно представлять свои работы)
Обсуждается,чьи работы оказались наибопплее удачными. Итак, лидер-это...

Упражнение" Побег из тюрьмы"
Участники группы выстраиваються в две шеренги лицом друг к другу.Ведущий предлагает задание; "Первая ширенга будет играть преступников,вторая- их сообщников, которые пришли в тюрьму, чтобы устроить побег. Между вами- звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы(каждый сообщник спасает одного преступника) После окончания игры "преступники" рассказывают о том ,правильно ли они поняли план побега.
Упражнение "
народная мудрость в пословице"
Ведущий предлогает участникам разделиться на тройки.
Каждая тройка получакт свою пословицу,Которую она должна представить с помощью мимики и жестов своим коллегам. Время на подготовку 5- минут. Затем каждая тройка представляет свою пословицу, а остальные ее угадывают.
Игра"Путешествие на необитаемый остров"
Ведущие предлагают участникам группы разбиться на подгруппы.
_Волею судьбы вы оказались на необетаемом острове. Воздушный шар был поврежден, он благодаря совместным усилиям и своевременно принятым решениям по освобождению корзины от ненужных в тот момент вещей все смогли благополучно высадиться на остров. Здесь богатый животный и растительный мир.,но есть и опасности: ядовитые растения,холодная зима, возможные визиты каннибалов.Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку нереально.
В ближайшие20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни в родных краях. Ваша задача- создать для себя условия, в которых вы смогли бы выжить. За такой срок люди иногда дичают, вслед за раздражительностью вспыхивают ссоры, драки не на жизнь, а на смерть. Как проявите вы себя в этой жизни? Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. Определитесь с тем:
-кто будет вашим лидером и нужен ли он вам ;
-наметьте первоочередные дела;
-распределите обязанности.
Мы подготовили ряд пунктов, которые вы должны будите обсудить.
1. Каковы санкции за невыполнение обязанностей?
2.Какие законы вы примете в первую очередь?
3. Как вы будите решать задачу распределения?
4. Имеет ли человек право никому не подчиняться и жить посвоему?
5. Будут ли органы управления вмешиваться в частную жизнь?
6.Если человек злой и вредит другим,что с ним делать?.
7. Если кто-то захочет жить отдельно, имеет ли он право на участок острова?
8. Какое будет наказание за совершенное преступление? Кто будет "палачом"?
9. Как вы будите решать отношения между мужчинами и женщинами?
10. Как будите решать вопросы планирования семьи и воспитания детей.
11.Нет ли у вас сейчас обиженных, одиноких, недовольных?
12. Будут ли у вас праздники, выходные дни?
Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать идеальное общество.
У вас есть треть списка того, что вы оставили в корзине.
Время на работу в подгруппе-15 минут. Итак, время пошло.
Презентация своих проектов каждой подгруппой
Необходимо обсудить ход прошедшей в каждой подгруппе дисскусии.
Упражнение "Меняются местами те ,кто......"
Педагог называет определенный признак, наличие которого и будет сигналом к смене места нахождения.
Например:
-Меняются местами те,
-кто одет в брюки;
-кто утром завтракал?
-кто пришел на это занятие?
-кто любит смотреть телевизор;
-кто здесь девочки;
-кто здесь мальчики;
кому уже исполнилось 14 лет.
Этюд "Книжная страница"
Педагог предлогает разбить на подгруппы и каждой подгруппе дает задание проиллюстрировать одну страничку из сказки, которая обозначена на карточке. На подготовку дается7 минут, затем каждая подгруппа презентует свою книжную страницу, а остальные угадывают название сказки.



Психогеометрический тест
Сьюзен Деллингер
Цель: определение главных, доминирующих черт характера и особенностей поведения школьников.
стимульный материал теста состоит из пяти фигур; квадрата, треугольник,круг, зигзаг, прямоугольник.













Инструкция, Посмотрите на фигуры и выберите ту, в отношении которой вы можете сказать;"Это Я". Это будет первая фигура. Затем из оставшихся фигур выберете наиболее подходящую для вас. Это будет вторая фигура. И так далее.
Интерпритация результатов основывается на символическом значении используемых фигур-стимулов.
"квадрат"-люди трудолюбивые,упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.
"Треугольники"-люди,рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели, и, как правило, их достигают.
"Круги"-люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них- благополучие окружающих.
"Зигзаг"- люди с развитой интуицией,инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.
"Прямоугольники"-символ неопределенности, переходная форма, которую могут "носить" остальные фигуры. Характерные черты- непоследовательность и непредсказуемость, низкая самооценка.
Первый выбор дается возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения тестируемого. Последняя фигура указывает на "форму" человека, взаимодействие с которым может представлять наибольшие трудности. Остальные фигуры дополняют общую картину, по их расположению можно также судить о степени выраженности обозначаемых ими качеств в структуре личности.