Статья "Поэтапное введение ФГОС нового поколения" из опыта работы. Материал в помощь учителю прилагается.

Бухарова Ирина Витальевна

 

 

 

 

 

 

Поэтапное введение ФГОС нового поколения

 

Представление опыта работы в рамках реализации ФГОС нового поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Бухарова Ирина Витальевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ имени К.Н. Новикова

Г. Качканар

2011 г.

 

 

 

Вступление

 

        2010 год является знаковым для системы начального общего образования. С 1 января 2010 года введен в действие стандарт начального общего образования второго поколения. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ.

 

Введение ФГОС  является сложным и многоплановым  процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. 

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.

Принципиальное отличие нового Федерального государственного стандарта начального общего образования от прежних в том, что он устанавливает систему трех взаимосвязанных требований:

- к результатам освоения основных образовательных программ;

- к структуре основных образовательных программ;

- к условиям реализации основных образовательных программ.

Стандарт нового поколения впервые нацеливает на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов школьников. Ведущими являются требования, ориентированные не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся и овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Формирование совокупности универсальных учебных действий должно обеспечивать компетенции «научить учиться», способность учащихся к саморазвитию и приобретению социального опыта. Красной нитью в стандарте проходит идея воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся начальных классов, реализация основных направлений внеурочной деятельности.

 

                   Наша школа в этом учебном году является пилотной площадкой, обеспечивающая деятельность по разъяснению необходимости введения ФГОС, его  требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

 

         Как реализую я свою педагогическую деятельность по введению и апробации ФГОС – поэтапно.

Предлагаю вашему вниманию свое выступление по теме:

«ПОЭТАПНОЕ ВВЕДЕНИЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

 

1 этап.

Ознакомление и изучение документов обеспечивающих реализацию ФГОС нового поколения.

  • Примерная основная образовательная программа образ-го учреждения
  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
  • Примерные программы начального общего образования
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Планируемые результаты начального общего образования
  • Оценка достижений планируемых результатов
  • Итоговые комплексные работы

 

Все эти документы – основные

Но ещё выпущены рекомендательные материалы : методический конструктор внеурочной деятельности, примерные программы внеурочной деятельности и др.

 

2 этап.

Повышение квалификации

- Курсы повышения квалификации пед. работников по ФГОС (4 курсов и 2 мастер-класс)

- Обмен опытом  (г. Лесной)

- С целью оказания научно-методической помощи учителям начальных классов с марта  2010 года на сайте института повышения квалификации функционирует интерактивный  раздел «Федеральные государственные образовательные стандарты».

       А так же для более полного освещения тех или иных вопросов, я зарегистрирована  и на других сайтах, на которых нахожу ответы на интересующие  меня вопросы.

На таких сайтах как «Сеть творческих учителей», «Методисты», «Социальная сеть работников образования», «Российское образование» - компетентные педагоги в области ФГОС общаются со мной и дают ценные советы.

 

3 этап.

Целеполагание.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уро­вень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образо­вание закладывает основу формирования учебной деятельнос­ти ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, уме­ние принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассника­ми, сформировать основы нравственного поведения, определя­ющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

         Таким образом,  в программном содержании обучения пред­ставлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Кроме этого, определение в программах содержания тexзнаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения.

 

Я вам предлагаю рассмотреть основные задачи реализации содержания по всем предметным областям

 

ЗАДАЧИ

 

П/П

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке   как   основе   национального   самосознания.   Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных   умений,   нравственных   и   эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

2.

Математика и информатика

Развитие математической  речи,  логического  и алгоритмического    мышления,    воображения,    обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

 

3.

Обществознание

и

естествознание

(Окружающий

мир)

 

Формирование      уважительного      отношения      к      семье,

населенному   пункту,   региону,   России,   истории,  культуре,

природе нашей страны, ее современной жизни.  Осознание

ценности, целостности и многообразия окружающего мира,

своего   места   в   нем.   Формирование   модели   безопасного

поведения в условиях повседневной жизни и в различных

опасных     и     чрезвычайных      ситуациях.      Формирование

психологической культуры и компетенции для обеспечения

эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4.

Основы

духовно-

нравственной

культуры

народов России

Воспитание       способности       к       духовному      развитию,

нравственному      самосовершенствованию.      Формирование

первоначальных    представлений    о    светской    этике,    об

отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,

истории и современности России

 

 

5.

Искусство

Развитие       способностей       к       художественно-образному,

эмоционально-ценностному       восприятию       произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

6.

Технология

Формирование   опыта   как   основы   обучения   и   познания,

осуществление    поисково-аналитической    деятельности    для

практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование      первоначального       опыта      практической преобразовательной деятельности

7.

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,

нравственному     и     социальному     развитию,     успешному

обучению,   формирование   первоначальных   умений   само-

регуляции средствами физической культуры. Формирование установки  на сохранение  и  укрепление  здоровья,  навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

 

 

4 этап

Всеобуч родителей

          Новый стандарт закрепляет идею общественного договора между государством, обществом и семьёй. Родители обучающихся получили возможность непосредственно влиять на образовательный процесс.

Но моя основная задача была не испугать, а наоборот привлечь родителей к образовательному процессу в рамках реализации новых стандартов.

 - На самом первом ОБЩЕШКОЛЬНОМ собрании родители были оповещены об организации на базе нашей школы пилотной площадки (администрация)

- В сентябре месяце состоялось  классное собрание «Внедрение и апробация ФГОС», на котором родители заключили договор с образовательным учреждением

- Анкетирование родителей позволило  объективно спланировать  внеурочную деятельность

- Презентация модулей внеурочной деятельности по выбору родителей

(Представлены были программы педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность в рамках стандарта нового поколения)

 

После такого полноценного ознакомления  можно было смело планировать формы работы с коллективом родителей.

  • Систематические родительские собрания
  • Открытые уроки и мероприятия для родителей
  • Консультации
  • Круглый стол
  • Анкетирование
  • Организация работы по осуществлению здоровьесберегающих технологий
  • Привлечение родительского коллектива во внеурочную деятельность (праздники, соревнования, веселые старты, походы, и др.)
  • Памятки для родителей, осуществляющих помощь в вопросах воспитания и  обучения  детей.
  • Мониторинги

 

КАК ВКЛЮЧИЛИСЬ РОДИТЕЛИ ?  Обратная связь.

 

  • Выступление родителей на собраниях (использование презентаций)
  • Создают медиапродукцию (фильмы)
  • Активное участие и помощь  в исследовательской деятельности  учеников
  • Организация предложенных форм деятельности по реализации здорьвьесберег. технологий (работа в группах)
  • Портфолио
  • Работа по программе «Профессии моих родителей» ( мы побывали в МЧС, познакомились с профессиями: стоматолог, учитель, воспитатель

 

 

5 этап

Программа развития ученика.

Работа происходит непосредственно со школьным психологом.

 

Разработаны различные карты развития и индивидуальные программы

 

6 этап

Рабочие программы:

Мною разработаны рабочие программы:

*Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс

* Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы

*Рабочая программа по математике 1-4 классы

*Рабочая программа по окружающему миру 1 – 4 классы

*Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?

 *Программа интегрированного курса междисциплинарных программ

* Программа воспитательной работы

 

 

При разработки рабочих программ я основывалась на структуру, опубликованную в материалах ФГОС

image

image

image

image

7 этап

Новые виды деятельности

Важным условием развития детской любознательности, по­требности самостоятельного познания окружающего мира, по­знавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стиму­лирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, об­суждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены усло­вия для развития рефлексии - способности осознавать и оце­нивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важней­шее качество, определяющее социальную роль ребенка как уче­ника, школьника, направленность на саморазвитие.

 

Одна из важнейших форм работы на уроках – интеграция (метапредметные связи)

Как на практике я использую этот метод?

  • Составляя программу интегрированного курса, я основывалась на планируемые результаты начального образования (интегрированного курса) + примерные программы начального образования + оценки достижений планируемых результатов в рамках ФГОС
  • Далее мне важно было обозначить общую тему на каждую неделю
  • Согласовав со всеми педагогами, работающими в моем классе, разделы реализуемых программ составила планируемые результаты
  • Осуществление (апробация) интегрированного курса

 

Единый светло-зеленый цвет обозначает метапредметные связи обозначенных модулей (предметов)

Так в один день на этих уроках рассматриваются идентичные вопросы:

* Развитие речи

*Умение ДЕЛИТЬ на ЧАСТИ  слова (на обучении грамоте), предметы (на математике), детали (на технологии).

*Коммуникативные качества личности – умение слушать собеседника, уважать его мнение

*Рефлексия своей деятельности

 

 

Общая тема: Части и целое. Разграничение новых понятий.

Планируемые результаты:   Осуществлять синтез как составление целого из частей;

                                                         Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

                                                          Задавать вопросы;

                                                          Учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу и способам решения новой частной задачи;

    пятница            четверг                    среда          вторник          понедельник

           08.10                   07.10                06.10                      05.10                 04.10

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ПИСЬМО

МАТЕМ-КА

ОКРУЖ. МИР

МУЗЫКА

ТЕХНОЛОГИЯ

ИЗО

ФИЗИЧ.

КУЛЬТУРА

Звуки, обознач. буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Закрепление изученных графических элементов букв

Сложение.

 

 

 

 

П/игры с бегом

Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

 

 

Строчные буквы и, г, п, т, р.

Вычитание

 

 

Лепка из геометрических фигур.

Герои сказок.

 

 

Урок-сказка .Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

Тренировка

в написании

строчных букв и, г, п, т, р.

Выражение. Значение выражения. Равенство.

 

 

 

 

П/игры на внимание

 

Тренир.в напис.

строчн. букв и, г, п, т, р

Письмо слов и слогов с этими буквами

 

Целое и части.

Что общего у разных растений?

 

 

Изображать можно в объеме.

 

Гласный звук «о»

 

 

 

Строчная гласн. буква «о»

 

Кто такие насекомые?

Танец. Песня.

 

 

 

                         4 часа                      5 часов              4 часа                2 часа               1 час               1 час                    1 час                    2 часа

 

 

 

 

8 этап

     Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

                                                                                                         

Инструменты оценивания качества образования – способы определения степени социализации и успешности учащихся и выпускников образовательных учреждений (организаций).

       В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяются: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка.

В качестве субъектов оценивания качества образования могут выступать потребители образовательных услуг, институты внешней оценки качества.

      Институты внешней оценки качества–  потребители образовательных услуг и организации, не являющиеся частью структуры системы образования, проводящие оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования по заказу участников образовательных отношений.

      Портфолио– комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

     Экспертная оценка –одна из форм оценочных процедур, направленная на определение качества экспертируемого объекта (процесса), предполагающая выдачу рекомендаций по его совершенствованию, используемая экспертами в тех случаях, когда образовательный результат или процесс не поддается измерению;

      Формативная  оценка – оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дадтнейшей коррекции своей педагогической  деятельности.

Самооценка– одна из форм оценочных процедур личности самой  себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

       При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны бытьвыделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговых работ,характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

 Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

ценностные ориентации обучающегося;

индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

 

 

 

 

 

Приоритет в рамках ФГОС уделяется использованию:

  • Использование новых форм и методов работы на уроках
  • ИКТ
  • Групповой работе
  • Проектной  деятельности
  • Здоровьесберегающей деятельности

ВСЕ это на моих уроках присутствует.

Надеюсь, что к концу обучения начальной школы модель выпускника будет соответствовать запросам общества.

 

 

 

 

 

 

image

 

Используемые источники:

1. nfedenko@mail.ru   8-(499)-245-78-15   www.standart.edu.ru  http://fgos.isiorao.ru

 

2. Карабанова О.А.  okarabanova@smtp.ru

 

3. Телефон: (495) 789-30-20 Е-mail: AKondakov@prosv.ru

 

4. Сайт тьюторской ассоциации  www.thetutor.ru

 

5. Телефон: (495) 452-89-97 E-mail: anosova@apkpro.ru НашадресвInternet: www. apkpro.ru

 

6. Институт стратегических исследований в образовании

www.isiorao.ruЛогвинова И.М. 8(499)245-35-10  logvinova_im@mail.ru

 

7. тел. (495) 629-17-66  E-mail:  shmelkova@mon.gov.ru

 

8. http://www.isiorao.ru   http://fgos.isiorao.ru  E-mail:  fgos@mail.ru   seminar@isiorao.ru

Тел.: 8 (499) 245-74-71  8 (499) 245-35-10

 

9.  http://www.gouo.ru   ps@mhs548.ru   sen548@gmail.com

 

10. www.vneuchebnaya.ucoz.ru

 

11. Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) 789 30 20 Факс: (495) 689 46 71

E-mail: AKondakov@prosv.ru

 

12. Издательство «Просвещение» Телефон: (495) 789-30-40 Факс (495) 789-30-41 Internet: www.prosv.ru

E-mail: prosv@prosv.ru

 

13.Kovaleva_Loginova.rar\Ковалева,Логинова - RAR архив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэтапное введение ФГОС нового поколения

Представление опыта работы в рамках реализации ФГОС нового поколения.

Автор: Бухарова Ирина Витальевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ имени К.Н. Новикова

Г. Качканар

2011 г.

Вступление

        2010 год является знаковым для системы начального общего образования. С 1 января 2010 года введен в действие стандарт начального общего образования второго поколения. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ.

Введение ФГОС  является сложным и многоплановым  процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.

Принципиальное отличие нового Федерального государственного стандарта начального общего образования от прежних в том, что он устанавливает систему трех взаимосвязанных требований:

- к результатам освоения основных образовательных программ;

- к структуре основных образовательных программ;

- к условиям реализации основных образовательных программ.

Стандарт нового поколения впервые нацеливает на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов школьников. Ведущими являются требования, ориентированные не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся и овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Формирование совокупности универсальных учебных действий должно обеспечивать компетенции «научить учиться», способность учащихся к саморазвитию и приобретению социального опыта. Красной нитью в стандарте проходит идея воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся начальных классов, реализация основных направлений внеурочной деятельности.

                   Наша школа в этом учебном году является пилотной площадкой, обеспечивающая деятельность по разъяснению необходимости введения ФГОС, его  требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

         Как реализую я свою педагогическую деятельность по введению и апробации ФГОС – поэтапно.

Предлагаю вашему вниманию свое выступление по теме:

«ПОЭТАПНОЕ ВВЕДЕНИЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

1 этап.

Ознакомление и изучение документов обеспечивающих реализацию ФГОС нового поколения.

  • Примерная основная образовательная программа образ-го учреждения
  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
  • Примерные программы начального общего образования
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Планируемые результаты начального общего образования
  • Оценка достижений планируемых результатов
  • Итоговые комплексные работы

Все эти документы – основные

Но ещё выпущены рекомендательные материалы : методический конструктор внеурочной деятельности, примерные программы внеурочной деятельности и др.

2 этап.

Повышение квалификации

- Курсы повышения квалификации пед. работников по ФГОС (4 курсов и 2 мастер-класс)

- Обмен опытом  (г. Лесной)

- С целью оказания научно-методической помощи учителям начальных классов с марта  2010 года на сайте института повышения квалификации функционирует интерактивный  раздел «Федеральные государственные образовательные стандарты».

       А так же для более полного освещения тех или иных вопросов, я зарегистрирована  и на других сайтах, на которых нахожу ответы на интересующие  меня вопросы.

На таких сайтах как «Сеть творческих учителей», «Методисты», «Социальная сеть работников образования», «Российское образование» - компетентные педагоги в области ФГОС общаются со мной и дают ценные советы.

3 этап.

Целеполагание.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

         Таким образом,  в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Кроме этого, определение в программах содержания тex знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения.

Я вам предлагаю рассмотреть основные задачи реализации содержания по всем предметным областям

ЗАДАЧИ

П/П

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке   как   основе   национального   самосознания.   Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных   умений,   нравственных   и   эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

2.

Математика и информатика

Развитие математической  речи,  логического  и алгоритмического    мышления,    воображения,    обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

3.

Обществознание

и

естествознание

(Окружающий

мир)

Формирование      уважительного      отношения      к      семье,

населенному   пункту,   региону,   России,   истории,  культуре,

природе нашей страны, ее современной жизни.  Осознание

ценности, целостности и многообразия окружающего мира,

своего   места   в   нем.   Формирование   модели   безопасного

поведения в условиях повседневной жизни и в различных

опасных     и     чрезвычайных      ситуациях.      Формирование

психологической культуры и компетенции для обеспечения

эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4.

Основы

духовно-

нравственной

культуры

народов России

Воспитание       способности       к       духовному      развитию,

нравственному      самосовершенствованию.      Формирование

первоначальных    представлений    о    светской    этике,    об

отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,

истории и современности России

5.

Искусство

Развитие       способностей       к       художественно-образному,

эмоционально-ценностному       восприятию       произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

6.

Технология

Формирование   опыта   как   основы   обучения   и   познания,

осуществление    поисково-аналитической    деятельности    для

практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование      первоначального       опыта      практической преобразовательной деятельности

7.

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,

нравственному     и     социальному     развитию,     успешному

обучению,   формирование   первоначальных   умений   само-

регуляции средствами физической культуры. Формирование установки  на сохранение  и  укрепление  здоровья,  навыков здорового и безопасного образа жизни.

4 этап

Всеобуч родителей

          Новый стандарт закрепляет идею общественного договора между государством, обществом и семьёй. Родители обучающихся получили возможность непосредственно влиять на образовательный процесс.

Но моя основная задача была не испугать, а наоборот привлечь родителей к образовательному процессу в рамках реализации новых стандартов.

 - На самом первом ОБЩЕШКОЛЬНОМ собрании родители были оповещены об организации на базе нашей школы пилотной площадки (администрация)

- В сентябре месяце состоялось  классное собрание «Внедрение и апробация ФГОС», на котором родители заключили договор с образовательным учреждением

- Анкетирование родителей позволило  объективно спланировать  внеурочную деятельность

- Презентация модулей внеурочной деятельности по выбору родителей

(Представлены были программы педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность в рамках стандарта нового поколения)

После такого полноценного ознакомления  можно было смело планировать формы работы с коллективом родителей.

  • Систематические родительские собрания
  • Открытые уроки и мероприятия для родителей
  • Консультации
  • Круглый стол
  • Анкетирование
  • Организация работы по осуществлению здоровьесберегающих технологий
  • Привлечение родительского коллектива во внеурочную деятельность (праздники, соревнования, веселые старты, походы, и др.)
  • Памятки для родителей, осуществляющих помощь в вопросах воспитания и  обучения  детей.
  • Мониторинги

КАК ВКЛЮЧИЛИСЬ РОДИТЕЛИ ?  Обратная связь.

  • Выступление родителей на собраниях (использование презентаций)
  • Создают медиапродукцию (фильмы)
  • Активное участие и помощь  в исследовательской деятельности  учеников
  • Организация предложенных форм деятельности по реализации здорьвьесберег. технологий (работа в группах)
  • Портфолио
  • Работа по программе «Профессии моих родителей» ( мы побывали в МЧС, познакомились с профессиями: стоматолог, учитель, воспитатель

5 этап

Программа развития ученика.

Работа происходит непосредственно со школьным психологом.

Разработаны различные карты развития и индивидуальные программы

6 этап

Рабочие программы:

Мною разработаны рабочие программы:

*Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс

* Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы

*Рабочая программа по математике 1-4 классы

*Рабочая программа по окружающему миру 1 – 4 классы

*Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?

 *Программа интегрированного курса междисциплинарных программ

* Программа воспитательной работы

При разработки рабочих программ я основывалась на структуру, опубликованную в материалах ФГОС

(ПРИЛОЖЕНИЕ)

7 этап

Новые виды деятельности

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Одна из важнейших форм работы на уроках – интеграция (метапредметные связи)

Как на практике я использую этот метод?

  • Составляя программу интегрированного курса, я основывалась на планируемые результаты начального образования (интегрированного курса) + примерные программы начального образования + оценки достижений планируемых результатов в рамках ФГОС
  • Далее мне важно было обозначить общую тему на каждую неделю
  • Согласовав со всеми педагогами, работающими в моем классе, разделы реализуемых программ составила планируемые результаты
  • Осуществление (апробация) интегрированного курса

Единый светло-зеленый цвет обозначает метапредметные связи обозначенных модулей (предметов)

Так в один день на этих уроках рассматриваются идентичные вопросы:

* Развитие речи

*Умение ДЕЛИТЬ на ЧАСТИ  слова (на обучении грамоте), предметы (на математике), детали (на технологии).

*Коммуникативные качества личности – умение слушать собеседника, уважать его мнение

*Рефлексия своей деятельности

Общая тема: Части и целое. Разграничение новых понятий.

Планируемые результаты:   Осуществлять синтез как составление целого из частей;

                                                         Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

                                                          Задавать вопросы;

                                                          Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

    пятница            четверг                    среда          вторник          понедельник

           08.10                   07.10                06.10                      05.10                 04.10

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ПИСЬМО

МАТЕМ-КА

ОКРУЖ. МИР

МУЗЫКА

ТЕХНОЛОГИЯ

ИЗО

ФИЗИЧ.

КУЛЬТУРА

Звуки, обознач. буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Закрепление изученных графических элементов букв

Сложение.

П/игры с бегом

Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

Строчные буквы и, г, п, т, р.

Вычитание

Лепка из геометрических фигур.

Герои сказок.

Урок-сказка .Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

Тренировка

в написании

строчных букв и, г, п, т, р.

Выражение. Значение выражения. Равенство.

П/игры на внимание

Тренир.в напис.

строчн. букв и, г, п, т, р

Письмо слов и слогов с этими буквами

Целое и части.

Что общего у разных растений?

Изображать можно в объеме.

Гласный звук «о»

Строчная гласн. буква «о»

Кто такие насекомые?

Танец. Песня.

                         4 часа                      5 часов              4 часа                2 часа               1 час               1 час                    1 час                    2 часа

8 этап

     Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

        

Инструменты оценивания качества образования – способы определения степени социализации и успешности учащихся и выпускников образовательных учреждений (организаций).

       В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяются: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка.

В качестве субъектов оценивания качества образования могут выступать потребители образовательных услуг, институты внешней оценки качества.

      Институты внешней оценки качества –  потребители образовательных услуг и организации, не являющиеся частью структуры системы образования, проводящие оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования по заказу участников образовательных отношений.

      Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

     Экспертная оценка – одна из форм оценочных процедур, направленная на определение качества экспертируемого объекта (процесса), предполагающая выдачу рекомендаций по его совершенствованию, используемая экспертами в тех случаях, когда образовательный результат или процесс не поддается измерению;

      Формативная  оценка – оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дадтнейшей коррекции своей педагогической  деятельности.

Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой  себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

       При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

 Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

ценностные ориентации обучающегося;

индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Приоритет в рамках ФГОС уделяется использованию:

  • Использование новых форм и методов работы на уроках
  • ИКТ
  • Групповой работе
  • Проектной  деятельности
  • Здоровьесберегающей деятельности

ВСЕ это на моих уроках присутствует.

Надеюсь, что к концу обучения начальной школы модель выпускника будет соответствовать запросам общества.

Используемые источники:

1. nfedenko@mail.ru   8-(499)-245-78-15   www.standart.edu.ru  http://fgos.isiorao.ru

2. Карабанова О.А.  okarabanova@smtp.ru

3. Телефон: (495) 789-30-20 Е-mail: AKondakov@prosv.ru

4. Сайт тьюторской ассоциации  www.thetutor.ru

5. Телефон: (495) 452-89-97 E-mail: anosova@apkpro.ru  Наш адрес в Internet: www. apkpro.ru 

6. Институт стратегических исследований в образовании

www.isiorao.ru Логвинова И.М. 8(499)245-35-10  logvinova_im@mail.ru

7. тел. (495) 629-17-66  E-mail:  shmelkova@mon.gov.ru

8. http://www.isiorao.ru   http://fgos.isiorao.ru  E-mail:  fgos@mail.ru   seminar@isiorao.ru

Тел.: 8 (499) 245-74-71  8 (499) 245-35-10

9.  http://www.gouo.ru   ps@mhs548.ru   sen548@gmail.com

10. www.vneuchebnaya.ucoz.ru

11. Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) 789 30 20 Факс: (495) 689 46 71

E-mail: AKondakov@prosv.ru

12. Издательство «Просвещение» Телефон: (495) 789-30-40 Факс (495) 789-30-41 Internet: www.prosv.ru

E-mail: prosv@prosv.ru

13. Kovaleva_Loginova.rar\Ковалева,Логинова - RAR архив.