Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Мухаметова Лариса Анатольевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 2

 г. НУРЛАТ НУРЛАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 « СОГЛАСОВАНО»                                                                « СОГЛАСОВАНО»                                                     « СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО                                           Заместитель руководителя по УВР                                Руководитель МОУ «СОШ № 2»                                 ____________    / Иванова К. А /                            МОУ «СОШ № 2»                                                      _______________ /Хисамова Р. С./

протокол № _________________                            _____________   /Ибрагимова Г. Г./                                        Приказ №______

от «___»______________2010 г                      «____»  ____________2010 г                                     от «____»  ____________2010 г                

                                                                               

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 по окружающему миру  2 «В» класс

Мухаметова Лариса Анатольевна, высшая категория

                                                                                                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                                     протокол № _______________

                                                                                                                      от «______» ________________2010 г.

2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных.Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Экскурсии:

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Весенние изменения в природе.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приемы ухода за комнатными растениями.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Учебно- тематическое планирование учебного материала

по предмету «Окружающий мир 2 класс».

Класс 2 «В»

Учитель Мухаметова Лариса Анатольевна

Количество часов:

Всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков –4ч, тестов – 3ч.,

Планирование составлено на основе УМК «Перспектива» руководитель проекта Ю. П. Леонова, автор концепции «Перспектива» Климанова Л. Ф.,

Учебник Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях, издательство «Просвещение», 2010 г.;

Дополнительная литература Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях, издательство «Просвещение», 2010 г.

№ темы

Тема раздела

Количество часов

1 раздел

Вселенная, время, календарь.

15 часов

2 раздел

Осень.

19 часов

3 раздел

Зима

15 часов

4 раздел

Весна и лето.

19 часов

Итого

68 часов.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Страницы учебника

Тип урока

Цели урока

Планируемые результаты

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

1раздел «Вселенная, время, календарь»-15 часов

1

Мы - союз народов России

Стр. 3-7

Урок изучения нового.

познакомить детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе; дать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения; продолжить углубление знаний о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знакомство с

политико-административной картой России; формировать

доброжелательное отношение друг к другу как к носителям

этнических и общероссийских культурных ценностей.

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его

природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.

теоретический материал на с. 4—7

учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

2

Мы - жители Вселенной

Стр. 8-11

Урок изучения нового.

формировать представления о строении Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет; помочь детям понять зависимость жизни на Земле от

ее положения в Солнечной системе.

научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

теоретический материал на с. 8—11

учебника, задания № 1 и № 4 на с. 6—7 рабочей тетради.

3

Наш «космический корабль» - Земля.

Стр. 12-15

Урок изучения нового. Практическая работа с компасом

дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом.

усвоить понятия о горизонте

и сторонах света; научиться обращаться с компасом, опре-

делять стороны горизонта.

теоретический материал на с. 12—

13 учебника, задание № 1 на с. 8 рабочей тетради.

4

Экскурсия «Что нас окружает?»

Урок-экскурсия

Учить наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему.

Уметь наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; заполнять дневник наблюдений.

теоретический материал на

с. 14—15 учебника, выполнить задание рубрики «Подума-

ем!» и ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».

5

Время

Стр. 16-19

Урок изучения нового.

сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; ввести понятие

«единицы измерения времени»; познакомить детей с разными типами старинных и современных часов как явлением истории и культуры разных стран и народов мира.

уметь приводить примеры

неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; объяснить, как действуют солнечные,

водяные, песочные часы.

теоретический материал на с. 16—

19 учебника, задание № 3 на с. 13 рабочей тетради (прак-

тическая работа «Часы»).

6.

Сутки и неделя.

Стр. 20-23

Урок изучения нового.

сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; познакомить детей с древними легендами, объясняющими смену дня и ночи как фантастического действия волшебных существ; расширять способы творческой активности

детей — вербальной, изобразительной и др.

уметь по схеме в учебнике

дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим

явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный

для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного

творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце

и Луне, о дне и ночи).

теоретический материал на с. 20—

23 учебника, задание № 5 на с. 15 рабочей тетради.

7.

Месяц и год.

Стр. 24 -27

Урок изучения нового.

сформировать представления детей о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг

Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе

наблюдения за природой в течение года.

уметь с помощью схемы дать

научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества.

теоретический материал на с. 24—

27 учебника. Выполнить рисунки или сделать игрушки,

в которых Луна, месяц, год были бы изображены в виде

сказочных персонажей.

8.

Время года.

Стр. 28-31

Урок изучения нового.

сформировать представления детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

с помощью схемы уметь объ-

яснять причину смены времен года; понимать условность

начала перечисления времен года при неизменности их сле-

дования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или

иного времени года.

теоретический материал на с. 28—

31 учебника, задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.

9

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Урок-экскурсия

Учить наблюдать за живой и неживой природой, познакомить с географической площадкой, записывать наблюдения в дневник.

Уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах, заполнять дневник наблюдений.

Оформить дневник наблюдений.

10

Погода.

Стр. 32-35

Урок изучения нового. Практическая работа с термомотром.

формировать понятие «погода»; познакомить детей с устройством и особенностями работы разных

видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра.

усвоить понятие о погоде;

научиться различать виды термометров и пользоваться

каждым из них.

измерить температуру своего тела и

отметить результат в таблице рабочей тетради на с. 23

11

Календарь – хранитель времени, страж памяти

Стр. 36-39

Урок изучения нового.

дать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; познакомить детей с разнообразными видами и

устройством старинных и современных календарей.

понимать условность начала

нового года в календарях разных народов мира в связи с

особенностями их культуры; уметь ориентироваться в све-

дениях, представленных на странице современного кален-

даря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких.

теоретический материал на с. 36—

39 учебника, задания № 1, № 2 и № 3 на с. 26—27 рабочей

тетради.

12

Красные дни календаря

Стр. 40-43

Урок изучения нового.

познакомить детей с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря как способом дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем

городе (селе).

теоретический материал на с. 40—

43 учебника, задание № 2 на с. 29 рабочей тетради.

13

Народный календарь

Стр. 44-47

Урок изучения нового.

сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые да

ют нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.

знать некоторые народные

приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств;

уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за опре-

деленными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

теоретический материал на с. 44—

47 учебника, задание № 4 на с. 31 рабочей тетради.

14

Экологический календарь

Стр. 48-51

Урок обобщения и систематизации знаний

продолжать формирование экологического сознания детей; дать понятие об экологии, о необходимости охраны природы; познакомить с экологическим

календарем как проявлением культуры высокоразвитого

общества, осознавшего уникальность природы Земли.

понять задачи экологии как

науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы.

теоретический материал на с. 48—

51 учебника, задание № 3 на с. 33 рабочей тетради.

15

Контрольное тестирование

Стр. 52

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.

Нарисовать любимый уголок природы

2 раздел «Осень» - 19 часов

1

Осенние месяцы

Стр. 53-57

Урок изучения нового.

учить детей соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; показать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками И. И. Левитаном и А. А. Пластовым и с главными темами их художественного творчества.

научиться находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений

искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге

в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали

эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

теоретический материал на с. 54—

57 учебника, задание № 4 на с. 37 рабочей тетради.

2

Осень в неживой природе

Стр. 58-61

Урок изучения нового.

показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите; обобщить повседневные наблюдения

учащихся за состоянием погоды осенью; дать понятие о дне

осеннего равноденствия.

понять зависимость осенних

изменений в неживой природе от положения земной по-

верхности по отношению к Солнцу и от характера ее осве-

щенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды.

теоретический материал на с. 58—

61 учебника, задание № 4 на с. 38—39 рабочей тетради;

ознакомиться с игрой «В кулика» (с. 60 учебника)

3

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

Урок-экскурсия

Кроме образовательных целей ознакомления младших

школьников с сезонными изменениями в живой природе,

осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект

нервной системы ребенка через эстетические переживания

и элементы укрепления физического здоровья.

Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений

Оформить дневник наблюдений, нарисовать рисунок по итогам экскурсии

4

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Стр. 62-65

Урок изучения нового.

познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздни-

ках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям.

уметь в обрядах и обычаях

осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе;

творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

теоретический материал на с. 62—65

учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради.

5

Звёздное небо осенью

Стр. 66-69

Урок изучения нового.

продолжить знакомство второклассников

со звездами и созвездиями; познакомить с созвездиями

Большая Медведица и Лебедь.

понять, что звезды, как и

Солнце, — сгустки раскаленных газов; узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая

Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

теоретический материал на с. 66—

69 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 42—43 рабочей

тетради.

6

Трава у нашего дома

Стр. 70-73

Урок изучения нового.

продолжить начатое в 1 классе знакомство с наиболее часто встречающимися травянистыми растениями; научить, пользуясь атласом-определителем «От

земли до неба», распознавать травянистые растения.

понять причины пожелтения

травы осенью; научиться распознавать травы с помощью

атласа-определителя.

теоретический материал на

с. 70—71 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 44—45

рабочей тетради.

7

Старинная женская работа

Стр. 74-77

Урок изучения нового.

познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна,

льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

уметь назвать последователь-

ность трудовых операций в работе со льном; научиться вы-

полнять задание учителя, распределяя операции между со

бой в группе.

теоретический материал на с. 74—

77 учебника, задание № 2 на с. 46 рабочей тетради.

8

Деревья и кустарники осенью

Стр. 78-81

Урок обобщения и систематизации знаний

продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы.

понять причины листопада;

познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями

средней полосы России; продолжить развивать навыки

работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

теоретический материал на с. 78—80,

задания № 3 и № 4 на с. 49 рабочей тетради.

9

Чудесные цветники осенью

Стр. 82-85

Урок

Закрепления изученного

продолжить начатое в 1 классе знакомство детей с садовыми цветами; учить создавать и ценить

красоту; обобщить знания учащихся об осенних цветах, полученные из непосредственного опыта, и сообщить новые сведения.

вспомнить, какие цветы дети

видели в цветниках города (села) или в собственном саду

осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

теоретический материал на с. 82—

85 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 50—51 рабочей тетради.

10

Проверочная работа

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью их исправления.

Нарисовать рисунок «Любимое время года»

11

Грибы

Стр. 86-89

Урок изучения нового.

дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличать

съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

понять, почему грибы выде-

лены в особое царство живой природы; познакомиться со

строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от

несъедобных и ядовитых.

теоретический материал на с. 86—89 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради.

12

Шестиногие и восьминогие

Стр. 90-93

Урок обобщения и систематизации знаний.

продолжить начатое в 1 классе знакомство с насекомыми; дать понятие о паукообразных; позна-

комить с этапами развития бабочки и стрекозы; воспитывать бережное отношение к природе, и в частности к насекомым и паукообразным.

знать, чем отличаются насе-

комые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

теоретический материал на с. 90— 93

учебника, задания № 2 и № 4 на с. 55 рабочей тетради;

13

Птичьи секреты

Стр. 94-97

Урок  комплексного применения знаний, закрепление пройденного

продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе.

понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться

различать перелетных и зимующих птиц.

теоретический материал на с. 94—

96 учебника, задание № 2 на с. 57 рабочей тетради

14

Как разные животные готовятся к зиме

Стр. 98-101

Урок изучения нового.

познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме;

продолжать прививать любовь к родной природе.

понять, как животные гото-

вятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку

или нет.

теоретический материал на с. 98—

100 учебника, задание № 2 на с. 59 рабочей тетради.

15

Невидимые нити в осеннем лесу

Стр. 102-105

Урок изучения нового.

формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах.

узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться

приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

теоретический материал на с. 102—105 учебника, вторая часть задания № 2 на с. 60 рабочей

тетради, задание № 3 на с. 61 рабочей тетради.

16

Осенний пруд

Стр. 106-109

Урок изучения нового.

сформировать представления детей о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы; воспитывать в детях уважение к труду на земле и желание заботиться о всех живых существах накануне предстоящей

зимы.

знать некоторые виды работ,

выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

теоретический материал на с. 106—109 учебника, задание № 2 на с. 62—63 рабочей тетради.

17

Будь здоров!

Стр. 110-113

Урок изучения нового.

познакомить детей с правилами здорового образа жизни в осенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.

выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих

для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры

народов своего края); уметь контролировать во время игры

свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

теоретический материал на с. 110—

112 учебника, задание № 3 на с. 65 рабочей тетради.

18

Охрана природы осенью

Стр. 114-117

Урок изучения нового.

познакомить детей с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание детей на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью.

освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным

парка и леса в предзимнюю пору.

теоретический материал на с. 114—

117 учебника, задание № 5 на с. 69 рабочей тетради.

19

Контрольное тестирование

Стр. 118 -126

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверить уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме, учить анализировать ошибки

Показать уровень усвоения изученного материала, проанализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов

Нарисовать рисунок «Моя малая родина»

3 раздел « Зима» - 15 часов

1

Зимние месяцы

Стр. 3-7

Урок изучения нового.

учить детей соотносить признаки зимы

в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего

края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным и с главными темами их художественного творчества.

научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

теоретический материал на с. 4—6

учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

2

Зима-время наук и сказок

Стр. 8-11

Урок обобщения и систематизации знаний

углубить представление детей о том, как

учились дети в старину; расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России; развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими словами описы-

вать состояние персонажей, их взаимные отношения, опре- делять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник.

знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.

теоретический материал на с. 8—10

учебника, задания № 3 и № 4 на с. 6—7 рабочей тетради.

3

Зима в неживой природе

Стр. 12-15

Урок изучения нового.

дать понятие о зимних природных явле-

ниях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снего-

пад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; научить видеть красоту зимней природы.

обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).

теоретический материал на с. 12—14

учебника, задания № 1, № 2 и № 4 на с. 8—9 рабочей тет-

ради.

4

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

Урок-экскурсия

Цель этой экскурсии — разгадка «зага-

док» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса.

Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений

Оформить дневник наблюдений, нарисовать рисунок по итогам экскурсии

5

Звездное небо зимой

Стр. 16-19

Урок комплексного применения знаний, обобщение знаний.

продолжить знакомство с картой звездно-

го неба; познакомить детей с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Полярной звездой и звездой Сириус.

научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной

звезде.

теоретический материал на с. 16—18

учебника, задания № 2 и № 5 на с. 10—11 рабочей тетради,

выполнить задание рубрики «Откроем атлас-определитель»

на с. 19 учебника.

6

Зима в мире растений

Стр. 20-23

Урок закрепления изученного

закрепить знания детей о зимних погод-

ных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе.

запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

теоретический материал на с. 20—22

учебника, задания № 3 и № 4 на с. 13 рабочей тетради; отве-

тить на вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 23 учебника.

7

Зимние праздники

Стр. 24-27

Урок-игра

познакомить детей с общими и различны-

ми чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря — гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних

праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем — Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года.

знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как

обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

теоретический материал на с. 24—

27 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 14—15 рабочей тетради.

8

Растения в домашней аптечке

Стр. 28-31

Урок изучения нового.

дать представление о разнообразии ле-

карственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных расте-

ниях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.

теоретический материал на с. 28—31

учебника, задание № 3 на с. 17 рабочей тетради.

9

Зимняя жизнь птиц и зверей

Стр. 32-35

Урок обобщения и систематизации знаний

показать, что зимой жизнь животных

полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям

зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму.

усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

теоретический материал на с. 32—35

учебника, задание № 3 на с. 19 рабочей тетради; прочи-

тать главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые

остаются с нами зимой» из книги «Зеленые страницы»

(с. 173—180).

10

Невидимые нити в зимнем лесу

Стр. 36-39

Урок обобщения и систематизации знаний

продолжить формирование знаний о свя-

зях в природе; научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться

приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

теоретический материал на с. 36—38

учебника, выполнить задание рубрики «Поиграем!» на с. 39

учебника.

11

В феврале зима с весной встречается впервой

Стр. 40-43

Урок изучения нового.

познакомить детей с особым положением

февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или

самое начало марта; дать представление о нравственном значении этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье.

знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и вы-

брать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

теоретический материал на с. 40—43

учебника, задания № 3 и № 4 на с. 23 рабочей тетради.

12

Зимний труд

Стр. 44-47

Урок изучения нового.

познакомить детей со старинной тради-

цией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах

городов и сел.

понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи

разного возраста; знать особенности ухода зимой за расте- ниями и животными; понимать необходимость поддер-

живать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

теоретический материал на с. 44—47

учебника, задание № 4 на с. 25 рабочей тетради.

13

Будь здоров!

Стр. 48-51

Урок-игра

познакомить детей с правилами здорово-

го и безопасного образа жизни в зимний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России, развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр

недостатки в межличностных отношениях детей.

выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое

поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

теоретический материал на с. 48—50

учебника, задание № 3 на с. 27 рабочей тетради.

14

Охрана природы зимой

Стр. 52-55

Урок изучения нового.

развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы; укреплять бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц; продолжить изучение страниц Крас-

ной книги.

соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

теоретический материал на с. 52—55

учебника, задания № 1, № 2 и № 3 на с. 28—29 рабочей тет-

ради.

15

Проверочная работа по теме «Зима»

Стр. 56

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов.

Показать уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки

4 раздел «Весна и лето» - 19 часов

1

Весенние месяцы

Стр. 57-61

Урок изучения нового.

учить детей соотносить признаки на-

ступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и

Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества.

научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

теоретический материал на с. 58—60

учебника, задания № 3 и № 4 на с. 33 рабочей тетради.

2

Весна в неживой природе

Стр. 62-65

Урок обобщения и систематизации знаний

продолжить изучение сезонных измене-

ний в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных весенних явлениях, как

таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы; особо остановиться на проблемах безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах).

понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные

весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

теоретический материал на с. 62—64

учебника, задания№ 2 и№ 4 на с. 34—35 рабочей тетради.

3

Экскурсия « Весенние изменения в природе»

Урок-экскурсия

Цели данной экскурсии разнообразны. Это не только знакомство с раннецветущими растениями, но и создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветаю-

щей природы.

Наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе»

прочитать рассказы «Страницы второй, где речь идет о первых цветах, встречающих весну» из

книги «Зеленые страницы» (с. 25—36).

4

Весна- утро года

Стр. 66-69

Урок закрепления изученного

продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы; познакомить детей со старинными русскими обычаями трехкратной

встречи весны и с праздником нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края.

уметь объяснить, почему

многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;

уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из

любого материала (по выбору).

теоретический материал на с. 66—68

учебника, задания № 4 и № 5 на с. 37 рабочей тетради.

5

Звездное небо весной

Стр. 70-73

Урок комплексного применения знаний

продолжить знакомство детей со строением Вселенной; рассмотреть положение на небе изученных

созвездий весной; дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе.

запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться

находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

теоретический материал на

с. 70—72 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 38—39

рабочей тетради.

6

Весеннее пробуждение растений

Стр. 74-77

Урок обобщения и систематизации знаний

обобщить и расширить сведения, полу-

ченные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев; развивать у детей эстетическое восприятие природы и стремление беречь ее.

понять причины, по кото-

рым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

теоретический материал на с. 74—77

учебника, задания № 2, № 4, № 5, № 6 и № 7 на с. 41—43

рабочей тетради.

7

Чудесные цветники весной

Стр. 78-81

Урок изучения нового.

познакомить детей с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; развивать эстетическое восприятие и творческие способности учащихся.

запомнить названия куль-

турных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними

цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.

теоретический материал на с. 78—81

учебника, задания № 3 и № 4 на с. 45 рабочей тетради.

8

Весна в мире насекомых

Стр. 82-85

Урок изучения нового.

показать весеннее пробуждение насеко-

мых, их красоту; учить не уничтожать бабочек и особенно гусениц; продолжать развивать экологическое мышление учащихся; способствовать развитию эстетического

восприятия.

научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос,

шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и

птиц.

теоретический материал на с. 82—84

учебника, задания № 2 и № 3 на с. 46—47 рабочей тетради;

прочитать рассказ «Оса на носу и муха в доме» из книги «Ве-

ликан на поляне» (с. 27—30).

9

Весна в мире птиц и зверей

Стр. 86-89

Урок изучения нового.

сообщить детям о весеннем поведении

птиц и зверей: возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зве-

рей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах.

узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

теоретический материал на с. 86—88

учебника, задания № 2 и № 4 на с. 48—49 рабочей тетради;

подготовиться к выполнению в классе задания № 2 на с. 89

учебника.

10

Контрольное тестирование

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверить уровень усвоения знаний по теме «Весна» в форме тестирования, анализ ошибок.

В тестовых заданиях показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью ликвидации пробелов

Нарисовать рисунок «Весна в природе»

11

Невидимые нити в весеннем лесу

Стр. 90-93

Урок обобщения и систематизации знаний

продолжить формирование знаний о свя

зях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

узнать о взаимосвязях ме-

жду растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

теоретический материал на с. 90—93

учебника, задания № 2 и № 4 на с. 51 рабочей тетради.

12

Весенний труд

Стр. 94-97

Урок изучения нового.

познакомить детей с видами старинной

женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах,

огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена.

научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить на-

блюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти

наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

теоретический материал на с. 94—97

учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради.

13

Старинные весенние праздники

Стр. 98-101

Урок-игра

познакомить детей с народными обычая

ми весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в

культуре народов Севера.

уметь выразительно произ

носить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

теоретический материал на с. 98—

101 учебника, задание № 4 на с. 55 рабочей тетради.

14

Будь здоров!

Стр. 102-105

Урок изучения нового.

познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.

выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,

подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, редусмотренные игрой.

теоретический материал на с. 102—

104 учебника, задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.

15

Охрана природы весной

Стр. 106-109

Урок обобщения и систематизации знаний

развивать в детях эстетическое чувство

при восприятии красоты весенней природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и

помощи зверям и птицам; продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы и т. д.).

самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.).

теоретический материал на с. 106—

109 учебника, задания № 1 и № 3 на с. 58—59 рабочей

тетради.

16

Лето красное

Стр. 110-113

Урок изучения нового.

учить детей соотносить признаки лета

в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного

творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художником А. И. Куинджи и с главной особенностью его

художественного творчества; вспомнить о главной теме в творчестве И. И. Шишкина.

научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

теоретический материал на с. 110—

112 учебника, задания № 3, № 4 и № 8 на с. 63—65 рабо-

чей тетради.

17

Летние праздники и труд

Стр. 114-117

Урок изучения нового.

познакомить детей с народными обычаями летних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; сопоставить между собой традиции празднования летнего нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть сравнить друг с другом все типы празднования нового года в разные сезоны, о которых было рассказано в учебнике ранее); определить нравственный смысл кален-

дарных праздников в культуре народов России и мира, подведя итог полученным в течение года знаниям.

научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о ста-

ринных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края.

теоретический материал на с. 114—

116, выполнить творческое задание на с. 68 рабочей тетради.

18

Проверочная работа

Стр. 118

Урок проверки, и коррекции знаний.

Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний.

Показать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года, корректировка знаний.

Нарисовать рисунок «Здравствуй, лето»

19

Повторение изученного за год

Стр. 119-126

Урок повторения знаний.

Обобщить и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам

Повторить в игровой форме основной материал изученный в течение учебного года

Задание на лето «Дневник наблюдений»

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Список литературы

Литература для учащихся:

  • Основная:
  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2010
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 2 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
  4. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2010
  • Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008

Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008
  2. Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. уроки по окружающему миру 2 класс: пособие для учителя, Просвещение, 2009
  3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007


 

Комментарии

спасибо, теперь будет на что опереться в собственном творении