Роль классного руководителя в начальной школе

 

 

 

 

    «Самый  опасный результат образования

– это прекрасно информированные люди,

 не отягощенные совестью»

(Эрнст Боуэр, амер. педагог-психолог).

 

        В последние десятилетия условия жизни нашего государства и личности значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живет общество в последнее время, приводит к мысли, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. В педагогической деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято  место пусто не бывает». Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию. Острота нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач педагогики – открывать новому поколению людей мир общечеловеческих  культурных и нравственных ценностей. Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.

       Проблема нравственного образования как система знаний  о моральных ценностях общества впервые официально поставлена в ФГОС. Как построить в школе  воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?  Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.  Научить этой системе отношений сможет тщательно   продуманная система внеклассной работы под началом классного руководителя.    

      Если мы рассмотрим  ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ", то среди семи направлений, реализуемых  в рамках этого проекта, на первом месте мы увидим направление «классное руководство».

- Классное руководство

- Лучшие учителя

- Талантливая молодёжь

- Федеральные университеты

- Бизнес-школы мирового уровня

- Школьное питание

- Образование военнослужащих-контрактников

    На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

     Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время.  Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в  классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта  работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

        Работа с родителями  учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой ( культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу  этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Основные формы работы с родителями  в начальной школе следующие:

- родительские собрания;

- общешкольные конференции;

- анкетирование и тестирование;

- открытые  мероприятия для родителей;

-совместные экскурсии;

- привлечение всех родителей к классным праздникам;

- знакомство с родословной семьи.

   Говоря о наших творческих делах в начальных классах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

- тематическая мастерская поделок и игрушек;

- спортивные эстафеты;

- фольклорные праздники;

- участие в различных акциях и конкурсах;

- календарные и школьные праздники.

   Анализируя  мой опыт классного руководителя , хочется отметить, что сначала (1-2 класс) дети нуждаются в  помощи родителей , но постепенно становятся более самостоятельными , проявляют инициативу , расширяют свой кругозор, учатся планировать  свою работу. В 3-4-м классах  дети уже способны  создавать коллективные творческие работы, которые используются на уроках, викторинах, конкурсах,  классных праздниках и т.д. К окончанию  начальной школы учащиеся выходят на участие в проекте, в котором не только реализуют свой накопленный опыт, но активно познают окружающий их мир ( проекты «Чудесный город», «Школа взаимопонимания», «Планета Знаний»  и многие другие).  Так работа моя и моих учеников  над проектом «Школа взаимопонимания» нашла отражение в районном конкурсе классных руководителей Красносельского района г. Санкт-Петербурга «Самый классный «классный». Положение конкурса  предписывает  участие в нем  два года. В первый год  формируется папка педагогических достижений классного руководителя, в которую входят  сценарии, методические разработки классных часов, планы ВР и другие материалы.  Во второй год создается презентация «Мое педагогическое кредо», которое оценивается членами жюри, представляется коллегам-участникам. Итогом конкурса  является открытое внеклассное мероприятие.  В моем случае – это фольклорный праздник  по теме «День Калевалы», на котором присутствовали  не только члены жюри конкурса, но и все родители учащихся.  Это внеклассное мероприятие  дало  простор фантазии  учащихся. Они легко включились  в игровые действия, стали непосредственными участниками  народного  праздника. Ребята осознали, что культурное событие «День Калевалы»  носит межнациональный характер.  Итогом  участия в конкурсе  стало  2 место в районе.

   Четыре года работы классного руководства в начальной школе имеют значимые  ожидаемые  результаты. Подводя  итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда впускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремится к выяснению оценок взрослого, ориентируется на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль. Ряд диагностических методик помогут ориентироваться в некоторых результатах работы. Диагностика  не является основанием для оценки личности ребенка. Это информация для педагога и для его индивидуальной работы с детьми.  Результаты нельзя считать окончательными, потому что ребенок постоянно изменяется и совершенствуется.  Но выпускнику начальной школы по силам:

- осознать моральные нормы и правила, принятые в обществе;

- стремиться быть нравственным;

- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми

«Настоящая подлинная нравственность - есть стремление к нравственности» (Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961).

   Современное общество не только предъявляет новые требования к системе образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов.  Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практик классного руководителя. Эффективное применение информационных ресурсов  расширяет образовательное пространство педагога, делает учебный  и воспитательный более насыщенным и продуктивным.

Информационные ресурсы для классного руководителя:

-htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»;

- htpp://www.n-shkola.ru-  журнал «Начальная школа»;

- htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»;

- htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека;

- htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on-line;

-htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

- htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов;

- htpp://www.skazochki.narod.ru/index­_flash.html- сайт «Детский мир», детские песни, мультфильмы, загадки и др.;

- htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»;

- htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования;

- htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.   

   Заканчивая эту статью, хочется процитировать слова «Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество».

С уважением - учитель лицея № 395 г. Санкт-Петербурга  Наталия Викторовна Зязенкова.

Список использованной литературы:

- Азбука  нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;

- Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;

- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.

- Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;

-  «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;