Современная нормативная база выбора учебников, регулирующая отношения в сфере учебного книгообеспечения в РФ

Из Закона РФ «Об образовании» № 122-ФЗ от 22.08.2004

Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

п. 18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования

п. 6.1)обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

п. 23определение списка учебниковв соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

Статья 55. Права работников образовательных учреждений

п. 4При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебниковв соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

Из разъяснений начальника отдела Департамента государственнойполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образованияМинобрнауки РФ Светланы Тетериной(«Вестник образования» № 1, 2008, с. 20).

Федеральным законом № 122 разграничена ответственность различных уровней    законодательной и исполнительной власти в указанной сфере. …

Необходимо подчеркнуть, что выбор учебников из утвержденных федеральных перечней Законом отнесен к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Педагог имеет право свободно выбирать учебники и учебные пособия в соответствии с образовательной программой. утвержденной образовательным учреждением(cт, 32 п. 23, ст. 55 п. 4 Закона РФ «Об образовании»).

Из письма Минобрнауки РФ № МОН-П-546 от 15.03.2011

«Разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, определениесписка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников относится к компетенции образовательного учреждения(ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Из письма Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию № ШВЕ – 3.1 / 97 от 23.03.2011

«На основании положений Закона Российской Федерации «Об образовании» и ряда подзаконных актов:

1) разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, определение списка учебников в соответствие с утвержденными федеральными перечнями учебников, в том числе, принадлежащих к разным системам учебников и (или) составляющихотдельные завершенные предметные линии, относится к компетенции образовательного учреждения;

2) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обеспечивают возможность упорядоченного выбора завершенных предметных линий учебников на единой технологической и дидактической основе. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход(пункт 7 приложения к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241».

 

Из заключения Российской академии образования № 01-255/5/5 от 14.07.2006 г.

«Российская академия образования отмечает, что авторскому коллективу Ассоциации “Школа 2000…” удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направленияммодернизации российского образованияи эффективно реализует современные идеи восстановления единства образовательного пространства на этапе его переходак деятельностной парадигме образования, методологизации содержания образования, непрерывно и преемственно организованного от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы, а затем и в системе среднего и высшего профессионального образования».

«Предложена на основе системно-деятельностного подхода целостная дидактическая концепция школьных учебников нового поколения. Эта концепция реализована в учебниках непрерывного курса математики для дошкольной ступени, начальной и средней школы,подготовленных, изданных и внедренных в образовательную практику. Обеспечена возможность использования данного непрерывного курса математики, реализующего деятельностный метод обучения,с широким спектром учебников федеральных перечнейбез акцентировки на комплектностьна основе системыдидактических принципов и адекватнойей структуры урока,соотнесенной с различными типами урока и возрастными этапами».