Технология проблемно-диалогического обучения на уроках по образовательной системе «Школа 2100»

Ганжа Светлана Давыдовна

 

Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определённых образовательных технологий. Технология проблемно-диалогического обучения используется на уроках открытия нового знания. В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Этап введения знаний является наиболее сложной (и творческой!) частью урока. Возможно, поэтому методы введения знаний (или методов обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий. Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречия между двумя (или более) положениями, которое создаётся приёмами, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимозаключающие научные теории или чьи-то точки зрения или сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приёмами, текст побуждения для каждого из шести приёмов будет свой. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникнет вопрос?».

 При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой (нет). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнутся следующим образом. Сначала сказать слово «так», чтобы показать ученику, что его мысль услышана и принята к сведению, а затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». Подводящий к теме диалог немного проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные, мыслительные. Но не все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, то необходима принимающая реакция учителя («Так, кто думает иначе?). И наиболее простой метод постановки учебной проблемы: сообщение темы с мотивирующим приёмом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырёх педагогических действий: 1)побуждения к выдвижению гипотез;2)принятие выдвигаемых учениками гипотез;3)побуждения к проверке гипотез;4)принятия предлагаемых учениками проверок.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающую» структуру. Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть предложения, гипотезы?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Ну а если не срабатывает и подсказка, то учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы. Реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально нейтральным словом «так» и кивком головы. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению. При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Если не срабатывает и подсказка, то план действий в готовом виде предлагает учитель.

Подводящий к знанию диалог значительно проще, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Различие методов заключается в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся. Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Технология проблемно-диалогического обучения носит общепредметный характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании 

 

Комментарии

Шеломова Елена Юрьевна

Спасибо за интересный материал. Ждём новых публикаций. С уважением Елена Юрьевна - администратор.
Ганжа Светлана Давыдовна

Огромное спасибо

Спасибо за интересный материал
Алёшина Галина Викторовна

По теории - замечатнльно, но хотелось бы чего-нибудь из практики! Извините, если резковато.
Ганжа Светлана Давыдовна

Могу предложить урок прочитать на моем сайте и загляните на страничку и найдете для себя из практики.Спасибо.
Лемайкина Елена Геннадьевна

Спасибо большое...оставила себе в методическую копилку

Спасибо. Очень интересный материал и нужный.

Спасибо за очень интересную публикацию. Материал теоретический и очень нужный для работы.

Спасибо, очень интересный материал, особенно сейчас когда в основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход и реализация технологии проблемно-диалогического обучения очень необходима.
Тихова Ирина Николаевна

Тоже работаю по этой программе. Кому интересно-заходите на сайт "Школа 2100", там очень много полезного для работы. Всем успехов в новом учебном году!