конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе

Бондаренко Наталья Владимировна

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия».
Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей ,а также выполнение возрастных задач развития.
Продолжительность занятия 30-40 минут.
Задачи психопрофилактической групповой работы в 1-м классе «Путешествие в Мир Эмоций»
1 Развитие позиции школьника.
2 Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта)
3 Снижение страха ошибки.
4Повышение самооценки детей
5 Развитие рефлексии.
6 Развитие сплоченности детского коллектива.
Занятие «Гора Стыда»
Оборудование:»волшебный мешочек» с разными игрушками ,альбомы, цветные карандаши.
1.Ритуал приветствия.
Поздороваться ручками, ножками, носиками и т д
2. Психологическая разминка.
Игра»За что бывает стыдно»?.Дети сидят в кругу и по одному вытягивают из «волшебного мешочка» одну маленькую игрушку. Задачи каждого- быстро придумать и рассказать, за что этому герою может быть стыдно. Затем дети складывают игрушки обратно в мешочек и садятся на места. Ведущий сообщает детям, что сегодня они оказались на Горе Стыда.
3. Основное содержание занятия.
1. Групповая дискуссия. С детьми обсуждаются следующие вопросы: что такое стыд; за что вам бывало или бывает стыдно; бывало ли у вас чувство стыда, которое длится долго (вина); стыд помогает или мешает человеку; зачем нам нужен стыд; что было бы с человеком, если бы у него не было чувства стыда(пофантазировать на эту тему) Если у детей достаточный уровень рефлексии, можно вывести их на осознание того, что стыдно может быть не только за себя, но и за другого человека (привести примеры)
2. «Гора Стыда» Ведущий говорит о том, что у каждого из нас внутри существует своя «гора» или «горка» стыда: у тех из нас, кто часто испытывает стыд, она большая, у тех, кто редко ,- маленькая., но она тоже есть. Психолог просит детей нарисовать свою «Гору Стыда»(эти рисунки несут большой диагностический потенциал.) По желанию детей можно провести показ рисунков всей группе.
3.»Стыд- помогает -стыд мешает»Дети по очереди заканчивают предложения «стыд помогает человеку...,»Стыд мешает человеку…..». Делается вывод об относительности стыда, как и любой другой эмоции: она может как помогать, так и мешать человеку.
4. Ритуал прощания.
Игра «Салют»Все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют с криком «Ура!».










Конспект урока психологического развития младшего школьника 2 класс по программе Локаловой Н.П.(45 минут)
Целью развивающей работы является формирование у учащихся психологических
когнитивно - личностных структур путем усвоения обобщенных представлений о содержании. Организации и принципах осуществления различных познавательных действий и соответствующих когнитивных умений, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.
Задачи: развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Урок
Задачи урока:
1Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
2 Развитие мышления( нахождение общих признаков в несвязанном материале)
3Развитие двигательной сферы.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение:»Улыбнитесь!»,»Скажите добрые слова друг другу.»
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»(улучшает внимание, мыслительную деятельность. Понимания при чтении)
Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выходе согните правое колено. В дохните, одновременно напрягая правую ногу. Бедра держите «собранными»Это поможет укрепить бедра и стабилизировать спину. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой.
Основная часть
Задание 1 «Графический диктант»
Материал к заданию. Индивидуальный набор бланков. На каждом бланке изображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд состоит из17 треугольников, средний ряд-16 кружков, нижний ряд-из17 квадратов. Фигуры верхнего и нижнего рядов расположены друг против друга, среднего в промежутке между ними. Психолог говорит:»Мы будем рисовать узоры. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Вы будете соединять их., чтобы получился узор. Запомните три правила:
1 два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2 линия узора должна идти только вперед;
3 каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда в узоре не получиться промежутков. Нарисуем первый узор вместе»
Вместе с учениками педагог выполняет тренировочный узор и анализирует его. Затем учащиеся под диктовку рисуют три основных узора.
Тренировочный узор -соединить квадрат с треугольником, два треугольника ,треугольник и квадрат.
Диктант для первой серии- соединить треугольник и квадрат, квадрат и треугольник, два треугольника, квадрат с треугольником, два квадрата, квадрат и треугольник, треугольник и квадрат ,два квадрата, квадрат и треугольник, два треугольника, два треугольника, треугольник и квадрат.
Диктант для второй серии- соединить квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, два квадрата, два квадрата,. квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и квадрат, два квадрата, квадрат и треугольник.
Диктант для третей серии- соединить два квадрата, квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, два квадрата, квадрат и треугольник, треугольник и квадрат ,,квадрат и треугольник, два треугольника, треугольник и квадрат, квадрат и треугольник, два треугольника
Задание2 «Поиск общего»
Называются два слова ,не связанные между собой.
Следует. Назвать как можно больше общих признаков для этих предметов(как существительных, так и не существительных).Примерные пары слов:
Тарелка-лодка,
Дерево-дом,
Солнце-рубашка,
Самолет-ложка.
Задание 3 «Попади в свой кружок».
Психолог чертит на доске в разных местах 5-6 кружков диаметром12-15 см.. Вызывает трех участников, которым предлагает запомнить расположение кружков на доске. После этого ученики завязывают глаза. Они по очереди подходят к доске и в центре каждого кружка ставят свой знак(один-«галочку»,другой-«крестик», третий-«треугольник»).После этого повязки снимаются, и результаты попадания видны всем. Побеждает тот, кто точнее расставил свои знаки в кружках. Затем вызывается следующая тройка учеников и. Т. д.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.