Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе

Гречанова Лариса Николаевна

 Познавательный интерес - форма проявления познавательной потребности обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориантировке в ознакомлении с новыми фактами. Доклад прочитан на заседании МО учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatnlnyy_interes_uchashchihsya_doklad.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

          Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

              Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

            Выделяют три уровня развития познавательного интереса.

       Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес «находится на поверхности» отдельных фактов.

        Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами получения образования. На этой стадии учащиеся ещё не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.

         Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами  исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

          Названные уровни сопровождаются параметрами  устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.

         Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив,  и связан с определённым  кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация в учении преобладает, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.

           Локализация познавательного интереса может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет его аморфную локализацию. Такие ученики рассеяны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне.

          Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интереса. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников, в том числе за пределами урока. Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с чётко локализованными познавательными интересами.

         Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность. Познавательный интерес необходимо признать одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится более продуктивной. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес.

         Познавательный интерес может проявляться по-разному:

  1. В форме интеллектуальной активности, когда учащиеся:

     задают вопросы учителю; так как вопросы учеников имеют различный уровень познавательной  ценности, следует иметь в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, т.е. обнаруживают желание ученика либо уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания;

      стремятся участвовать в деятельности, обсуждении заявленных на уроке вопросов, хотят высказать свою точку зрения, внести дополнения;

       свободно оперируют приобретёнными научными знаниями;

       стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информацией, добытой за пределами урока и выходящей за пределы программы.

  1. В форме эмоциональных проявлений: в мимике, жестах, возгласах, обмене впечатлениями с соседом, обострённости внимания в определённой позе, полнейшей тишине и боязни нарушить её. Эмоциональные проявления связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах; с найденным рациональным способом решения задачи, успехом деятельности; с определённым отношением к герою литературного произведения и т.д.
  2. В форме волевых проявлений: в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стремясь довести её до логического конца; другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.
  3. В форме свободного выбора деятельности. В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области деятельности, знаний, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении способы познавательной и практической деятельности.

      Как повысить и укрепить познавательный интерес в учебном процессе? Во-первых, необходима максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Развитию познавательного интереса способствует ситуация решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения; ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

      Во-первых, учебный процесс необходимо вести на оптимальном уровне развития учащихся. Познавательный интерес ученика не будет повышаться и крепнуть, если операционная сторона учения останется постоянной. В ней необходимо поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, осознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, быстрее, успешнее действует в учебной обстановке.

      В-третьих, не обойтись без положительного эмоционального тонуса учебного процесса. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения связана с двумя главными источниками развития ученика: деятельностью и общением. Не каждый учитель задумывается над всеми нюансами создания благополучной обстановки. Так, один учитель пресекает подсказки, заглядывание в тетрадь соседа, другой содействует  тому, чтобы при затруднении ученик обращался к товарищу. Один, используя эмоциональную силу отметки, подчёркивает слабости ученика, укоряет его за то, что он плохо учил, другой, ставя ту же отметку, пытается показать ученику его еле видимые сдвиги, рисует перед ним лучшую перспективу, к достижению которой он может стремиться. Стремление ученика поднять над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, благодаря которому работается быстрее и продуктивнее.

      Формирование познавательного интереса у младших школьников – одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности учащихся – важнейший показатель плодотворности учения.

        Познавательная активность школьника, если она достаточно устойчива, характеризуется:

  • Поисковой направленностью в учении;
  • Познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников,  как в учении, так и во внеурочной деятельности;
  • Эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности.

 Приведём три наиболее типичных проявления динамики познавательного интереса.

    Самой благополучной тенденцией движения познавательного интереса является  его постепенное возрастание от начала урока до его окончания. В течение первых пяти минут, на организационном этапе урока, познавательный интерес ещё мало заметен. В ходе осознания поставленной задачи, толчком к реализации которой является впечатляющая информация, исходящая от учителя, интерес начинает проявляться; поддерживается он на протяжении всего урока многообразием самостоятельных работ, проблемной ситуацией, фронтальным поиском решения поставленной проблемы, богатой информацией, полученной как от учителя, так и от учащихся. Уходя с таких уроков, школьники находятся под их впечатлением и на переменах.

    Самым неблагополучным типом динамики интереса на уроке является его «ниспадающий »характер. Высокое напряжение внимания в начале урока связано с ориентировкой учащихся в предлагаемых задачах. Чаще это не подлинный интерес к познанию, а интерес-ожидание (вызовут – не вызовут). Таким он держится во время опроса, когда вероятность вызова к ответу есть у каждого и когда можно дополнить ответ товарища. Затем, когда мотив ожидания проходит, интерес к уроку неуклонно падает. Это связано со слабой подачей содержательной  информации и отсутствием необходимой стимуляции активности самих учащихся.  Конец подобных уроков обычно сопряжён  с множеством отвлечений учащихся, а звонок воспринимается с радостью, как избавление от неприятной обязанности. Такие уроки наносят значительный урон процессу формирования познавательного интереса учащихся.

       Третий тип движения познавательного интереса – его ступенчатая динамика, при которой отчётливо видны кульминации и точки спада. Интерес здесь непостоянен и поэтому не выступает в качестве общего мотива деятельности, он скорее связан с совершаемым действием, определённым актом деятельности. Так, ученик бывает увлечён  эффектным опытом, понравившейся ему задачей, но в другой предложенной задаче он не  видит смысла, поэтому решает её по принуждению. Успех в формировании  познавательного интереса на таких уроках  решают  последние 10-15 минут. Если в течение этого времени линия развития учебной деятельности будет неуклонно идти вниз, эффект и последствия этих минут будут незначительными. И, наоборот, если эта линия будет возрастать, то интерес станет постепенно увеличиваться, результат будет иным.

       Таким образом, учебный процесс, наполненный определённым содержанием учебных предметов, организующий деятельность учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА


МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Заседание МО учителей начальных классов

Подготовила

 Социальный педагог

Гречанова Л.Н.

Январь 2011 год