приоритетные технологии

Баукова Марина Геннадьевна

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий мы выделили:

  1. Личностно-ориентированный подход;
  2. Деятельностный подход;
  3. Здоровьесберегающие технологии;
  4. Арт-технологии;
  5. Игровые технологии;
  6. Тестовые технологии и др.

Личностно-ориентированный подходобеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.

Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей. Они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и самостоятельными. Новые технологии не отбрасывают преподнесения информации ученикам, а просто меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Арт-технологии и игровые технологиипозволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, так как для школьников 1 ступени основной формой деятельности остается игровая деятельность. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации. Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья.

Сохранение здоровьяшкольников начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.

На первое место выходит проблема профилактики утомляемости учащихся. Однако биологическое значение утомления двояко. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма от чрезмерного истощения, а с другой - стимулирует последующий рост работоспособности. Поэтому гигиенические правильная организация учебной деятельности должна быть направлена на отдаление появления усталости и ограждение организма школьника от его отрицательного влияния. Чтобы утомление не разрушало здоровье, важно учитывать суточные циклы работоспособности детей. Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы происходят после четвертого часа занятий. Именно в это время не стоит загружать учащихся сложной и объемной учебной работой.

Прослеживается определённая динамика функционального состояния организма школьников на протяжении недели. Оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник, а в среду регистрируется некоторый спад, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. В пятницу вновь наступает спад работоспособности. Исходя из этого надо особое внимание уделить расписанию уроков. Целесообразно разделить все предметы на четыре степени сложности. Часы высокой работоспособности (2-3 урока мы отвели занятиям по предметам первой степени трудности, требующим у учащихся большого умственного напряжения. В эти же часы проводятся контрольные работы. Наибольшее значение для предупреждения утомления имеют занятия трудом, физической культурой, музыкой, особенно когда они проводятся на 3 - 4 уроках. В этом случае последний урок, представляющий вторую или третью степень сложности проходит при относительно высокой работоспособности.

К переутомлению учащихся приводит не только неправильно составленное расписание, но и чрезмерная учебная нагрузка. Поэтому мы считаем, что содержание одного урока не должно быть усвоено полностью к следующему уроку. Для того чтобы школьник осознал, полностью воспринял и усвоил учебный материал необходимо достаточно значительное время, при чём это время различно для каждого ребёнка.

Здоровьесбережение безусловно зависит от объема и сложности домашнего задания. Учитель должен соизмерять объем и сложность с возможностями ученика..

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым и инновационные технологии помогут нам в этом.