ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ

Бондаренко Наталья Владимировна

 

 

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ

Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или при­ведений, — это очень серьезная и очень сложная тема, как бы легкомысленно порой, мы, взрослые, к этому ни относились.

К сожалению, широко распространено мнение, что детские страхи уйдут, если им не потворство­вать и не обращать на них внимания. Эта точка зре­ния ошибочна. Страхи являются глубочайшими дет­скими переживаниями и очень часто оставляют сво­еобразные «метки», проявляющиеся в более старшем возрасте. Иногда эти проявления могут носить даже невротический характер. В то же время, страх яв­ляется нормальной физиологической реакцией на окружающую действительность, он присущ каждо­му из нас, будучи одной из фундаментальных эмо­ций живого организма. Чувство страха периодически охватывает любого человека, независимо от его пола, jвозраста или социального положения. Страх вообще являетсяпервой эмоцией в человеческой жизни, считается, что, рождаясь, младенец испытывает даже не просто страх, а ужас. Да что там человек! Чувство страха присуще всякому живому организ­му — его испытывают животные и даже растения. Страх — это нормальная защитная реакция. Вполне естественно, что страхи сопровождают нас всю жизнь. При этом, чем старше становится человек, тем боль­ше и реальнее становятся его страхи. Это обуслов­лено, во-первых, развитием фантазии, а во-вторых, увеличением знаний об окружающем мире. И это нор­мально, так как подобные страхи, превращаясь в ин­стинкт самосохранения, помогают нам выживать. При этом страхи еще и стимулируют жизненные силы человека для борьбы с возникшими трудностями. Но грань между охраняющим человека страхом и стра­хом болезненным, мучительным, мешающим жить, нередко оказывается стертой. И жизнь человека, пронизанная всеобъемлющим страхом, превращает­ся в кошмар. Результатом могут стать невротиче­ские расстройства, а также всевозможные тики, на­вязчивые движения, энурез, заикание, раздражи­тельность, агрессивность, плохая контактность с окружающими. Все эти малоприятные проявления ча­сто являются последствиями страхов. И чаще всего страхов детских. Но одно дело, если ребенку при­шлось столкнуться с чем-то действительно страш­ным. Это особый разговор. А совсем другое, если по­добное является следствием необоснованных детских опасений, например, боязни чудовищ, живущих в темноте или в платяном шкафу. Не надо считать этот страхи (несмотря на их ка­жущуюся беспочвенность и необоснованность) глу­пыми! Поставьте себя на место ребенка. Это мы, взрослые люди, знаем, что в шкафу чудовища не живут. А ребенок так же уверенно, как и мы, знает, что они водятся именно там. Эти чудовища ужасаю­щи: у них глаза горят, как автомобильные фары, зубы, острые, как кинжалы, и длинные-длинные когтистые лапы... Хотя, некоторым детям чудови­щем, проглатывающим маленьких детей, может ка­заться и сам огромный платяной шкаф. Частности здесь не важны. Суть состоит в том, что разве не стали бы заикаться и страдать энурезом вы сами, если каждую ночь из шкафа в спальне вылезал кро­кодил размером с гиппопотама и тянул к вам свои страшные лапы. А никто, включая родных и близ­ких, вам бы не верил, считая, что вы просто дури­те. Вот и по мнению малыша, мама с папой о факте проживания чудовища в детской комнате просто не знают и потому оставляют его одного — на растер­зание чудовищу. Будет ошибкой в такой ситуации пытаться про­сто опровергать слова малыша, уверяя его, что это глупости. Ребенок же ТОЧНО ЗНАЕТ, что чудови­ще в шкафу есть. Естественно, что единственное, чего родители добиваются подобными методами, это возникновение у ребенка чувства непонятости его проблем самыми родными людьми. Ребенок замыка­ется в себе и страх его многократно возрастает. Взрослым нужно обязательно помочь ребенку из­бавиться от навязчивого страха. Это вполне по си­лам арт-терапии. Она просто поможет ребенку при­глядеться к реальности и понять, что темнота и шкаф вовсе не такие уж и пугающие. И никакие чудови­ща там не живут. А если и живут, то такие малень­кие и трусливые, что сами всего боятся.

6.1. Каждому возрасту свои страхи

Все без исключения страхи в жизни человека ус­ловно можно разделить на две большие группы: страхи «врожденные» (или «возрастные») и страхи «приобретенные» («невротические», «внушенные»).

«Врожденные» страхи — это страхи, которые свойственны тому или иному детскому возрасту. Этим фактом обусловлено их второе название — «возрас­тные» страхи.

«Врожденные» страхи вполне естественны и объяс­няются тем, что в детстве фантазия, воображение и образное мышление развиваются очень быстро, бурными темпами и при этом намного опережают получение реальных знаний о мире. К тому же боль­шая часть полученной извне информации сознанием ребенка не воспринимается, зато остается на бес­сознательном уровне.

Диапазон детских страхов ограничен только фан­тазией малышей, а она — безгранична. Наиболее ин­тенсивно возрастные страхи проявляются у эмоцио­нальных детей.

Каждый страх индивидуален, и психологи при ра­боте с детскими страхами обращают внимание не столько на содержание их, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов.

Детские страхи по возрастам распределяются сле­дующим образом:

♦ у ребенка 2—3 лет особенно ярко проявляются (то есть, являются основополагающими) боязнь животных, темноты и так называемые ночные страхи;

в 4 года — обостряется боязнь насекомых, воды, высоты и страшных сказочных героев. Кстати, в период 3-4-летнего возраста общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек, наоборот, возрастает

в 5-6 лет — начинается боязнь несчастий, ка­тастроф, стихийных бедствий

в 7-8 лет — страх умереть или потерять кого- либо из родных. При этом в младшем школь­ном возрасте появляются и социально опосре­дованные страхи, что обусловлено всевозрас­тающим осознанием ребенком роли социальной составляющей. Основным из подобных страхов является страх быть не тем, кого уважают, любят и ценят

 

Но кроме естественных «врожденных» страхов, детские страхи бывают также и приобретенные.

Нередко они вызываются психическими потрясе­ниями или психологической травмой, например, сильным испугом, обусловленным неким вполне кон­кретным событием, реально произошедшим с ребен­ком. Но бывает (и не так уж и редко), что источни­ком приобретенных страхов чаще всего становимся мы, взрослые, — мамы и папы, бабушки и дедушки, а также воспитатели и учителя, неосознанно пере­давая наши собственные страхи детям, которые об­ладают почти экстрасенсорной способностью чутко улавливать любую тревожность или напряжение. Кро­ме повышенной тревожности, поводом для возник­новения приобретенных страхов чаще всего стано­вятся: большое количество запретов и избыточное предохранение малыша от опасностей (излишне на­стойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности), воспитание, построенное на за­пугивании (угрозах реализуемых и нереализуемых) и конфликтные ситуации в семье, а также тревожность родителей (особенно мамы). Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах также не­гативно отражаются на его психике.

Дополнительными источниками страхов являются СМИ (особенно телевидение) и литература. Здесь показателен пример самых распространенных детс­ких страхов — страха темноты и страха страшных сказочных персонажей (чудовищ), особенно приви­дений. Страх этих страшных сказочных персонажей получил особенно широкое распространение имен­но в последнее время. И иногда он принимает очень тяжелые формы.

Объяснение широкому распространению данной формы страха простое — в современных мультиках часто показывают таких колоритных злодеев, что и взрослому человеку при виде их может стать не по себе, что же тогда говорить о неокрепшей, а пото­му и особенно ранимой детской психике. А ведь кро­ме пугающих мультфильмов современное телевиде­ние делает доступными для детей любого возраста еще и фильмы ужасов, триллеры, боевики... Мно­гие нынешние теледеятели воспринимают это как свободу. Но свобода все же должна иметь хоть ка­кие-то разумные рамки. Вспомнить хотя бы о том, что, основываясь на богатом многолетнем опыте, про­славленный кукольник Сергей Образцов советовал родителям не приводить на спектакль «Красная ша- почка» даже пятилетних детей, не говоря уже о более младших, так как образ кукольного волка для них может быть слишком страшен.

Дети из конфликтных семей более подвержены стра-

хам, чем их сверстники.

Страхи можно разделить на реальные и вообража­емые, острые и хронические. Реальные и острые страхи возникают из-за опре­деленных ситуаций. Воображаемые и хронические страхи обусловливаются личностными особеннос­тями каждого ребенка. Ещё современная психология выделяет:

навязчивые страхи

бредовые страхи

сверхценные страхи

 

Навязчивые страхи.Это такие страхи, как никто- фобия (боязнь темноты), гипсофобия (страх высо­ты), гидрофобия (боязнь водных пространств), кла­устрофобия (боязнь закрытых пространств), аго­рафобия (боязнь открытых пространств) и т.д. Бредовые страхи.Сюда можно отнести такие странные страхи, как например, боязнь горшка или боязнь завязать шнурки.

Сверхценные страхи.По-другому их можно на­звать идеей фикс — у человека происходит «за­цикливание» на чем-то. Обычно зарождаются они в ответ на какую-то жизненную проблему, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. Сюда можно отнести страх потеряться на прогулке или (у более старших детей) опоздать в школу или отвечать у доски.Детские сверхценные страхи являются самыми рас­пространенными страхами, составляя почти 90% из практики психологов.

6.2. Как избавиться от страхов?

Если ребенка беспокоят ночные страхи, кошма­ры и тревожные сны, стоит воспользоваться следу­ющими рекомендациями.

Перед сном ребенку нужно создать хорошее, умиротворенное настроение

При ночных кошмарах нужно увеличить про­должительность сна ребенка на час

Не забывайте о необходимости дневного сна

Вместе с ребенком выберите из его игрушек (или в магазине купите вместе с ним новую), которая будет «оберегать» его от плохих снов

Если ребенку снятся кошмары, то ему нужно оставлять на ночь включенный свет

Если ребенку приснился кошмар, то нужно его ласково успокоить, а затем обсудить с ним его сон

Ребенок всегда должен знать, что может рас­считывать на поддержку и полное понимание близких людей. Теплое и мягкое реагирование являются лучшим лекарством против детских страхов

Постарайтесь переключить внимание ребенка на те занятия, которые будут для него инте­ресными: игры, чтение сказок, лепка из плас­тилина и прочее

Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка или читать ему морализаторские нравоучения

 

Прекрасным способом избавить малыша от страхо] являются арт-терапевтические методики. Детские пси хологи знают немало способов работы со страхами

 

Сказкотерапия

 

Помощь детям оказывается специальными сказ­ками, избавляющими от страхов. На помощь родите­лям приходит фантазия. Можно сочинить сказку о живущих в темноте существах — страшилках. Стра­шилки страшненькие (с виду), но на самом деле совсем безобидные. И даже очень пугливые. Поэтому еще неизвестно, кто кого больше пугает — стра­шилки детей или дети страшилок.

Или расскажите о мальчике, который пугался тем­ноты, ему казалось, что он слышит какие-то подо­зрительные движения, скрипы и шорохи, а потом какой-либо герой объясняет ему, что это всего лишь «звуки дома», ведь дом живет и дышит.

Разумеется, сказка должна хорошо заканчиваться и быть сдобренной изрядной порцией юмора.

Сказкотерапевтическое рисование

 

Рисование — это занятие, которое позволяет де­тям ощутить чувство созидания, свободно выражая свои чувства и переживания, мечты и надежды. Оно позволяет детям быть собой.

Рисование является не только отражением окру­жающей действительности детским сознанием. Ри­сование в какой-то мере является моделированием окружающей ребенка действительности.

Для излечения от страхов детям предлагается зарисовать предмет своих страхов карандашом на бумаге. Если, скажем, ему во снах по ночам явля­ется какая-то чудовищная птица, то пусть нарису­ет её, если привидение — пусть изобразит привиде­ние... После того, как страх будет нарисован, его нужно вырезать (или вырвать из листа) и уничто­жить.

Эффективность сказкотерапевтического рисова­ния заключается в следующем. Страхи — невидимы. Человек испытывает чувство страха, предвосхищая опасность. Детские страхи обычно беспредметны, и этой беспредметностью особенно пугающие: ребенок боится, сам толком не понимая чего же он боится. Страх же который ребенок сумел нарисовать, при­обретает реальную форму, визуализируясь, мате­риализуясь, сразу же теряет свою таинственность, неизвестность и неизведанность. Вместе с ними в небытие уходит и «ужасность» страха: его эмоцио­нальная значимость для психики ребенка снижается и постепенно становится абсолютно незначительной. Происходит конкретизация страхов.

Мало того, что страх рисуется на бумаге, так затем он еще и вырезается из нее. И ребенок может делать с ним все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. Кстати, вместе с процессом рисова­ния можно предложить ребенку придумать какую- нибудь историю с участием предмета его страхов. Естественно, со счастливым концом, то есть такую, из которой бы ребенок сумел выйти победителем. Если же добавить в историю толику юмора, то образ, который ранее вызывал у ребенка страх, из страш­ного превратится в смешной и даже нелепый. Не­возможно бояться того, что вызывает смех!

Куклотерапия

 

Куклотерапия для избавления от страхов, как пра­вило, подразумевает работу с теневыми куклами, так как теневая кукла является материальным воплоще­нием страха. К кукле, вырезанной из картона, при­крепляется нить управления. Таким образом, страх берется ребенком под контроль. В этом и заключает­ся психокоррекционный смысл теневых кукол.

В данном случае, используется тот же принцип, что и при сказкотерапевтическом рисовании. Страхи невидимы, а, становясь видимыми, они дают ору­жие против себя.

Игротерапия

 

Игротерапия хороша тем, что позволяет ребенку прожить в воображаемой реальности всё то, что вол­нует и пугает его в реальности. Играя, ребенок пе­реступает через свой страх. Игротерапия использует несложные игры, так как даже самые простые из них могут оказать прекрасное терапевтическое воз­действие на ребенка.

Не нужно с ребенком играть лишь в то, что счита­ете нужным и полезным вы сами. Не забывайте, что для восприятия ребенка игра — это, в первую очередь, веселье, а не лечение, терапия. Поэтому, играя, обязательно прислушивайтесь к желаниям ребенка и учитывайте его инициативу.

Арт-терапевтические методики на некоторое время JjjL«оживляют» страхи. Чего бояться не нужно, так как это  является одним из условий их устранения.

 

Визуализировать страхи можно не только при помо­щи карандаша и бумаги, но и создавая их из пласти­лина или глины.

6.3. Подвижные игры на избавление от страхов

Один из самых распространенных детских стра­хов — это страх темноты. Мы приведем несколько игр, направленных на то, чтобы справиться с ним.

Игра «Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет)

 

Перед сном мама ложится к ребенку в постель. Свет не выключается.

Накрывшись одеялом, женщина ласково говорит малышу слова, похожие на чудесную, баюкающую сказку. О том, что они вдвоем маленькие зверуш­ки, которые лежат в своей теплой, уютной и безо­пасной норке. И пусть на улице темно, пусть на улице идет дождь, снег, бушует ветер, но в норке тепло и хорошо. Здесь никто не страшен. Здесь безопасно! Сюда никто плохой и страшный не придет!

Под этот своеобразный заговор ребенок постепен­но расслабился и спокойно засыпал.

Это вечерний вариант игры.

Утром же мама (или папа) может исполнить роль злого волка, который пытается забраться к ребенку под одеяло (то есть, «к зверушке в норку»). Зве­рушка его прогоняет. Периодически роль злого вол­ка можно давать и самому ребенку.

Этот вариант исключительно утренний. Вечером его использовать нельзя, так как психика ребенка может перевозбудиться, что плохо скажется на его ночном сне.

Игра «Бобры» (для детей 3-6 лет)

 

По замыслу данной игры, «бобер» должен не дать «охотнику» себя поймать. Для этого он должен на­дежно от «охотника» спрятаться.

Роль «охотника» исполняет кто-то из родителей, в роли «бобра» должен быть малыш.

Убежище «бобра» делается следующим образом: стол, в одной из комнат, накрывается скатертью, свисающей до пола. Пространство под столом и есть «нора бобра». Свисающая до пола скатерть создает под столом темноту.

«Бобер» убегает от «охотника» и время от времени прячется в «своей норе». А «охотник» ходит по квар­тире и ищет его.Но найти он его не должен!

Когда «охотник» приходит в ту комнату, где на­ходится «нора», ребенок, спрятавшись в нее, дол­жен сидеть там очень тихо, до тех пор, пока не услышит, что «охотник» уходит. Лишь тогда ему можно вылезать.

Естественно, что поначалу «охотник» не должен задерживаться подолгу в комнате. Но постепенно, когда ребенок привыкнет, время это можно увели­чивать — «охотник» в безрезультатных поисках «боб­ра» может ходить по комнате, обшаривать углы, заг­лядывать в шкафы...

Игра "Привидения"

 

Игра дает выход накопившейся энергии и эмоциям.

Дети будут играть роль маленьких, симпатичных привидений, которые хотят напугать друг друга. Для этого им нужно тихо произносить звук «У», после чего громко хлопнуть в ладоши.

Эти действия должны чередоваться.

 Игра «На разведку»(для детей 5-8 лет)

Папа (он в этой игре — «командир») дает ребенку («разведчику») задание: сходить «ночью на разведку, чтобы узнать важные военные сведения», например, сосчитать количество единиц оружия врага.

«Ночь» создается путем предварительного затем­нения одной из комнат, также в ней раскладывает­ся «оружие» врага. В «ходе разведывательной опера­ции» ребенок должен его сосчитать и, вернувшись обратно, доложить обо всем «командиру».

Игра "Найти в плохом хорошее"

 

(для детей 6-8 лет)

Игра предназначена для развития более оптимис­тичного взгляда на жизнь у детей, склонных к уны­нию и пессимизму.

Взрослый (он выступает в роли ведущего) пред­лагает детям какую-то неприятную ситуацию. На­пример, опоздали в кино. Что может быть в этом хорошего, подумайте? За каждый ответ начисляет­ся очко, и у кого наберется больше очков, тот и победил.

Естественно, что, задавая игровые ситуации, нужно избегать трагических коллизий, таких, как болезнь или смерть.

Игра «Пятнашки»

(длядетей от3лет)

Эта игра предназначена для снижения у детей страхов перед неожиданным воздействием, криком, болью (в том числе и от уколов) или физической угрозой

Принцип игры схож с правилами классических «Пятнашек», но имеются и существенные отличия.

В начале игры оговариваются границы игровой площадки. Это может быть, например, одна из ком­нат в квартире — играть можно только в ней, ни­куда не выходя (постепенно от игры к игре игровую площадку можно расширять). Здесь хаотично рас­ставляются стулья (или переставляется мебель), та­ким образом, чтобы между ними остались неболь­шие проходы. В этом искусственном беспорядке и будет вестись игра.

Затем нужно оговорить с ребенком (или детьми) условия игры:

«пятнать» игроков можно лишь по спине

«пятнать» нужно не простым легким касани­ем, а весьма чувствительным хлопком (имита­ция физического наказания)

нельзя «пятнать» через стулья

если игрок заденет стулья или выбежит за пре­делы игровой площадки, то он становится во­дящим

 

В роли «пятнающего» лучше всего начинать игру взрослому. Играя, он должен угрожать детям слова­ми: «Я тебе покажу!!!», «Только попадись мне в руки!!!» А убегающий ему отвечает: «Не догонишь!», «Всё равно убегу!» При этом водящий должен неза­метно подыгрывать ребенку, якобы не в состоянии его догнать. Время от времени ребенка нужно хва­лить: «Какой же ты ловкий, я уже совсем устал, но никак не могу тебя догнать».

Затем игроки меняются местами — водящий ста­новится убегающим. Так происходит несколько раз.Так как в игре звучат и угрозы (естественно, воспринимающиеся на фоне игрового веселья, как шуточные), и возражения на них, то происходит обеспечение двустороннего характера взаимоотно­шений — ребенок перестает бояться физического воздействия.

Чем дольше вы играете в эту игру, тем больше можно вводить в неё дополнительных правил, на­пример, натянуть между стульями веревочку, с ус­ловием, что через неё всем игрокам нужно пере­прыгивать, или нарисовать мелом кружки, догово­рившись ходить лишь по ним. Такие дополнительные условия не только делают игру интереснее, но и помогают детям научиться лучше контролировать свое поведение в новой, незнакомой для них обста­новке.

Продолжительность «Пятнашек» не должна быть долгой: лучше, чтобы она не превышала 10 минут.

Игра "Жмурки"

 

Игра направлена на устранение страха внезапно­го воздействия, а также страха темноты и замкну­того пространства.

Обстановка должна быть такой же, как и в пре­дыдущей игре: на игровой площадке должны стоять расставленные в беспорядке стулья, а свет должен быть приглушен.

Основное правило игры: одному из игроков завя­зываются глаза (он будет «жмуркой»), а все осталь­ные расходятся по игровой площадке и встают там, где посчитают нужным. Задача водящего обнаружить их, а задача остальных игроков — стоять тихо- тихо на одном месте, ничем себя не выдавая. Ухо­дить с выбранного места никуда нельзя, зато мож­но наклоняться в любую сторону и даже ложиться, если водящий оказался поблизости и пытается игро­ка нащупать. Естественно, что для этого игроку по­надобится все его выдержка и терпение. Да и водя­щему не легче, ведь из-за плотно завязанных глаз у него создается иллюзия нахождения в темном, замкнутом пространстве. Потихоньку ребенок при­выкает к темноте и перестает её бояться.

Если в роли «жмурки» выступает взрослый, то он может шутливо угрожать ребятам: «Только попади­тесь мне! Ух! Что я с вами тогда сделаю!!!»

Когда «жмурка» все же найдет кого-либо из уча­стников, он должен наощупь определить, кто же из ребят стоит перед ним и назвать его имя. Далее поочередно роль «жмурки» должны примерить на себе все остальные игроки. Победителем игры ста­новится тот из ребят, кто сможет найти и узнать участников игры больше остальных.

По аналогии с «Пятнашками», «Жмурки» можно усложнить, например, натянув веревочку между сту­льями, дав в руки «жмурке» какой-либо предмет или набросив на него покрывало (или надев обруч), от которых по ходу игры он должен суметь освободиться.

Если водящий никак не может обнаружить никого из ребят, то предпринимается следующее: все иг­рающие делают несколько шагов в сторону «жмур­ки» и громко произносят какой-либо звук, напри­мер,«У»или «А», после чего быстро возвращаются на свое прежнее место. Если же и это не помоглои поиск затянулся окончательно, то «жмурку» сто­ит заменить. Для этого все участники игры должны начинать громко считать до 10. При счете 10 во­дящий может снять с глаз повязку — он больше не «жмурка».

Из-за довольно больших нагрузок на сердечно-сосу- дистую систему после подвижных игр нельзя са­диться, лучше спокойно походить.

Игра "Прятки"

 

Данная игра направлена на преодоление страха темноты, одиночества и замкнутых пространств.

Как и в обычных прятках, суть игры состоит в том, что кто-то будет прятаться, а кто-то искать. Но существуют и отличия. Во-первых, заранее обя­зательно оговариваются места, где никому нельзя прятаться. Таким табуированным местом может стать, например, шкаф. Во-вторых, помещение непремен­но затемняется: свет приглушается, и гореть остает­ся лишь небольшой ночник или торшер — квартира погружается в сумрак.

Водящий, при поиске остальных участников, обя­зательно произносит шутливые угрозы, направлен­ные на спрятавшихся: «Вот только я вас найду!!!», «Я с вами разберусь!!!» Естественно, что спрятав­шиеся ребята, сидя по одному в темных, потайных местах, должны проявлять выдержку и, даже слы­ша угрозы водящего, постараться ничем — ни зву­ком, ни движением — себя не выдать. Если же уча­стник себя все же выдаст, то ему дается время перепрятаться, пока водящий будет медленно счи­тать до 5.

Если водитвзрослый, то естественно, что пер­вое время он должен поддаваться ребятам, делая вид, что никак не может никого найти, он должен проходить мимо потайных местечек со словами: «Ни­чего не понимаю! Куда же все подевались?!»

Найденные участники из игры не выходят. Они продолжают принимать в ней активное участие. Каж­дый найденный участник образует с водящим «це­почку» (взяв его за руку или за пояс). «Цепочка» будет становиться все длиннее и длиннее, по мере того, как водящий будет отыскивать ребят. «Звенья цепочки» в ходе игры могут помогать водящему на­ходить оставшихся игроков, помня, однако о том, что «цепочка» не должна разрываться, и все най­денные ходят вместе с ведущим, а не разбредаются кто куда по игровой площадке.

 

Заключение

Жизнь штука непростая. Особенно жизнь ребен­ка. Еще Корней Иванович Чуковский писал в своих трудах о том, что нет на земле большего тружени­ка, чем ребенок, ведь малышу за первые годы своей жизни нужно многому научиться, многое осознать, многое понять и очень многое успеть. А что может быть естественнее для детской жизни, чем игры и сказки? Это взрослому человеку они кажутся не­нужной чепухой, а для ребенка игры и сказки — реальные составляющие жизни, которые делают её радостной, раскрашивая каждый новый день новы­ми красками. Они делают жизнь ребенка полноцен­ной.

Право всех детей на досуг и игры записано в международных документах ООН и ряда других ав­торитетных международных организаций, таких как ВОЗ, ЮНЕСКО, ОМЕП.

Взрослым — родителям и педагогам — не нужно считать время, которое тратит ребенок на игры, сказ­ки и другие детские забавы, потерянным. Малыш в обмен получит очень многое, ведь сказки и игры мяг­ко оказывают на него обучающее и воспитательное воздействие, как на поведенческом, так и на ценно­стном, моральном уровне.

Казалось бы несерьезные, детские забавы учат ребенка множеству важных вещей, в том числе нрав­ственным основам и необходимым социальным на­выкам.