Классный час"Новогодние традиции"
Новый в истории человеческой культуры социальный фактор подталкивает нас, сохранять, реконструировать, воссоздавать из обломков давних празднеств «изюминки», обычаи, церемониалы, традиции народного праздничного творчества. Много потребуется сил для возрождения разрушенного. Пусть нас всех утешают две мысли, не претендующие на афористичность: «без праздников нет детства», «нет праздника – нет народа».
За что и почему дети самозабвенно любят Новый год? Наверное, потому, что для них праздник – всегда выдающееся событие, всегда веселье, торжество, приятное времяпрепровождение и конечно же, перерыв в однообразии учения. Может быть, только дети особенно чувствуют философию каждого праздника, выработанную поколениями?!
Мало кто из детей знает откуда пошла традиция украшать елку. Поэтому мы предлагаем внеклассное мероприятие посредствам, которого можно познакомить с традициями и обычаями Нового года, а также с историей изготовления елочных украшений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Novyy_god.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 162»
ЛАО г. Омска
Разработана тема классного часа
для учащихся 3-5 классов
«Новогодние традиции в России»
азработали: Казанцева Т.Г.,
учитель начальных классов,
1 категории; Лагутова С.В., учитель истории, 1 категории.
2010
Новый в истории человеческой культуры социальный фактор подталкивает нас, сохранять, реконструировать, воссоздавать из обломков давних празднеств «изюминки», обычаи, церемониалы, традиции народного праздничного творчества. Много потребуется сил для возрождения разрушенного. Пусть нас всех утешают две мысли, не претендующие на афористичность: «без праздников нет детства», «нет праздника – нет народа».
За что и почему дети самозабвенно любят Новый год? Наверное, потому, что для них праздник – всегда выдающееся событие, всегда веселье, торжество, приятное времяпрепровождение и конечно же, перерыв в однообразии учения. Может быть, только дети особенно чувствуют философию каждого праздника, выработанную поколениями?!
Мало кто из детей знает откуда пошла традиция украшать елку. Поэтому мы предлагаем внеклассное мероприятие посредствам, которого можно познакомить с традициями и обычаями Нового года, а также с историей изготовления елочных украшений.
Цели:
- Познакомить учащихся с историей возникновения обычая украшения елки к Новому году и с историей изготовления елочных украшений в России;
- Развивать умения работать с различными источниками информации (Интернет -ресурсы, справочной литературой); систематизировать, делать выводы, рассуждать, соотносить, работать с соблюдением правил техники безопасности (краски, цветная бумага, ножницы, клей)
- Воспитывать познавательный интерес, коммуникативную культуру, через знания традиций, любовь к Родине.
Оборудование: цветной картон, цветная бумага, декоративный клей, клей ПВА, ножницы; макет елки, живая елка; образцы елочных украшений разных лет ХХ – ХΙ вв.
Технические средства: аудиозаписи с песнями «Новогодние игрушки» исполнительница Натали, Песенка о Ёлочке (из м/ф "Новогодняя Сказка") презентация новогодних игрушек.
Форма занятия: интерактивная.
- Орг. момент.
Входит дед Мороз и Снегурочка под музыку «Песенка о Ёлочке» (из м/ф "Новогодняя Сказка").
Дед Мороз: Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Я пришел к вам не один, а со Снегурочкой.
Снегурочка: Какой праздник приближается?
Когда вы слышите слова «Новый год», что сразу представляется и вспоминается вам?
Дед Мороз: Ёлку я, вам, принес и волшебный мешочек не забыл. А вы знаете, почему на Новый год мы украшаем ель, а не какое другое дерево?
Ученик: Откуда пошла традиции, наряжать, елку елочными украшениями?
Красивый обычай украшать елку возник много столетий тому назад, еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Считается, что этот обычай перешел к нам из Германии, где существовал с незапамятных времен, в России же он появился сравнительно недавно. Существовало поверье, что на деревьях обитают духи, от которых зависят будущий урожай и судьба каждого человека. Поэтому этих духов нужно уважить разнообразными подарками. Если оставить на память на ветвях почитаемого дерева лоскуток ткани и загадать желание, оно непременно сбудется.
Кстати говоря, новогодние украшения и елочные игрушки славяне вешали 1 сентября (именно тогда наши предки отмечали приход нового года) совсем, не на елку, а на березу или дуб, т.к. именно эти деревья по их верованиям были божественными. На тот момент ель ассоциировалась у славян с нечистой силой. Считалось, что от шума ветра в ветвях ели глохнет леший - слуга лесного царя. У христиан ель — символ дерева жизни, возвращенного нам с рождением Христа; будучи украшена зажженными свечами, она символизирует духовный свет, просветивший мир с пришествием Христа, а плоды служит символом царства благодати. Овощи и фрукты на ней — это дары природы, а звери и насекомые — символ Божьего мироздания, ибо всякая тварь поет хвалу Богу.
В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр 1, и он же повелел, чтобы именно ель стала символом праздника. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность по всей России.
Дед Мороз: Почему именно ель украшают?
Снегурочка: Какие деревья украшали раньше?
Дед Мороз: Кто привез в Росси первую ёлку и праздник Новый год?
Снегурочка: Развешивать новогодние украшения и ёлочные игрушки любят все, но каждый ли из вас знает, откуда пошла традиция, украшать ёлку?
Дед Мороз: Чтобы узнать об этом, давайте немного окунёмся в историю и познакомимся с традицией украшения ёлок.
Снегурочка: А вы знаете, чем украшали ёлку раньше? Вы не поверите, первые украшения были сладкие и съедобные предметы (конфеты, яблоки). Прикрепить на ёлку конфеты и яблоко. С чем было это связано?
Ученик: Первые украшения и елочные игрушки.
Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. Главным украшением елки были яблоки - самые красивые отбирали из осеннего урожая и хранили специально до Рождества. Как гласит христианство, наша цивилизация родилась именно благодаря яблоку с древа познания. Также в средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель — как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Но со временем в качестве новогодних украшений и елочных игрушек стали использовать и другие сладости. К вышеописанным предметам добавились орехи, изюмом, конфеты, печенье, кренделя с солью, фруктами. Позднее декоративные украшения включали в себя окрашенные яичные скорлупы, золоченые еловые шишки. Вершины деревьев наряжали флажками, ангелами или звездами. Звезда - навершие берёт начало от традиции украшать вершину ёлки подобием шестиконечной Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к новорождённому Иисусу. На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги.
Снегурочка: Почему наряжали именно яблоками?
Дед Мороз: А мы сейчас наряжаем яблоками?
Снегурочка: А чем мы украшаем новогоднюю красавицу? (стеклянными игрушками, бусами, и др.)
Ученик: Когда и почему появились первые стеклянные игрушки?
История первой стеклянной елочной игрушки.
«Дедушка» первой елочной игрушки был выпущен в конце 19 - начале 20 века. Считается, что именно неурожай яблок заставил христиан проявить фантазию и подыскать им замену в виде других ёлочных игрушек. Стеклодувы небольшого немецкого городка решили сделать временную замену и вместо яблок изготовили шары, которые должны были изображать на елке традиционные яблоки. Так в 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Елочные игрушки тогда изготавливались и расписывались вручную, их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. Стекло было толстым и потому шары того времени тяжелые, их привязывали широкими лентами к самым прочным ветвям новогоднего дерева.
С каждым годом придумывались все новые виды «дизайна», как бы сказали сегодня, рождественских шариков. А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. Мастера могли выдувать практически все, что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Сайта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью.
Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства. Первое в России специализированное стеклянное елочное производство открыли под Клином в начале 19 века.
Дед Мороз: Почему и из чего?
Снегурочка: С чем связано появление стеклянных шаров? (с неурожаем)
Дед Мороз: Мы с вами узнали, чем наряжали и почему, но наша ёлка краше от этого не стала. Я с собой принёс украшения и не просто украшения, а украшения старинные. И сейчас, мы, узнаем, когда и какие игрушки использовали для украшения елки? (Раздают на парты мешочки с игрушками разных годов. В мешочках также лежат мини истории о игрушках).
1группа-30-40г.г.
Начало 20-го века принесло новое и в технологию изготовления игрушек и в традицию украшать ими елки. Теперь елочные игрушки стали тонкими, расписанными многоцветными красками с блестками.
Значительное число ватных игрушек появляется в 1935— 1940-х годах, — здесь можно было увидеть лимоны, персики, груши, морковь и самые разнообразные грибочки, а так же целая серия стеклянных игрушек на садово-огородную тему — перец, луковицы, клубника, земляника, корзинки с фруктами и цветами. Интересны игрушки, сделанные из тонких стеклянных трубочек, — тут были бусы, ветряная мельница, велосипед, вертолет, не обошлось и без пятиконечных советских звезд. В годы Великой Отечественной войны игрушки также выпускались. В украшение военных елок преобладали в основном военные мотивы. Чаше всего в домах на елку вывешивали самодельные украшения, изготовленные из подручного материала.
2 группа-50-60г.г.
Картонная кукуруза — царица полей, овощи и фрукты, снопы пшеницы и комбайны – игрушки пятидесятых годов сохраняются во многих семьях. Аналогичные по тематике игрушки изготавливались также из стекла, раскрашивались, покрывались золотистой или серебряной пылью. Тогда же появились елочные украшения, которые не подвешивались на ниточке, а прикреплялись к ветвям прищепкой. Такие игрушки чаще всего изображали людей: пионеров, целинников, хоккеистов. Еще одна новинка - петушки, Снегурочки и рыбки из плотного картона, обклеенного тонкой цветной фольгой.
Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. В 1960-е годы нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды.
3 группа- 80г.г.
Игрушки 1970-1980-х годов уже заметно отличаются от игрушек предыдущих лет, они выглядят намного проще. В основном это стеклянные игрушки: шары разных размеров, шишки, грибы, сосульке и колокольчики; а также игрушки из бумаги, картона, пластмассы, пенопласта и т. п. В 1980-е годы выпуск серийных игрушек продолжился - это были шарики разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками. В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура - серебристая, оранжевая, желтая...
4группа-90г.г.
В середине 1900-ых годов изобретение пластмассы окончило эру стекла и дало новый виток производству новогодних украшений. Этот материал позволил раскрыться творческому потенциалу производителей елочных украшений в создании бесконечного разнообразия крошечных миниатюр, ангелов, фигурок, изображающих все слои общества, героев мультфильмов и других персонажей, изготовленных по технологии вплавления пластмассы. Снежинки, звезды и кресты также изготавливались при помощи новой технологии.
Снегурочка: Каждая группа прочитает сообщения о своих игрушках и пояснит нам, что же особенного было в их игрушках?
Группам дается 2 минуты для прочтения, а потом они по очереди рассказывают.
Дед Мороз: А сейчас каждая группа сделает игрушки в соответствии со своим годом, и мы все вместе украсим нашу ёлочку. (Елка из картона на доске). Звучит музыка
«Новогодние игрушки» исполнительница Натали. Дети работают в группах.
Подведение итогов.
Дети украшают ёлку.
Дед Мороз: Молодцы! Яркие, нарядные получились игрушки, и ёлочка стала красивой. А вот моя ёлочка не нарядная. Игрушки у меня от времени постарели и потускнели. Вот если бы вы их оживили на уроке рисования. Тогда моя ёлочка стала тоже нарядной и праздничной. Согласны помочь? Я с вами не прощаюсь ведь, мы с вами встретимся на Новогодних ёлках.