Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Рахимбердиева Ольга Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx80.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных технологий и новые подходы в процессе обучения.

Также как и все, задумалась в октябре месяце: «Как же буду реализовывать ФГОС нового поколения, ведь я в следующем  году набираю 1 класс?». Понимала, что надо поставить всё «с ног на голову». Ведь работаю уже 22 года и трудно поменять всё в своей работе. Ездила по семинарам, смотрела уроки коллег, но ничего для себя не находила. Много лет работала над мотивацией учения школьников и понимала, пока не заинтересую детей, ничему их не научу. К сожалению, как бы учитель ни старался, но если у ребёнка не вызван интерес к учению, никакие методы не помогают. А несколько лет назад слышала о ТРИЗ-технологии. Стала искать. И нашла не только её, но и ещё очень интересную технологиюТРКМ, элементы которой я применяла в работе, не догадываясь, что существует целая и очень эффективная технология. Не стала ждать. Попробовала работать по ней уже со своими четвероклассниками, получила очень хорошие результаты. Особенно они стимулируют сильных учащихся, на которых у нас на уроке всегда остаётся очень мало времени.  Могу вас уверить, очень интересные деятельностные технологии, такие о которых сейчас говорят в свете ФГОС. Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Конечно, многие об этом слышали, но если кто-то не знает, предлагаю познакомиться, попробовать, и, если они вам помогут, я буду очень рада. Я хочу в этом году начать работу по УМК «Перспектива», думаю, что эти технологии очень хорошо совместятся с этим комплектом.

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»,  /Стандарты второго поколения/.

Другими словами нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель -ученики и т.д.

Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Если брать во внимание на исследования болгарских учёных, то можно остановиться на таких цифрах

10% учащихся усваивают учебный материал прослушав объяснение учителя, 30% учащихся надо не только прослушать, но и просмотреть, 70% учащихся требуются несколько приёмов для запоминания, им надо не слушать и смотреть, а потрогать, обсудить, даже поспорить, то есть быть активными  участниками педагогического процесса.

И, мы в общем это наблюдаем, в нашей работе. Есть в классах группа детей, которая понимает учителя «с  полуслова», а порой им достаточно просто прочитать материал учебника, но это единицы. Большая же часть детей  усваивает материал не сразу, не прочно, а часть детей так и ходит в «отстающих».

Все эти новшества в образовательном процессе заставляют нас использовать новые подходы в обучении, из которых вытекают современные технологии обучения.

Рассмотрим современную технологию  развития критического мышления (ТРКМ)

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Оостановимся на тех приёмах, которые  используются на уроках в начальной школе. Заметьте «используются».

Технология развития критического мышления

на уроках в начальной школе.

                                                                             Мышление развивается в проблемной ситуации,

 Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная  задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

На уроках литературного чтения, окружающего мира, истории замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт.

К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?» Мы с вами по другому называем это проблемным вопросом, а теперь это метод кластера.

батер

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. Проводится работа с учебником, по описанным  в учебнике опытам  проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

        

Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:

№ опыта

                           Содержание опыта

           Результат опыта

Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно,при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов,  составленных учащимися 3 класса в ходе изучения древнерусских былин и древнегреческих мифов.

1. Геракл.                                                    

2. Умный и благородный.

3. Вырос, послужил, прславился.

4. Совершил подвиги и стал бессмертным.

5. Герой!                      

1.Илья.                                                                                         1. Святогор.

2. Могучий, храбрый.                                                               2.  Сильный, мужественный.

3. Ехал, сражался, победил.                                                   3.  Встретил, побратался, умер.

4. Всем людям радость дарил.                                              4.  Он обладал волшебной силой.

5. Герой!                                                                                       5.  Богатырь.      

1. Святогор.

2. Большой и сильнейший.

3. Уснул, побратался, ложился.

4. Святогор – неземной могучий богатырь.

5. Гора!                        

Данная технология замечательно работает и на уроках математики. На этапе вызова ставится проблема. На втором этапе она решается в малых группах в зависимости от темы урока. На этапе рефлексии осуществляется возврат к поставленной проблеме, подводятся итоги работы, выводы и применение на практике.

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Данная технология позволяет использовать приёмы работы в группах, коллективной работы и индивидуальной работы.

Цели и задачи этапов (стадий) технологии ТРКМ.

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

« Кластер», « Корзина идей», , « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле  почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Приём «Кластер»

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками»,  таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Инсерт».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;

Приём «Концептуальная таблица».

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а  свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

 а) первая линия сравнения

Для работы класс делится на три группы:

1 группа работает с информацией о тайге

2 группа работает с информацией о смешанном лесе

3 группа работает с информацией о широколиственном лесе

б) вторая  линия сравнения  

 1 группа работает с информацией о растениях тайги,

2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,

3 группа работает с информацией о  растениях широколиственного леса.

в) третья линия сравнения

1 группа работает с информацией о животных тайги,

2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,

3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.

Линии сравнения

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима  добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

 Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

 Хотим узнать

Узнали

1.Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух  кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

 на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Почему?

 

Какие ещё есть группы растений?

 Что такое  виды растений? Какие названия дают им учёные?

 Растения делятся на несколько групп.

 В каждой группе растений много видов.

 Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует

350 тысяч видов растений.

 Названия видов дают им учёные.

 Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, как можно больше садить растения и

ухаживать за ними.

 Охранять растения-

значит

заботиться о живом.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Приём «Шесть шляп».

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя  расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

 Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа.  Красная  шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

 6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

 Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

- ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Чтение учащимися  ДИАМАНТ.

ВАНЬКА

несчастье

грязный, голодный

измученный, загнанный, уставший

горе, неудача, нужда, безысходность

ожидающий, мечтающий, надеющийся

сытый, удовлетворённый

счастье

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Приём «Синквейн»

Почва
Живая, плодородная
,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы

Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес.

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».

Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Нервная система человека»

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблем в широком круге проблемных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические особенности развития.

Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, при этом служит средством формирования успешности учения младших школьников.

Одним из условий успешности является необходимость решения проблемы преемственной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Реализуя концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), наша школа осуществляет преемственность в обучении ТРИЗ-технологии совместно с ДОУ № 4 - учебно-методическим центром по использованию моделей ТРИЗ. Знакомство дошкольников с приемами и моделями данной технологии положительно сказывается на дальнейшем обучении. Большинство детей из детского сада № 4 поступило ко мне в первый класс, однако нужно было:

s ознакомить других учащихся с приемами и методами ТРИЗ-технологии;

s подобрать модели, приемы, методы РТВ (развития творческого воображения), т.к. в начальной школе в основном используются методы РТВ.

s продолжить использование приемов и методов ТРИЗ-технологии на уроках с целью получения результатов в мотивационной и учебной деятельности.

Основным видом деятельности первоклассников является игровая деятельность, которая не теряет своей актуальности в последующие годы. ТРИЗ - технология преимущественно игровая, которая предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, а значит, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.

        Многие модели ТРИЗ-технологии виде игр хорошо ложатся на программный материал по  основным предметам. К ним относятся:

  1. Работа с проблемными ситуациями.
  2. Организация проектной деятельности.

         3.        Методы создания речевых творческих продуктов (раскадровка и синтез по-
словиц, творческие сочинения с использованием портрета).

Начиная работать по ТРИЗ-технологии, мы ставили перед собой цели: развивать внимание, творческое воображение, логическое мышление, что является необходимым условием успешности учения. Органическая связь общеучебных интеллектуальных умений и стоящие за ними психологические явления служат необходимым и достаточным средством для осуществления младшими школьниками успешной учебной деятельности.

Приведем примеры использования методов и приемов ТРИЗ-технологий на разных уроках. Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель - 9 экранов, но в первом классе можно начинать работу с использованием трех экранов, постепенно увеличивая до 9 экранов.

6

Надсистема в прошлом

3

Надсистема

9

Надсистема в будущем

4

Система в прошлом

1

Система Выбранный объект, его функция

7

Система в будущем

5

Части систем в прошлом

2

Подсистема Части системы

8

Подсистема в будущем

При знакомстве с системным оператором я использовала рифмовку М.С. Га-

фитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО... (объект) Это ЧТО-ТО для чего-то... (функция объекта) Это ЧТО-ТО часть чего-то... (подсистема объекта) Это ЧТО-ТО из чего-то... (надсистема объекта) Чем-то было раньше ЧТО-ТО... (прошлое объекта) Что-то будет с этим ЧТО-ТО... (будущее объекта) ЧТО-ТО ты теперь возьми На экранах рассмотри.

Эта модель является универсальной. Ее можно применить и на других уроках. Например: «Окружающий мир», первый класс, тема «Хвойные деревья»

В лесу

На празднике

Фабрика по переработке древе» ны

Ель

Новогодняя ель

Линейка, карандаш

Корневая система. Ствол,крона

Ствол, крона (корневая система осталась в лесу)

Части новых объектов

Эта модель помогает при написании сочинения. Сочинение «Жизнь елки в Новый Год»

Я - новогодняя елка. Мне 9 лет. Раньше я росла в лесу. Сейчас я стою в  большом зале, украшенная игрушками и гирляндами. Я слышу песни и стихи, кото рые поют и читают дети. До меня доносятся запахи фруктов, пирогов и тортов. Мои вет ки держат игрушки и гирлянды. Вокруг меня дети водят хоровод.

После окончания праздника меня повезут на фабрику. Там из меня и других  елок сделают карандаши и линейки.

Никита Г.

Системный оператор - шаг к проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это моменты интеллектуального затруднения, котором имеющийся опыт человека не показывает выход из создавшегося положения. При формулировке проблемных ситуаций существует алгоритм, состоящий из 3 шагов:

  1. Что имеем?
  2. Что хотим?
  3. Что мешает?

Методы решения проблемных ситуаций разнообразны. Одно из средств решения проблем в работе с младшими школьниками - это использование типовых приёмов фантазирования (ТПФ). В гости к детям приходят волшебники: Увеличения, Уменьшения, Дробления - Объединения, Специал - Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник времени. Приведем пример фрагмента урока окружающего мира во втором классе по теме «Компас».

Учитель: Мы заблудились в лесу. Надо попасть домой. Какие волшебники нам помогут?

Ученики: Волшебник Увеличения - Уменьшения. Увеличить в росте нас будем выше деревьев и увидим, куда идти.

Ученики: Волшебник Времени. Может изобрести машину времени. Она отнесет нас обратно домой.

Фантастичность решения помогает мотивировать познавательную деятельность, развивать воображение. Далее целесообразно решить эту же ситуацию реальным способ ом

Организуя работы над проектом, мы ставили следующие задачи:

1.        Научить осмысленной организации коллективного творческого дела:
а)видеть проблему (зачем мы это делаем?);

б) использовать полученные знания и умения в различных учебных ситуациях, реализуя межпредметные связи;

в) планировать конечный результат;

г) знать способы достижения поставленной цели.

2.        Научить работать в группах.

3.        Научить пользоваться различными источниками информации и способами
обработки.

4.        Научить публично выступать с отчетом о проделанной работе.

Стартом проекта будет служить какая-то задача, которую детям нужно решить, но способа ее решения они пока не знают. Например, мы делали проекты по созданию модели газеты к юбилею школы, проекты к праздникам 8 марта и 23 февраля. Проекты возникали от конкретной проблемы. Для решения этих проблем нужно выполнить ряд заданий, которые мы называем «Шаги проекта».

Шаги проекта

  1. Формулируем проблему и исследовательский вопрос.
  2. Собираем «копилку объектов».
  3. Классификация.
  4. Работа со справочниками и энциклопедиями.
  5. Беседа со специалистами.
  6. Наблюдения, эксперименты, вопросы.
  7. Обобщение полученных результатов.
  8. Презентация проекта.

Каждый ребенок в ходе работы над проектом находит свою нишу в общем деле. Младшие школьники, работая коллективно, в группах, взаимно мотивируют друг друга на работу, поддерживая интерес к проблеме на должном уровне. Конечным итогом проектной деятельности является выделение главного и аргументирование выводов на основе систематизации знаний, а помогают в этом методы создания речевых творческих продуктов.

Для быстрого усвоения пересказа учащимся предлагаются модели «Раскадровка» и «Синтез пословиц».

Алгоритм работы.

  1. Прочитай текст.
  2. Раздели его на части.

3.        Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место дей-
ствия, появляется герой, либо резко меняется настроение героя.

4.        Обсуждаем каждый кадр.

  • Что делает этот герой?
  • Зачем он это делает?
  • Что он получает в результате?

5.        Составляем пословицы. Модель пословицы:

  • Кто... (характер), тот...(результат).
  • Кто...(действие), тот ...(результат).
  • Кто... (цель), тот... (результат).

6.        Выбираем ключевые кадры и определяем мораль:

  • Какие кадры для вас самые важные?
  • Какая пословица для вас самая важная?

На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.

  1. Составляем пословицы по первому и последнему кадру.
  2. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)
  3. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.) Целесообразно эту работу проводить на уроках литературного чтения. Так

при изучении татарской народной сказки «Три дочери» дети составили следующие пословицы:

  • Кто думает о себе, тот будет наказан.
  • Кто мать не чтит, тот в беду попадет.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Кто жалеет, тот и разумеет.

Знакомая пословица: как аукнется, так и откликнется.

Эффективно на интегрированных уроках ИЗО и развития речи применять

модель признаков, по которым можно составить описательный рассказ по портрету. Цель: научить ребенка последовательно, связно и образно составить рассказ по портрету, выражая свое отношение к персонажу.

Список имен признаков:

1.        Обозначение имени персонажа (кто изображен на портрете, его пол и воз-
раст?)

  1. Объект реального или фантастического мира.
  2. Описание одежды, в которой находится персонаж.

4.        Обозначение композиции портрета (изображение объекта во весь рост, по
пояс или по плечи).

  1. Обозначение места, где изображен персонаж.
  2. Обозначение времени года, времени суток.
  3. Обозначение ощущений с анализаторов.
  4. Обозначение объектов окружения.
  5. Обозначение цели действия персонажей.

  1. Обозначение проблемы объекта.
  2. Обозначение настроения (по выражению глаз, позе и цвету картины).
  3. Обозначение цели написания портрета автором.
  4. Название картины (ребенком) и авторское название.

Таинственная красота.

Я смотрю на картину и вижу, что это портрет. На нем изображена молодая женщина не в полный рост. Она похожа на ангела, который спустился с небес. Это реальный мир. На ней одето пышное белое платье, похожее на легкое нежное облако, в котором она поедет на бал. На поясе у нее атласная бирюзовая лента, расшитая золотом. Одна рука куда-то спрятана, а с другой свисает браслет, который переливается на солнце. На плечи накинут легкий палантин. Она позирует художнику на фоне природы. Похоже, что это конец лета, так как художник выбрал желто-зеленые краски. Женщина очень красива. На ее лице полуулыбка и внимательный взгляд. Она смотрит на нас карими глазами цвета шоколада. У нее густые волнистые волосы забраны в прическу. Кажется, что она думает о чем-то приятном. Я думаю, что автор нарисовал этот портрет, чтобы показать женскую красоту.

Я бы назвала эту картину «Таинственная красота», а художник В.Л. Боровиковский назвал «Портрет М. Лопухиной».

Таким образом, уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии (основанной на ОТСМ - общей теории сильного мышления и ТРТЛ - теории развития творческой личности) являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

У детей формируется высокая мотивация к учебе, ошибка не вызывает у них боязни, так как сама тоже является результатом работы.

Дети развиваются в соответствии со своим биологическим ритмом, проявляют высокую активность на уроке, так как модели ТРИЗ являются мощнейшим механизмом увлекательного обучения. Одним из критериев успешности на уроке является доступность и посильность. В ТРИЗ-технологии разработаны модели, использование которых позволяет сделать сложный материал более простым для усвоения. Овладев тем или иным алгоритмом, дети легко могут применять его в последующей работе. Ребята с интересом и удовольствием создают свой творческий продукт не только в классе на уроках, но и дома - самостоятельно. Так, во втором классе мы приняли участие в областном конкурсе «Каким я вижу пеликана». Детям прекрасно удалось сочинить лимерики о классном пеликане-учителе:

Жил Пеликан классный,

Учитель был он прекрасный.

В школе № 37 он жил,

И с ребятами дружил.

Дети его любили,

Пятерки ему приносили.

Вот какой классный учитель!

Чтобы создать успешность в обучении младших школьников, необходимо овладевать новыми идеями, новыми методами и новыми технологиями. ТРИЗ-технология позволяет конкретно реализовывать задачи обновления и модернизации школы.


 

Комментарии

Черкасова Ольга Витальевна

Спасибо огромное, Ольга Валентиновна.Очень интересный материал.Для себя лично я нашла много нового.

Интересный материал.