Мотивация учебной деятельности

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Поскольку в любой деятельности одним из её основных компонентов является мотив, то остановлюсь на мотивации учебной деятельности младших школьников. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность обобщения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе. Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащегося.
Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика, что наиболее достигается в процессе внедрения деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon motivaciya_uchebnoy_deyatelnosti.zip779.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Учитель начальных классов:  Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Новые стандарты образования предполагают не только усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, способного самореализоваться, становиться востребованным обществом во всех ступенях её развития, творчески и продуктивно подходить к любым изменениям в его жизни. Современная школа должна научить школьника жить в изменяющимся мире, решать нестандартные задачи, быть готовым к неожиданным жизненным ситуациям, обладать способностью к самодисциплине и самоорганизации своей жизнедеятельности.

          Поскольку в любой деятельности одним из её основных компонентов является мотив, то остановлюсь на мотивации учебной деятельности младших школьников.  Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность обобщения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе.  Для того  чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащегося.        

Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика, что наиболее достигается в процессе внедрения  деятельностного  метода обучения. На уроках в процессе внедрения такого метода происходит естественное развитие личности в процессе собственной деятельности. Таким образом, внешние запросы и внутренние потребности совпадают. По сути, речь идет о различных путях получения образования.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательной поставленной цели. Она возникает в результате появления у личности определенной потребности, которая опредмечивается в мотиве.  Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Таким образом, процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности  в целом.

        Работая в группах и в коллективе, младшим школьникам становится интересно от самого процесса учения и радостно от общения с одноклассниками и учителем. В классе создаётся атмосфера тесного сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость – основные переживания ребёнка в школе и на уроках – вот одна из необходимых составляющих формирования внутренней мотивации учебной деятельности.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу.

Список литературы: 
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г. 
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г. 
Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г. 
Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г. 
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г. 
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г. 
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. –М; 1984

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. –М; 1989.