О значимости логопедических занятий и роли родителей в коррекционном процессе .

Богатырева Наталья Борисовна

       Для повышения эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательной школы необходимо своевременно выявлять, предупреждать и устранять имеющиеся у некоторых из них недостатки устной и письменной речи.

    Отклонения в речевом развитии детей имеют различные формы и степень выраженности. К нам на логопункт в первую очередь зачисляются дети, имеющие следующие речевые нарушения:

1.     Фонетический дефект– преимущественно искажённое произношение фонем или отсутствие каких-либо звуков вообще.

2.     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – когда у ребёнка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: наличие дефектов произношения, недостаточность фонематических процессов (дифференциация оппозиционных звуков(т-д, к-г, б-п…); несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.

3.     Нарушения чтения и письма  ( дисграфия, дислексия)  специфические нарушения письма и чтения( пропуски бук, замены,недописывание слов,несогласовннось слов в словосочетаниях, предложениях и т. д.)

4.     Общее недоразвитие речи (ОНР)– в этом случае нарушены все три компонента речевой системы: фонетика, лексика и грамматика.

ОНР – это самый сложный вид речевого нарушения, зачастую встречающийся у многих учащихся начальных классов. В процессе коррекции при ОНР необходимо восполнить пробелы: в формировании звукопроизношения, формировании фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей  даже слабо  выраженных отклонений  в фонетическом и лексико-грамматическом  развитии  является серьезным препятствием  в усвоении программы общеобразовательной школы.

Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами развития речи могут получить на логопедическом пункте   в нашей школе.

 Логопедическое обследование с целью выявления имеющихся речевых дефектов у детей проводится в начале сентября. Прошу серьёзно к этому отнестись родителей учащихся начальных классов, т.к. неустраненные вовремя дефекты произношения, устной  и письменной речи  будут  в дальнейшем  препятствовать успешному овладению  чтением и письмом и даже математикой  в случае тяжелого речевого нарушения. Когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильного ответа, объяснить своего решения.

Очень важно участие родителей в коррекционном процессе, их заинтересованное отношение к  этому, желание исправить ситуацию.

    У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Вовремя неустранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.

   Вы должны быть прежде заинтересованы в устранении дефектов речи и вовремя самим обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи.

   Дети, которые по результатам логопедического обследования нуждаются в помощи специалиста, т.е. в коррекции выявленных дефектов, должны в обязательном порядке ходить на занятия к логопеду. Это нужно, прежде всего, Вам и Вашим детям.

  Родители несут  ответственность за обязательное посещение  логопедических занятий их детьми.

   От родителей требуется: соблюдение речевого режима дома (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях).

    Заниматься нужно по индивидуальным тетрадям с заданиями логопеда дома, под контролем взрослых, перед зеркалом (в случае фонетического дефекта).

    Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий.

    Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Дома необходимо делать артикуляционные упражнения и упражнения для закрепления появившихся у ребёнка звуков.

        Своевременное обращение за помощью  к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет  предупредить  возникновение  вторичных  дефектов (нарушения чтении и письма), затрудняющих обучение  в целом  и нередко  ведущих  к трудностям  социальной адаптации.