Моя педагогическая философия

Сикорская Валентина Аристафовна

Моя педагогическая философия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Я – учитель начальных классов. Почему же я выбрала себе именно эту профессию? Все потому, что мне нравится быть с детьми. С ними никогда не соскучишься, с ними интересно. Каждый новый учебный день вызывает у меня радость, надежду и веру в успех своих учеников.

Наверное, непосвященным в это таинство учительства трудно понять, что при соприкосновении с детьми взглядами, душами получаешь ни с чем не сравнимое ощущение всесильности. Я чувствую себя способной к познанию собственного внутреннего мира, к очередному открытию в этой удивительной жизни, к сотворению чуда. Я– учитель! Я– волшебник, ведь для малыша-первоклассника простой математический закон – уже чудо! А для меня общение с маленькими мудрецами – чудо еще большее, нужно только научиться смотреть на мир их глазами, быть не только наставником, но главное – другом, которому доверяют тайны и открывают секреты.

Как словами выразить это состояние неописуемого восторга от дружной совместной работы с “коллегами”-малышами, от осознания результата своих усилий, когда из рассыпчатого песка получаешь за несколько лет упорного труда чудесную вазу с постоянно меняющимся узором, где каждый завиток – индивидуальность, неповторимая личность?!

И волнами накатывающий страх: “А так ли надо было поступить? Как достучаться до души и сердца каждого? Научила ли я своих учеников творить и получать от своего творчества удовольствие?” Но еще один внимательный взгляд в глаза ребенка – и чувствую: все правильно, все идет своим чередом.

Дети приходят в школу уже с жизненным багажом и с огромным желанием его пополнить, обогатить. Моя задача – поделиться с ними своими знаниями. Рассказываю о книге, которую вчера прочитала, о мыслях, которые возникли после просмотра телепередачи, о чувствах, взбудораженных приходом весны, делюсь воспоминаниями, связанными с тем или иным событием. И учу, учу ребят, незаметно для них самих, как когда-то учили и меня. Наверное, поэтому даже после выпуска мои малыши приходят ко мне за помощью и советом, а то и просто поделиться своими мыслями, чувствами. Я им нужна! Это здорово!

Убеждена, что нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Для меня это – прописная истина… Мне в свое время повезло с учителями: и в школьные, и в студенческие годы жизнь сводила меня с умнейшими, интереснейшими педагогами, которые смогли разглядеть во мне искру и заставить поверить в то, что любое знание мне по плечу. С тех пор состояние творческого “непокоя” стало мне родным. И это передается детям: их тоже увлекают занятия в кружках, секциях, они много мастерят своими руками, любят петь, танцевать, устраивать розыгрыши, праздники. У нас в классе принято собираться за круглым столом на “час общения”, для диспута, мы много спорим. Это позволяет детям раскрыться, поделиться радостью или сомнениями, чувствами, впечатлениями от прочитанной книги, обсудить интересные факты, проблемы человечества. Вижу перед собой главную задачу – разбудить в детях жажду открытий, стремление к новому, непознанному, желание во всем разобраться самому, все понять, найти свое место на земле. И как результат, мои дети умеют рассуждать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выделять главное, давать оценку событиям.

Мир постоянно меняется, ускоряется поток нашей и без того безумно быстрой жизни. Я же должна помочь ребятам ощутить свою значимость, сориентироваться, найти себе место в современных реалиях, должна вызвать желание приносить пользу, совершенствовать действительность. Вот что, наверное, подтолкнуло меня к планированию бесед, тематических занятий, экскурсий, походов – мы раздвигаем стены школы, изучаем накопленный предыдущими поколениями опыт, знакомимся с трудом людей, занятых на производстве, видим их красоту. Моя цель – привлечь внимание к цветку, дереву, к земле, на которой мы живем. Моя цель – научить с детства чувствовать этот мир!

Педагогическая деятельность – всегда поиск, ошибки, находки, заблуждения. Порой получаешь неожиданный результат. Дети, тонко чувствуя, иногда почти бессознательно, на уровне интуиции, выводят меня из темного леса заблуждений на ярко освещенную поляну истины. Мы думаем, что учим детей, а на самом деле это дети учат нас – простоте, отзывчивости, искренности, отчасти наивности, вере во всепоглощающую силу любви, в обязательную победу правды! Дети – великие мыслители, и нам, взрослым, нужно чаще прислушиваться к ним!

Один известный философ как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Лишь те знания, которые получены в результате долгих самостоятельных (или на первых порах – коллективных) поисков, которые вызвали яркое эмоциональное переживание, сохранятся в памяти ребенка надолго, найдут свое практическое применение.

Я хочу, чтобы мои ученики привыкли иметь собственные суждения о жизни, развивали в себе наблюдательность и, замечая красоту вокруг, могли поделиться своими ощущениями с близкими, друзьями, учителем; чтобы, научившись анализировать и выражать собственные чувства, они могли раскрывать себя людям и понимать других людей. А это возможно только благодаря развитию собственного творчества учащихся.

Мои ребятишки участвуют во всех внеклассных мероприятиях с неподдельным воодушевлением, отдаются этому целиком. А потом и на уроке не боятся подойти к решению очередной проблемы с творчеством, нестандартно, проявив юмор, и находят, порой, совершенно неожиданный ответ. Сколько радости доставляет моим ребятам и, естественно, мне совместная творческая деятельность!

В своей практике реализую следующие задачи:

  • целенаправленное систематическое развитие гибкости мышления детей,
  • стимулирование поисковой активности (при решении проблемных ситуаций),
  • обучение рассуждению, умению самим делать выводы, находить новые, оригинальные, красивые решения, чтобы получать удовольствие от обучения, от совместной работы.

Работу с детьми строю с максимальным использованием учебно-игровых ситуаций в 1-м классе и постепенным переходом в положительную мотивацию к 3-4-м классам. На уроках русского языка и чтения, кроме формирования навыков грамотного письма, чтения и развития речи, воспитываю личностные качества: самоконтроль, самооценку, взаимопомощь. Дети учатся объективно оценивать свой труд и труд своих друзей. Учу сначала отмечать достоинства работы товарища и только потом тактично указывать на недочеты; поощряю детей за умелый выбор слов при написании сочинений, стихотворений, за оригинальное заключение творческого диктанта, за находчивость, за точность описаний.

На уроках математики развиваю не только наглядно-образное, но и логическое мышление, воображение детей: предлагаю для решения задачи нестандартного типа, вопросы интеллектуальных разминок, разработанных мною на основе анализа психологической и дидактической литературы.

Считаю также, что практическая деятельность на уроках трудового обучения в развитии личности – один из важнейших факторов. Ребенок наглядно видит зависимость результатов деятельности от своих практических усилий. Через ручную “умелость” малыш приобщается к опыту поколений, к народной культуре, учится уважать и любить ее. Поэтому регулярно провожу ярмарки талантов, выставки детских работ, конкурсы на лучшее изделие.

Все дети талантливы от природы. Этот любит музыку и живопись, тот жизни не представляет без песни и пляски, а третий душой связан с природой и станет ее первооткрывателем. Значит, моя задача – помочь детям увидеть свое “Я”, свой талант, чтобы каждый из них поверил в свои силы, в свою исключительность.


 

Комментарии

Сикорская Валентина Аристафовна

Мой выбор профессии учителя начальных классов связан с любоью к детям.
Ганжа Светлана Давыдовна

Значит "Буду жить свой выбор не браня!" Удачи