О значимости логопедических занятий и роли родителей в коррекционном процессе .
Для повышения эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательной школы необходимо своевременно выявлять, предупреждать и устранять имеющиеся у некоторых из них недостатки устной и письменной речи.
Отклонения в речевом развитии детей имеют различные формы и степень выраженности. К нам на логопункт в первую очередь зачисляются дети, имеющие следующие речевые нарушения:
1. Фонетический дефект– преимущественно искажённое произношение фонем или отсутствие каких-либо звуков вообще.
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – когда у ребёнка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: наличие дефектов произношения, недостаточность фонематических процессов (дифференциация оппозиционных звуков(т-д, к-г, б-п…); несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.
3. Нарушения чтения и письма ( дисграфия, дислексия) специфические нарушения письма и чтения( пропуски бук, замены,недописывание слов,несогласовннось слов в словосочетаниях, предложениях и т. д.)
4. Общее недоразвитие речи (ОНР)– в этом случае нарушены все три компонента речевой системы: фонетика, лексика и грамматика.
ОНР – это самый сложный вид речевого нарушения, зачастую встречающийся у многих учащихся начальных классов. В процессе коррекции при ОНР необходимо восполнить пробелы: в формировании звукопроизношения, формировании фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами развития речи могут получить на логопедическом пункте в нашей школе.
Логопедическое обследование с целью выявления имеющихся речевых дефектов у детей проводится в начале сентября. Прошу серьёзно к этому отнестись родителей учащихся начальных классов, т.к. неустраненные вовремя дефекты произношения, устной и письменной речи будут в дальнейшем препятствовать успешному овладению чтением и письмом и даже математикой в случае тяжелого речевого нарушения. Когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильного ответа, объяснить своего решения.
Очень важно участие родителей в коррекционном процессе, их заинтересованное отношение к этому, желание исправить ситуацию.
У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Вовремя неустранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.
Вы должны быть прежде заинтересованы в устранении дефектов речи и вовремя самим обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи.
Дети, которые по результатам логопедического обследования нуждаются в помощи специалиста, т.е. в коррекции выявленных дефектов, должны в обязательном порядке ходить на занятия к логопеду. Это нужно, прежде всего, Вам и Вашим детям.
Родители несут ответственность за обязательное посещение логопедических занятий их детьми.
От родителей требуется: соблюдение речевого режима дома (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях).
Заниматься нужно по индивидуальным тетрадям с заданиями логопеда дома, под контролем взрослых, перед зеркалом (в случае фонетического дефекта).
Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий.
Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Дома необходимо делать артикуляционные упражнения и упражнения для закрепления появившихся у ребёнка звуков.
Своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов (нарушения чтении и письма), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.