ФГОС Рабочая программа по математике. 1класс.Система РО Давыдова-Эльконина

Федосова Валентина Фёдоровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Rabochaya_programma_po_matematike_1_klass_Fedosova_2.docx87.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

(1 класс)

Составила: Федосова Валентина Фёдоровна

РАССМОТРЕНА

на заседании предметной кафедры

Протокол №__от «__»____20__г.

Руководитель кафедры______

ФИО

УТВЕРЖДЕНА

На заседании научно-методического совета МАОУ лицея №18

Протокол №___от « __»______20__г.

Зам.директора __________________

Н.П.Гуменюк

ВВЕДЕНА  В ДЕЙСТВИЕ

Приказом от «__»______20___г.

Директор МАОУ лицея №18

_____________И.А.Теличко

2010-2011 учебные годы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Направленность и педагогическая целесообразность рабочей  программы по математике

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова  и   комплексной программы по окружающему миру авторов: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева в  целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом  межпредметных  и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

1. Основная образовательная программа начального общего образования структурного подразделения школы ЭУК «Школа развития»;

2. Примерная программа по курсу «Математика» (1-4) авторы: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2010,  с.213-232).

3. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика, 1 кл. – 4 кл. Учебники. М., Вита-Пресс, 2009. Рекомендовано Министерством образования РФ.

4.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика, 1 кл. – 4 кл . Рабочие тетради. М., Вита-Пресс, 2009.

5.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика. Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2009.

6. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) // Первое сентября, №19, 2004.

  1.  Место предмета «Математики» в образовательном процессе

       В Федеральном базисном учебном плане на изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. В год -  128 часов.

Данная программа составлена для реализации курса математики в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса математики и разработан в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Он ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому он ориентирован главным образом на усвоение научных (математических) понятий, а не только на выработку навыков и умений.

  1. Отличительные особенности рабочей программы по математике

     Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

      Понятие в науке существует не в форме определения, дефиниции, а в форме движения от общего к частному, в форме восхождения от абстрактного к конкретному. Аналогичным образом строится и данный школьный учебный предмет. Для дидактики важно, что всякому понятию соответствует некоторый определенный класс задач, который имеет свои собственные, свойственные только ему особенности условий, целей, способов и средств достижения этих целей. Это позволяет в обучении осваивать понятия не в форме отработки словесных формулировок, а вводя учащихся в новый круг задач и включая их в деятельность по поиску общего способа их решения.

Эта специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.

Стержневым для всей школьной математики является понятие действительного числа. Поэтому основное содержание предмета «Математика» в начальной школе, связанное с понятием натурального числа, строится так, что натуральные числа, как и все другие виды чисел, вводимые позже, рассматриваются с единых оснований, позволяющих построить всю систему действительных чисел.

Таким основанием для введения все видов действительных чисел является понятие величины. В этом случае произвольное действительное число рассматривается как особое отношение одной величины к другой  единице (мерке), которое выявляется в процессе измерения. Различие же видов действительного числа проистекает из различий условий реализации данного отношения.

  Число появляется как средство сравнения величин, в ситуации пространственной или временной разделенности сравниваемых величин. Величина в этом случае воспроизводится с помощью другой (единицы или мерки), которая повторяется в ней некоторое число раз. Действия измерения моделируются с помощью различных знаковых средств (чертежей, стрелочных схем, формул). В курсе с самых первых этапов широко используется буквенная символика для описания осуществляемых действий.  Каждый раз, знакомясь с новыми действиями над числами, дети одновременно начинают работать и с соответствующими алгебраическими выражениями. Тем самым закладываются основы для дальнейшего изучения алгебры.

Кроме того, процесс измерения, как потенциально бесконечное повторение одной и той же величины (мерки), моделируется с помощью числовой прямой. В дальнейшем числовая прямая выступает как основная рабочая модель для прояснения смысла вводимых (новых) видов чисел и действий с ними.

Дальнейшее развитие числовой линии происходит по одной схеме. Каждая новая форма представления чисел или новый вид чисел (именованные числа, многозначные числа, обыкновенные дроби, позиционные дроби, отрицательные числа) возникает в связи с новым способом измерения величины, который дети открывают, решая задачу воспроизведения величины при различных дополнительных ограничениях. Открытые детьми способы фиксируются в моделях, с помощью которых изучаются свойства «новых» чисел, строятся правила оперирования с ними. Таким образом, смысл числа и действий с ним один и тот же и определен до конкретных его реализаций. Наоборот, на его основании получаются все формальные правила и алгоритмы.

Выделение в качестве ведущей содержательной лини курса тематики, связанной с понятием числа, не означает отсутствия в нем других содержательных линий.

В процессе изучения курса «Математика» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей общеучебной линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Для реализации задач, связанных с формированием ключевых компетентностей (универсальных учебных действий), в начальной школе используются специальные образовательные модули (см. отдельные программы), в которых осуществляется перенос открытых культурных предметных способов действий/средств с уроков в квазиреальные, модельные ситуации в форме проектных задач, интегрированных занятий и т.п. В связи с этим часть учебных часов математики реализуется в рамках данных образовательных модулей.

  1. Целевые установки рабочей  программы по математике

Основная цель: сформировать понятие числа как результата измерения величин и ввести графические и знаковые средства моделирования для описания предметных ситуаций, выводящих на это понятие.

 развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

 освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Предметные задачи:

  • научиться выделять различные признаки предметов, производить сравнение предметов по этим признакам, выделить те признаки, с которыми связано понятие величины;
  • выделить предметные ситуации, описываемые разностным отношением и отношением целого и частей, освоить графические (чертежи) и знаковые (формулы) средства моделирования этих отношений;
  • научиться измерять величину и использовать число как средство сравнения величин в ситуации, когда прямое (на предметном уровне) сравнение величин невозможно; описывать процесс измерения различными способами (стрелочная схема, формула);
  • сконструировать числовую прямую, освоить способы сравнения, сложения и вычитания чисел с помощью числовой прямой;
  • освоить сложение и вычитание чисел в пределах десяти;
  • научиться решать задачи на сложение и вычитание в одно действие;
  • научиться различать простейшие геометрические фигуры.  

Педагогические задачи:

  • разработать «правила игры» во время урока;
  • сформировать особый вид контрольных действий («контроль-внимание») через организацию работы учащихся с образцом правильных действий и результатов;
  • ввести критерии и способы оценивания учащимися своих действий и результатов; развести два вида оценки: оценку действий и оценку личности школьника;
  • освоить разные «пространства» действий ребёнка в классе ("место сомнений", "место на оценку", "черновик-чистовик");
  • ввести способы работы с тетрадью «Мои открытия»;
  • координировать действия с предметом «окружающий мир»;
  • организовать работу по формированию пооперационного контроля за своими действиями («волшебные линеечки»);
  • организовать освоение учащимися первых шагов самостоятельной работы;
  • обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).

Детские действия:

  • вычленение различных признаков предметов;
  • сравнение величин, запись результата сравнения с помощью отрезков, с помощью формул;
  • измерение величины с помощью заданной мерки;
  • построение величины по заданной мерке и числу;
  • построение числовой прямой по данным направлению, началу и мерке-шагу;
  • выполнение действий сравнения, сложения и вычитания чисел с помощью числовой прямой;
  • работа по нахождению целого или частей по чертежу, формуле;
  • решение задач на отношение «частей и целого»;
  • переход от одного вида модели (графической, знаковой) к другому;
  • запись открытых на уроке способов в «Тетрадь открытий»;
  • сбор своих достижений для их представления в конце года своим родителям.

Педагогические действия:

  • подбор заданий, позволяющих выявить начальный уровень математических знаний при поступлении в школу;
  • разработка «правил игры» во время урока;
  • введение разных «пространств» действий ребёнка в классе;
  • работа с ПК «КОД», разделом для учащихся «Достижения и трудности учащихся»;
  • отслеживание хода освоения материала по математике с целью выявления динамики продвижения каждого учащегося (работа со страницей ПК «КОД» «Индивидуальный прогресс»);
  • координация действий с предметом «Окружающий мир» при решении учебно-предметных задач;
  • проведение работы по формированию у учащихся пооперационного контроля за своими действиями («волшебные линеечки»);
  • организация проведения учащимися контроля своих действий по образцу;
  • подбор заданий на работу с моделями, их конструирование, а также осуществление различных переходов между ними;
  • организация домашней самостоятельной работы учащихся;

подбор разноуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся.

1.5  Формы реализации рабочей программы по математике

Образовательный процесс по математике организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

  • урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
  • урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
  • урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
  • урок-проектирование – место для решения проектных задач;
  • учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;
  • групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
  • самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои математические знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 

личностные результаты:

  • установка на поиск решения проблем;
  • критичность;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных    задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные: 

  • осуществлять контроль за действием другого ученика по заданному образцу;
  • оценивать действие другого ученика по заданным критериям;
  • выполнять задание на основе заданного алгоритма (простого);
  • отличать известное от неизвестного в учебном материале;
  • формулировать «умный» вопрос к действию другого ученика;
  • использовать знаково-символические средства представления информации (чертежи, формулы, схемы) при решении задачи;
  • выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;
  • вступать в коммуникацию, распределяя роли в малой группе

предметные:

уметь:

  • выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнение предметов (в частности, различать площадь и форму фигуры, сравнивать площади плоских фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);
  • описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формул;
  • отмеривать величину с помощью данных мерки и числа, измерять величину заданной меркой и описывать эти действия с помощью схемы и формул;
  • строить числовую прямую по данным направлению, началу и шагу;
  • с помощью числовой прямой сравнивать числа, находить их сумму и разность;
  • выполнять сложение и вычитание в пределах 20 10 (на уровне навыка);
  • решать задачи на сложение и вычитание в одно действие;
  • различать геометрические фигуры: прямую, луч, отрезок, ломаную

знать/понимать:

  • таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

Система оценивания по математике представлена следующими видами работ:

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».

       Результаты стартовой работы фиксируются учителем в электронном журнале и в электронном дневнике учащегося с использованием программного комплекса (ПК) «КОД».

Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в электронном журнале и дневнике с пометкой «без уровня» отдельно по каждой конкретной операции.

Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация. Результаты самостоятельной работы также фиксируются в ПК «КОД».

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал, а для учащихся и их родителей представляются в электронном дневнике.

Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится после решения ряда учебных задач и включает несколько трехуровневых задач, каждая из которых состоит из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в ПК «КОД».

Трехуровневые  задачи на ведущие предметные способы/средства действия выявляют  освоение учащимися базовых  способов/средств действия отдельно на каждом  из трех уровней.

В итоговую проверочную работу включаются специально разработанные предметные задачи, с помощью которых можно оценить не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.

Умение учиться является одним из центральных новообразований (ядром) учебной грамотности, но учебная грамотность не сводится только к умению учиться.

Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).

Учебная грамотность проверяется исключительно на предметном (в данном случае – математическом) материале.

Информационная и коммуникативная грамотность в начальной школе может быть проверена и оценена с помощью проектных задач.

Учебная грамотность как основа ключевой компетентности:

  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
  • производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
  • различать оценку личности и оценку действия;
  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
  • выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
  •  задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
  • отличать известное от неизвестного в специально созданной  учителем ситуации;
  • указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  • совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.

Информационная грамотность как основа ключевой компетентности

  • поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
  • проводить самостоятельные наблюдения;
  • формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  • находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
  • использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • использовать программный комплекс «КОД» для получения необходимой информации и установления коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.

Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности

  • использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
  • инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
  • договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
  • строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников  учебного диалога.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Перечень разделов, тем

Количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

2.1.

Признаки предметов. Пространственные представления.

17

1

16

2.2.

Величины. Сравнение величин.

24

1

23

2.3.

Числа. Сравнение чисел.

27

1

26

2.4.

Разностное сравнение величин. Сложение и вычитание чисел.

24

1

23

2.5.

Анализ и решение текстовых задач на отношения «Частей и целого».  

28

1

27

2.6.

Модуль: «Круглый год»

8

4

4

Модуль: «Поиски клада»

9

128

119

III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(128 часов)

1 класс

Тема 1. Признаки предметов. Пространственные представления.(17 часов).

Цель: Сформировать (построить) поисковое  действие  детей.

    Задача поиска предметов. Признаки предметов: цвет, форма, размер. Описание предметов по признакам. Равенство и неравенство предметов по признакам. Взаимное расположение предметов в пространстве; сверху, снизу, слева, справа, между. Прямые и кривые линии. Точки. Отрезки. Ломаные линии. Замкнутые и незамкнутые линии. Границы фигур.

Тема 2.  Величины.  Сравнение величин. (24часа)

Цель: сконструировать способ измерения и построения величин, требующий укладывания мерки в величину, ввести понятие числа как способа описания результата измерения.

Изменение величины. Уравнивание величин. Непосредственное и опосредствованное сравнение величин. Задача воспроизведения величины (построение величины, равной заданной). Измерение и построение величины с помощью мерки и числа (операторный аспект числа). Знаковое и графическое моделирование действия измерения величин. Представление чисел метками. Измерение величин с помощью слов считалки (порядковый аспект числа). Свойства натурального ряда чисел. Числительные. Цифры.

Тема 3. Числа. Сравнение чисел.(27 часов)

Цель:  Рассматриваются ситуации, в которых освоенные способы непосредственного сравнения величин  не подходят, например, если предметы разделены в пространстве или во времени, либо  различны по форме.

     Для ее решения  приходится  прибегнуть  к некоторой другой величине мерке (условной единице), которая повторяется в данной  величине некоторое  число  раз.

 Таким образом, в первую очередь на уроках математики выявляется  операторный  смысл числа:  число выступает как инструмент, позволяющий получить из одной величины  другие.

       Далее рассматриваются различные способы фиксации шагов в процессе построения (отмеривания) величины и соответствующие им формы представления чисел: с помощью меток (наиболее ранняя в истории форма  числа), с помощью упорядоченного ряда слов-числительных и замещающих их значков-цифр (счет).

      В заключение темы выявится  новый смысл числа – количественный, когда число выражает  результат  измерения  величины

В теме рассматривается специальная геометрическая конструкция, называемая числовой прямой. Ее  построение позволяет наглядно представить процесс измерения-отмеривания величин как последовательное откладывание мерки. Выявляются условия, необходимые для построения числовой прямой: выбор начала, направления и шага.

Вначале числа представляются точками  прямой, что выражает порядковый аспект числа. И лишь затем рассматривается представление чисел в виде отрезков прямой, которое выражает количественный смысл числа.

Числовая прямая  становится «инструментом» прежде всего  сравнения чисел. Чем дальше число расположено в числовом ряду (числовой прямой), тем большая величина отмеривается с помощью этого числа. Таким образом, на числа переносится отношение «больше-меньше». Это позволяет сравнивать величины по их числовым значениям при условии, что сравниваемые величины измерены  одной и той же меркой.

Построение числовой прямой (выбор начала, направления и шага). Представление чисел в виде точек и отрезков на числовой прямой. Предыдущее и последующее числа.

Моделирование отношения неравенства величин («больше – меньше») на числовой прямой. Сравнение чисел. Число как результат измерения величины – числовое значение величины (количественный аспект числа). Зависимость числового значения величины от выборки мерки. Именованные числа. Стандартные единицы измерения и счета.

Домашняя самостоятельная работа №№1-2:

Классификация всех цифр на основании сравнения их по составу элементов и форме на три группы: 1) цифры 1,4,7; 2) цифры 3,5,2; 3) цифры 6,9,8,0 и их последующее написание. Сравнение «по красоте» способов написания цифр.

Тема 4 . Разностное сравнение величин. Сложение и вычитание чисел.(24 часа)

Цель: уточнить отношение неравенства величин через их разность – величину, характеризующую степень различия между сравниваемыми величинами.

        В связи с необходимостью измерять величины единой меркой вводятся стандартные единицы измерения (единицы длины и счета количеств)

Уточняется отношение неравенства величин. Выявляется  их  разность – величина, характеризующая степень различия между величинами. Это отношение моделируется на числовой прямой, что позволяет ввести действия сложения и вычитания для чисел как присчет и отсчет шагов на числовой прямой. Рассматриваются выражения, описывающие эти действия. Вводится число 0. Дети тренируются «двигаться» по числовой прямой. Предметные способы уравнивания величин. Разность как характеристика различия уравниваемых величин. Уточнение неравенства величин: разностное отношение («больше – меньше на…»). Графическое моделирование разностного отношения величин.

Моделирование разностного отношения величин на числовой прямой. Нахождение значения разности между величинами по их значениям с помощью числовой прямой. Разностное отношение между числами. Сложение и вычитание чисел. Знаки «плюс» и «минус». Присчет и отсчет. Случаи сложения и вычитания а + 1,2,3 (в пределах 20). Число 0. Обозначение чисел буквами. Выражения.

Простейшие текстовые задачи на разностное отношение величин (нахождение большей или меньшей величины).

Домашняя самостоятельная работа № 3:

Отработка умений по следующим содержательным предметным линиям: «Числа и вычисления», «Измерение величин», «Зависимости», «Фигуры».

Тема 5.  Анализ и решение текстовых задач на отношения «Частей и целого». (28 часов)

Цель: освоить свойства отношения целого и частей для составления и решения текстовых задач на поиск любого компонента сложения и вычитания.

Предметные действия составления величины из частей и разбиения величины на части. Отношение «частей и целого». Графическое моделирование отношения «частей и целого». Действия сложения и вычитания величин как действия соответственно нахождения целого по заданным частям и нахождения части по заданным целому и другой части.

Моделирование отношения «частей и целого» на числовой прямой. Состав чисел 4,5,6,7,8,9,10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Простейшие текстовые задачи на отношение «частей и целого». Числа от 11 до 20. содержательно подвести итоги учебного года, продемонстрировать всем участникам образовательного процесса учебные и внеучебные достижения школьников.

Определение количественного и качественного прироста в знаниях и в развитии способностей учащихся по отношению к началу учебного года. Экспертная оценка учебного сотрудничества, умения действовать в нестандартных ситуациях при разновозрастном сотрудничестве в ходе решения проектной задачи. Восстановление и понимание собственного пути движения в учебном материале года (описание маршрута движения по «карте знаний»), определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса. Предъявление личных достижений и достижений класса как общности.

Домашняя самостоятельная работа № 4:

Отработка умений по следующим содержательным предметным линиям: «Числа и вычисления», «Измерение величин», «Зависимости», «Фигуры».

IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебная задача: 

Раздел (общая тема) - количество часов.

Система уроков (тема, количество часов, дата)

Количество часов

Дата

СУМ (содержа-ние уч. материа-ла  по УМК)

Обору-дование 

Требования к уровню подготовки учащихся

Практи-кумы,  учебные проекты, модули.

Оценка результатов: контрольные виды деятельности

Предметно-содержательные линии

Критерии усвоения знаний

(знать- понимать - уметь)

1

2

3

4

5

6

7

  1. Признаки предметов. Пространственные представления. (17 )

        

Проектная задача «Математикус»  Фаза запуска.

4

15.09

16.09

20.09

21.09

Признаки предмета цвет, форма, размер.

Точка

Линия

Отрезок

ЦОР

ЛЕГО

 

Столики и тарелки. Задание 1

Задание по размещению кругов на плоскости

Тренажер «Различение признаков

Задания «Цвет, форма, размер» п.к.

Положение в пространстве.

Цветные кружочки. Задание 1

Задание на размещение точек на листе бумаги

  Оцени расстояние на глаз

Величины

и числа

Число как результат измерения величины.

выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним  сравнения предметов (различать площадь и форму фигуры, сравнивать  площади плоских  фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);

устанавливать отношение между числом, величиной и единицей (отмеривать величину с помощью данных мерки и числа, измерять величину заданной мерки и описывать эти действия с помощью схем и формул);

производить прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта);

описывать  разностное отношение и отношение «частей и целого»  с помощью  чертежа и формулы.

Числа и вычисления

сравнивать числа, находить их сумму и разность с помощью  числовой  прямой;

выполнять  сложение и вычитание чисел в пределах 10 на уровне  навыка.

Уметь:

- выделять разные параметры в одном предмете;

- различать площадь и форму фигуры;

- выделять и различать прямую, отрезок, ломанную линию.

- определять взаимное расположение предметов в пространстве (вверху, снизу, слева, справа, между

  Задание: "Положение в пространстве"  На усвоение отношений: сверху — снизу, справа — слева, спереди — сзади, между.

Задание "Червячки"

Тренировка умения выделения слов в потоке речи

Заготовка для задания лист-рамка

 на формирование понятий лево — право, верх — низ, цвет и форма предмета, развитие умения поставить вопрос, тренировку работы карандашом и линейкой.

Пятый лишний

 на выявление общего и различного в группе предметов, слов, явлений; работу над признаками предметов и слов; Отработка понятий линии: прямая, кривая.

Столики и тарелочки

№1
Тренировка в работе с шаблонами. Развитие глазомера.

 Тарелки
(серия заданий на основе цифровых ресурсов)

Цель:

Тренировка в работе с шаблонами. Развитие глазомера.

Цветные кружочки 
(серия заданий на основе цифровых ресурсов)

Цель:

Тренировка в работе с шаблонами. Развитие глазомера.

Упорядоченные ряды

Цель:

отработка умения описания упорядоченных рядов формулами

СПР

ТПР № 1

Стартовая проверочная работа

1

22.09

Выделение признаков в предмете: форма и цвет.

1

23.09

Признаки предмета: цвет, форма, размер. Различение предметов по данным параметрам. Описание предметов по признакам.

1

27.09

Рассмотрение нового способа различения предметов – по их положению относительно других предметов (отношения сверху – снизу, слева – справа, между, ).

1

28.09

Отрицательная форма описания предметов. Не красный. Не круг.

1

29.09

Размер. Больше? Меньше? Упорядочивание предметов по размеру.

1

30.09

ТПР №1. «Цвет. Форма. Размер». Проведение оценки по заданным критериям. Сопоставление своей оценки с оценкой учителя.

1

04.10

Разбор ТПР №1 и проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

1

05.10

Знакомство с новыми геометрическими фигурами (линия, прямая линия, точка, отрезок) и их взаимным расположением.

1

06.10

Уточнение представлений о размере: длина. Конструирование способа сравнения предметов по длине.

1

07.10

Замкнутые и незамкнутые линии.

1

11.10

Границы фигур.

Групповая проектная задача

«Конструирование детской игровой площадки»

1

1

12.10

13.10

  1. Величины. Сравнение величин. (24 ч.)

Площадь фигур. Конструирование способа сравнения фигур по площади (способ наложения).

1

14.10

Уточнение представлений о размере: длина, площадь, объём (ёмкость, площадь, масса).

ЦОР

ЛЕГО

 

 Масса и объем

Задание, направленное на различение разных параметров объектов

 

 Признаки геометрических фигур. Задание 1

Занятие :Обозначение величин буквами.

Средства (языки) моделирования

Линейный чертеж,

линейная стрелочная схема, формула,

числовая прямая, рисунок

Закономерности»

«Зависимости между величинами»

устанавливать отношения между однородными величинами (равенство, неравенство «целого и частей»);

решать текстовые задачи на сложение и вычитание в одно  действие (анализ текста задачи с помощью  чертежа);

описывать зависимость между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами).

Уметь:

-записывать результаты сравнения величин буквенными формулами;

-подбирать величины к заданной формуле;

-правильно выполнять построение (отмеривание) величины по схеме;

-описывать результат измерения с помощью общепринятых арабских цифр;

-правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой;

-упорядочивать величины;

- отмерять величину с помощью данной мерки.

- уточнение неравенства: отношения

«больше – меньше»;

- величина, упорядочивание величин;

- возрастающие и убывающие ряды величин;

- преобразование предметов: увеличение, уменьшение, сохранение величин.

Объем. Площадь. Длина. Графическое моделирование

 на выделение новой для детей характеристики — свойства объекта — объема.

Начинается работа по сравнению площадей и объёмов плоских и объёмных фигур, введение буквенных обозначений величин и знаков «больше», «меньше», «равно» для сравнения измеряемых свойств объектов. Предлагается выполнить серию цифровых заданий «Тарелки» для сравнения площадей фигур и укладывания «маленьких» площадей на большой площади.
Ученики продолжают строить ряды предметов по выделенному свойству (признаку) от меньшей выраженности признака у объекта к большей выраженности, и наоборот.

Проектная задача: Рост

Ученики продолжают строить ряды предметов по выделенному свойству (признаку) от меньшей выраженности признака у объекта к большей выраженности, и наоборот

Продолжается работа со схемами отношений величин (действия измерения и отмеривания). (Цифровые задания серии «Упорядоченные ряды»).

ДР № 1

ДР № 2

ТПР № 2

ТПР № 3

ДР №1 «Сравнение площадей»

1

18.10

Различение плоских фигур и тел.

1

19.10

Объём тел. Конструирование способа сравнения предметов по объёму. Предметное моделирование отношения величин..

1

20.10

ДР №2 «Сравнение объёмов»

1

21.10

Способ сравнения предметов по массе. Весы.

1

25.10

Графическое моделирование отношений равенства и неравенства.

2

26.10

27.10

Количество. Сравнение предметов по комплектности.

1

27.10

Отработка способов сравнения предметов по разным признакам.

1

28.10

Проектная задача: Рост

2

01.11

02.11

ТПР №2. Сравнение предметов по разным признакам.

1

11.11

Разбор ТПР №2 и проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

1

12.11

Изменение величин. Конструирование способов уравнивания величин. Фиксация изменения величин с помощью отрезков (уменьшение, увеличение).

1

15.11

Буквенное обозначение величин. Применение одинаковых букв при обозначении одного и того же признака в одном и том же предмете.

1

17.11

Конструирование способа сравнения фигур путём разрезания.

1

18.11

Введение знаков: равенства (=) и неравенства (≠). Запись результата сравнения величин с помощью формул.

1

19.11

Уточнение неравенств. Введение знаков «больше», «меньше». Буквенные записи равенств, неравенств.

1

22.11

Соотнесение пары предметов с соответствующей формулой.

1

24.11

Свойство симметричности. Транзитивность отношений: равенства, «больше-меньше». Моделирование отношений между величинами с помощью отрезков.

1

25.11

Построение упорядоченных рядов (величины – отрезки, отрезки – величины).

1

26.11

ТПР №3: «Обозначение величин буквами. Действия с величинами». Оценка своих действий по образцу.

1

29.11

Разбор ТПР №3 и проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

1

01.12

3. Числа. Сравнение чисел. (27 ч.)

Ситуация непосредственного сравнения величин: выбор, уменьшение, увеличение, составление из частей.

1

02.12

Непосредственное и опосредованное сравнение величин.

Задача воспроизведения величин, измерение и построение величины с помощью мерки и числа. Операторный аспект числа.

Лифт перемещается по этажам путем нажатия кнопок. Для этого нужно выполнить действия присчёта и отсчёта

П.к.

Тренажеры «Лифт» и «Лягушка».

ЦОР

Модельное описание практических ситуаций

Задачи на отношение частей и целого, решаемые в одно действие. Задачи на разностное сравнение.

Уметь:

- строить числовую прямую по заданным направлению, началу и шагу;

- сравнивать числа;

- записывать именованные числа.

- уточнение неравенства: отношения

«больше – меньше»;

- величина, упорядочивание величин;

- возрастающие и убывающие ряды величин;

- преобразование предметов: увеличение, уменьшение, сохранение величин

 Июнь - часть или целое?

Задание на определение того, частью или целым является месяц года

 Октябрь - часть или целое?

Задание на определение того, частью или целым является месяц года

Целое и части. Задание 1

Распределение фигур по группам на основании разных признаков (цвета, форма)

Волшебный квадрат

Задание по конструированию различных геометрических фигур

ДР № 3

ТПР № 4

ТПР № 5

ДР № 4

ТПР № 6

Ситуация опосредствованного сравнения величин. Построение величины – посредника. Сравнение величин с помощью циркуля, кальки.

1

03.12

ДР №3 «Измерение и построение величин с помощью посредника». Конструирование нового вида посредника – мерки, умещающейся в величине несколько раз.

1

06.12

Меточная форма числа. Построение величины по данным мерке и меткам. Моделирование действий построения и измерения с помощью стрелочных схем.

1

08.12

Слова считалки как ещё одна форма числа (порядковый аспект числа).

1

09.12

Какой должна быть считалка. Свойства натурального ряда. Числительные. Цифры.

1

10.12

Построение величины с помощью составной мерки.

1

13.12

Число 1, как произвольная часть величины, которая равна мерке.

2

15.12

16.12

Количественный аспект числа. Число как результат измерения величины.

1

16.12

ТПР №4: «Меточная форма числа». Оценка своих действий по образцу.

1

17.12

Разбор ТПР №4 и проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

1

20.12

Задача «изобретения» измерительного прибора и построения его шкалы. Введение понятия «числовая прямая»

1

22.12

Построение числовой прямой (выбор начала, направления и шага). Изображение чисел в виде отрезков и точек на числовой прямой.

1

23.12

Представление величин на числовой прямой. Предыдущее и последующее числа.

1

24.12

ТПР № 5. «Числовая прямая»

Проведение оценки своих действий по заданным критериям.

1

28.12

Разбор ТПР №5 и проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

1

29.12

Конструирование способа сравнения чисел с помощью числовой прямой.

1

12.01

ДР №4 «Сравнение величин с помощью числовой прямой».

1

13.01

Зависимость между числами и величинами при измерении их одной и той же меркой.

1

14.01

Зависимость результата измерения от выбора мерки.

1

17.01

Конструирование линейки. Построение и измерение величин с помощью линейки.

1

19.01

Введение стандартных единиц измерения длины. Построение и измерение величин с помощью сантиметровой линейки.

1

20.01

Отработка группового взаимодействия на примере темы: «Построение величин, заданных с помощью стандартных единиц измерения длины».

1

21.01

Единицы счёта.

1

24.01

ТПР №6. «Сравнение чисел и величин».

1

26.01

Разбор ТПР №6. Соотнесение оценки учащегося и учителя. Проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

1

27.01

4.Разностное сравнение величин. Сложение и вычитание чисел. (24 ч.)

.

Предметные способы уравнивания величин. Разность как характеристика различия уравниваемых величин. Конструирование способа нахождения разности величин (чисел) с помощью числовой прямой.

1

28.01

Способы уравнивания величин.

Простейшие текстовые задачи на разностное отношение величин.

ЦОР

ЛЕГО

Бусы

Арифметика1

ЦОР «Учим.считать»

Раздел17

Игра «Направления движения».

Семафорная азбука.

.Пространственные формы и отношения

Точка, отрезок, прямая и кривая линии, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии

Элементы геометрии

распознавать геометрические фигуры (прямая, отрезок, замкнутые и незамкнутные фигуры);

устанавливать взаимное расположение предметов в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, между)

Уметь:

- уточнять  неравенства величин: разностное отношение (больше – меньше);

- моделировать разностные отношения на числовой прямой;

- складывать и вычитать числа.

- сложение и вычитание. Знаки + и – Присчёт, отсчёт.

- случаи сложения и вычитания  + 1, 2, 3  в пределах 20;

- Число 0. Обозначение числа буквами. Выражения

Представление об отношении целого и частей. Умение собирать целое из частей и разбивать целое на части по заданному правилу.

Понимание относительности понятий целого и частей (быть целым и частью не есть свойство самой величины, а ее отношение с другими величинами).

Знание состава числа для первых десяти чисел. Умение разбить число от 2 до 10 на части, а также из заданных частей составить число.

Понимание, что при перестановке или перегруппировке частей значение целого не меняется.

Знание названий основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Различение формы и площади фигуры (понимание, что при перекраивании плоской фигуры меняется ее форма, а площадь не меняется, если, конечно, не меняются части ее составляющие).

Представление о годичном цикле и календаре.

Знание названий месяцев года и порядка их следования. Знание количества дней в каждом месяце года (умение определить это количество).

Знание количества дней в неделе (и их названий по порядку), количества часов в сутка

ДР № 5

ТПР № 7

ДР № 6

ТПР № 8

ДР №5 «Уточнение неравенства величин: разностное отношение («больше,меньше,на»)».

1

31.01

Единицы массы.

1

02.02

 «Геометрический материал».

Оценка своих действий по заданным критериям.

1

14.02

Нахождение значения величины по значению другой величины и разности.

1

16.02

Сложение и вычитание величин как увеличение или уменьшение одной величины на некоторую другую.

2

17.02

18.02

Конструирование способов сложения и вычитания чисел с помощью числовой прямой.

1

18.02

Отработка действий сложения и вычитания с помощью числовой прямой.

1

19.02

ТПР №7. «Разность чисел. Сложение и вычитание чисел».

1

21.02

Разбор ТПР №7. Соотнесение оценки учащегося и учителя. Проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

2

24.02

24.02

Рассмотрение конкретных случаев сложения и вычитания: а±1; а±2; а±3. Работа со сказочными числами.

1

25.02

Анализ и решение простейших задач на разностное отношение величин (нахождение большей или меньшей величины).

1

26.02

ДР №6 «Анализ и решение простейших задач»

1

28.02

Переход от знаковой модели к словесной формулировке на примере составления текстовой задачи.

1

02.03

Обозначение чисел буквами. Буквенные выражения.

1

03.03

Сравнение выражений с помощью числовой прямой.

1

04.03

Отработка действий взаимоконтроля и взаимооценки на примере сложения и вычитания чисел.

1

09.03

Начало отсчёта. Число 0. Нулевая величина.

1

10.03

Особые случаи сложения и вычитания чисел с нулём.

1

11.03

ТПР №8. «Обозначение числа буквой или выражением».

1

14.03

Разбор ТПР №8. Соотнесение оценки учащегося и учителя. Проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков.

2

16.03

17.03

5.Анализ и решение текстовых задач на отношения «Частей и целого».  (28 ч.)

Планируемые предметные результаты по итогам изучения темы:

Предметные действия составления величины из частей и разбиения величины на части. Графическое моделирование отношения «частей и целого».

2

18.03

21.03

Предметные действия. Составление величины из «частей и целого». Задача

Единицы объёма. Число

Числовая прямая

ЦОР

ЛЕГО

Бусы

Арифметика1.

  Пятки

Аудиозапись текста сопровождаемая иллюстративным рядом.

Семафорная азбука

Интерактивная игра, обучающая семафорной азбуке

ЦОР: «Учим. считать»

Раздел

4-12

СД. Хитрые задачки.

Вычислительные навыки

Сложение и вычитание в пределах десяти.

 «Числа и вычисления», «Измерение величин», «Зависимости», «Фигуры».

 «Числа и вычисления», «Измерение величин», «Зависимости», «Фигуры».

-выделять  целое и части;

- моделировать;

- показывать обнаруженные отношения между величинами с помощью графического моделирования.

- знать состава чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

- устно описывать состав этих чисел;

- вырабатывать навык сложения и вычитания простых чисел.

развитие наблюдательности, умение ориентироваться, прочитывать и понимать различные описания; развитие умения работать со знаковой символикой (обозначение чисел математическими выражениями, семафорная азбука и др.); развитие умения работать с числовой прямой.

Использование освоенных в математике способов действий (поиска значений целого и части) в квазиреальной (модельной) ситуации.

Разновозрастное сотрудничество учащихся. Создать условия для видения учащимися дальнейшие перспективы, необходимости в поиске других способов действий.

ДР № 7

ТПР № 9

ТПР № 10

ИПР

Математический праздник

1

23.03

ДР № 7 «Действие сложения величин как действие нахождения целого по заданным частям.»

1

01.04

Переход от одного вида модели к другой (формула- чертёж – схема). Порядок сложения чисел.

1

04.04

Варианты значений частей целого.

Разбиение целого на части.

1

06.04

Действие вычитания как действие нахождения части по заданному целому и другой части.

2

07.04

08.04

Отработка по нахождению целого и частей.

1

08.04

ТПР №9. «Целое и части».

Оценка своих действий по образцу.

1

11.04

Разбор ТПР №9. Проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков

1

13.04

Проектная задача "Лекарство для Карлсона

1

15.04

Анализ текстов задач с помощью чертежа.

1

04.05

Отличие текста от задачи. Анализ задач с помощью чертежа.

1

05.05

Переход от знаковой модели к словесной формулировке на примере составления текстовой задачи.

1

06.05

Единица объёма – литр.

1

11.05

Составление и решение задач. Задачи с недостающими и избыточными данными.

1

12.05

Итоговая проверочная работа за 1 класс

1

13.05

Разбор ИПР. Коррекция.

1

16.05

Образование чисел 11-20. Нахождение на числовой прямой.

1

18.05

Случаи вида 16 ± 1.

1

19.05

Отработка действий сложения и вычитания с числами второго десятка.

1

20.05

ТПР №10. «Анализ и решение текстовых задач».

1

23.05

Разбор ТПР №10. Соотнесение оценки учащегося и учителя. Проведение дифференцированной коррекции выявленных недостатков

1

25.05

Решение задач на нахождение разности.

2

26.05

26.05

Упражнение в счёте в пределах 20.

1

30.05

Итоговый урок.

1

31.05

Итого: 128 час. -8 час.(модуль «Круглый год»)= 120 часов

 КОД: СПР – 1,  ДР – 7,  ТПР – 10

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1.  Учебная литература

1. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика, 1 кл. – 4 кл. Учебники. М., Вита-Пресс, 2009. Рекомендовано Министерством образования РФ.

2.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика, 1 кл. – 4 кл . Рабочие тетради. М., Вита-Пресс, 2009.

3.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика. Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2009.

Для организации образовательного процесса по математике используется программный комплекс «КОД» (Контрольно-оценочная деятельность), расположенный на сайте www.georo.ru 

5.2. Дополнительная и методическая литература

 Математика 1-4 классы // Тесты.- М., Фирма «1С»

5.3. Электронные образовательные ресурсы

 Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru

Для организации образовательного процесса по математике используется программный комплекс «КОД» (Контрольно-оценочная деятельность), расположенный на сайте www.georo.ru 


 

Комментарии

Титанический труд. Чувствуется, что проделана Вами огромная работа. Когда успеваете?
Федосова Валентина Фёдоровна

Людмила Васильевна. Спасибо вам за добрые слова. Знаю как загружен учитель. Надеюсь, что мои работы будут хорошим подспорьем учителям РО.Где нахожу время? Сижу целыми сутками за компьютером. А я жила в Кулебаках, мы где-то с Вами земляки! В.Ф.

Валентина Фёдоровна, огромное спасибо за программы. Просто осчастливили. Только вот в разделе "ФГОС Рабочая программа по Русскому языку.2 класс. Система РО Давыдова - Эльконина" файла не обнаружила. Если можно, добавьте, пожалуйста. Заранее благодарна.