Кружок для младших школьников "Я познаю мир"

Эглитис Людмила Павловна

 

Для решения проблемы реализации способностей детей в проектно – исследовательской деятельности мною разработана КЦП «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников».
Цель программы: создать условия для развития индивидуальных способностей младших школьников.
Задачи программы:
- создать систему диагностики, направленную на выявление индивидуальных особенностей учащихся; 
- организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- создать оптимальные условия для развития способностей детей во внеурочное время.
В рамках программы разработан кружок « Я познаю мир», который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 3 года.  Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно – воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет: 
достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»; 
решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;
постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;
использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.
Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему  3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями. Работа с модулями направлена на развитие индивидуальных способностей младших школьников и профилактику асоциального поведения (см. рис 1.).
Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность. 
Рисунок 1
 
Задачи кружка:
 - организовать образовательный  процесс  на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;
Ожидаемый результат:
Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими  умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.
Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы (см. таб. 1).
 
Таблица 1
Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»
Технологии Методы Формы
Проектная технология
Метод проектов
Индивидуальные, парные, групповые и коллективные
 
Технология сотрудничества
Методы организации учебно-познавательной деятельности Активные формы:  учебная игра, беседы, кукольный театр, заочные экскурсии, путешествия, соревнования  и  др.
 
Технология поддержки
 
 
Методы стимулирования и мотивации
Индивидуальные консультации
 
 
Личностно-ориентированные Методы контроля и самоконтроля
Индивидуальные беседы, тестирование
Информационно-коммуникационные Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся Устные и письменные
 
 
1 модуль – «Исследовательская  деятельность»  (24ч/з.ед.)
Организация исследовательской деятельности способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Исследовательская деятельность позволяет детям, замкнутым, неуверенным в своих возможностях, c низкой самооценкой,  включиться в познание окружающего мира, высказать свое мнение.
Велика роль исследовательской деятельности как в общем развитии школьника, так и в индивидуальном.  Она  дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.
Программа модуля 1 «Исследовательская деятельность» помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд  исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов (см. прил.3). 
Задачи: уточнить и скорректировать детские представления об исследовании; обучить специальным умениям и навыкам исследовательского поиска; сформировать умения самостоятельно выражать мысли, оформляя их в связную речь при защите творческих работ.
Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. На 1 этапе проводятся фронтальные тренировочные занятия, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, какими могут быть темы, цель, задачи, гипотеза исследования, как составить план работы, какие использовать методы исследования, как подготовиться к защите работы,  оформить  и   защитить свою исследовательскую работу. На 3 этапе ведется индивидуальная работа по организации исследований, 4этап - конкурс исследовательских работ.  Так как интересы учащихся разные, разнообразна и тематика исследовательских работ: « Мои права и обязанности», «Государственный флаг РФ – главный символ нашей страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Животные в истории нашей семьи» и др.
2 модуль – «Проектная деятельность» (22 ч./з. ед.)
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка,  их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка. 
Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле. Если ребенка с детства приучить заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей, полученные в ходе занятий 1 модуля. В программе представлено 3 этапа: подготовительный –   получение теоретических знаний, исполнительный – разработка проектов (коллективных и индивидуальных),  итоговый – защита проектов (см.прил.4).
Цель: познакомить учащихся с  технологией выполнения экологических проектов.
Задачи: изучить теоретические основы выполнения экологических проектов, этапы их выполнения; обосновать значимость практической работы; развить коммуникативные навыки, креативность, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними отдаленные задачи. Поэтому, тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?
Эта работа позволяет учащимся общаться с окружающим миром:
беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
совершают учебные экскурсии по родному краю;
посещают музеи и другие учреждения культуры;
выполняют практические дела (конкретную природоохранную деятельность);
сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей, сотрудников районной библиотеки).
На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в экологических конкурсах и олимпиадах (см. приложение 6). Ученики уходят из начальной школы, а проекты живут:
- 4 года сажаем цветы на клумбах в детском парке нашего поселка, выращивая дома цветочную  рассаду;
- 2 года выращиваем  из желудей дубки, чтобы высадить дубовую аллею, тем самым сохранить историческое название нашего поселка Дубровка(см.презентацию «Экологические проекты).
3 модуль – «Художественная деятельность» (22 ч./з. ед.)
Творчество – источник доброты, истины и красоты. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества не закрывался перед ребенком классной дверью.  Развивать творческие способности детей – это потребность жизни. Большую роль в развитии творческих способностей детей играют творческие наклонности учителя. Используя свои способности, я организовала работу  изостудии. Программа представлена 3 разделами: 1 – изображение на плоскости, 2 – прикладное искусство, 3 – эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства (см. прил.5).
Цель: гармоничное развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям.
Задачи: развитие активного эстетического отношения к жизни  и искусству, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно–творческой деятельности; формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.
Критерии эффективности занятия детей в кружке:
- активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;
- сформированность мотива предстоящей деятельности;
- использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;
- самостоятельность ученика.
Результаты учебно-воспитательной работы с детьми через кружок «Я познаю мир»
 Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:
- сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;
- преобладание знаний о способах познания окружающего мира;
- наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. 
Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно – исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий. 
Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя  роль -  помочь  ученикам обнару¬живать чудеса в окружающем нас мире.  Мы их на¬ходим — в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопро¬сы. Занятие  всегда на¬чинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Под¬бодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу – главное правило на занятиях. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_ya_poznayu_mir.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Я познаю мир»

 «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.

Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует как будто не по  своей

вине. Радоваться за товарища, который достиг успеха. Знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

 Антуан де Сент-Экзюпери

Вышеприведенные слова раскрывают активную позицию человека-гражданина своего  Отечества,  болеющего душою за ближнего, за город, за страну. Этих позиций в своей жизни придерживаюсь я сама и стремлюсь воспитать своих учеников нравственно чистыми и духовно богатыми личностями, стремящимися к саморазвитию и самосовершенству. Начальная школа является чрезвычайно важным этапом возрастного развития и становления личности детей. Она призвана помочь ребенку, его родителям, учителям определиться в выборе индивидуального образовательного маршрута.  Поэтому моя  работа  по обучению и воспитанию младших школьников основана на развитии индивидуальных познавательных способностей.

Приоритетные направления деятельности: создание условий для раскрытия личности ученика; развитие индивидуальных познавательных способностей; формирование здорового образа жизни, общей культуры для успешной социализации в обществе; воспитание гражданственности, духовности, инициативности и         самостоятельности, уважение к правам и свободам человека; любви   к окружающей природе, Родине, семье.  

Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка. Поэтому я стараюсь выявить ту индивидуальность, которая заложена в ребенке, развить ее во внеклассной работе.  Вовлекаю детей в разные виды деятельности, чтобы они могли проявить свои творческие способности.  Каждый ученик моего класса посещает кружок по интересам. Дети участвуют в конкурсах и побеждают, что вселяет им уверенность в свои силы, возможности.  Большинство из них являются победителями и призерами Всероссийских, областных, районных конкурсов (см. прил.2). Два ученика в числе одаренных детей Брянщины являются получателями именных стипендий областной администрации и областной Думы: в 2008 году – Зайцев Иван, в 2010 году – Гавриленко Александр. Из аналитической справки по теме «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников через проектную, исследовательскую деятельность как один из путей реализации личности в процессе обучения и воспитания»: «…Организовывая различные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть успешным, Эглитис Людмила Павловна старается выявить ту индивидуальность, которая присуща каждому, а потом находит способы реализации способностей детей. Совместная проектно-исследовательская деятельность ее учащихся, их родителей  является успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы, развивает у детей активную жизненную позицию». Для решения проблемы реализации способностей детей в проектно – исследовательской деятельности мною разработана КЦП «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников».

Цель программы: создать условия для развития индивидуальных способностей младших школьников.

Задачи программы:

  1.  создать систему диагностики, направленную на выявление индивидуальных особенностей учащихся;
  2. организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
  3. создать оптимальные условия для развития способностей детей во внеурочное время.

        В рамках программы разработан кружок « Я познаю мир», который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 3 года.  Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно – воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:

  1. достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»;
  2. решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;
  3. постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;
  4. использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.

Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему  3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями. Работа с модулями направлена на развитие индивидуальных способностей младших школьников и профилактику асоциального поведения (см. рис 1.).

Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.

Рисунок 1

        

Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Художественная деятельность

Я познаю мир

Задачи кружка:

 - организовать образовательный  процесс  на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;

Ожидаемый результат:

Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими  умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.

Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы (см. таб. 1).

Таблица 1

Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»

Технологии

Методы

Формы

Проектная технология

Метод проектов

Индивидуальные, парные, групповые и коллективные

Технология сотрудничества

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Активные формы:  учебная игра, беседы, кукольный театр, заочные экскурсии, путешествия, соревнования  и  др.

Технология поддержки

Методы стимулирования и мотивации

Индивидуальные консультации

Личностно-ориентированные

Методы контроля и самоконтроля

Индивидуальные беседы, тестирование

Информационно-коммуникационные

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Устные и письменные

1 модуль – «Исследовательская  деятельность»  (24ч/з.ед.)

Организация исследовательской деятельности способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Исследовательская деятельность позволяет детям, замкнутым, неуверенным в своих возможностях, c низкой самооценкой,  включиться в познание окружающего мира, высказать свое мнение.

Велика роль исследовательской деятельности как в общем развитии школьника, так и в индивидуальном.  Она  дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.

Программа модуля 1 «Исследовательская деятельность» помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд  исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов (см. прил.3).

Задачи: уточнить и скорректировать детские представления об исследовании; обучить специальным умениям и навыкам исследовательского поиска; сформировать умения самостоятельно выражать мысли, оформляя их в связную речь при защите творческих работ.

        Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. На 1 этапе проводятся фронтальные тренировочные занятия, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, какими могут быть темы, цель, задачи, гипотеза исследования, как составить план работы, какие использовать методы исследования, как подготовиться к защите работы,  оформить  и   защитить свою исследовательскую работу. На 3 этапе ведется индивидуальная работа по организации исследований, 4этап - конкурс исследовательских работ.  Так как интересы учащихся разные, разнообразна и тематика исследовательских работ: « Мои права и обязанности», «Государственный флаг РФ – главный символ нашей страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Животные в истории нашей семьи» и др.

2 модуль – «Проектная деятельность» (22 ч./з. ед.)

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка,  их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле. Если ребенка с детства приучить заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей, полученные в ходе занятий 1 модуля. В программе представлено 3 этапа: подготовительный –   получение теоретических знаний, исполнительный – разработка проектов (коллективных и индивидуальных),  итоговый – защита проектов (см.прил.4).

Цель: познакомить учащихся с  технологией выполнения экологических проектов.

Задачи: изучить теоретические основы выполнения экологических проектов, этапы их выполнения; обосновать значимость практической работы; развить коммуникативные навыки, креативность, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

         Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними отдаленные задачи. Поэтому, тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?

Эта работа позволяет учащимся общаться с окружающим миром:

  1. беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  2. приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
  3. совершают учебные экскурсии по родному краю;
  4. посещают музеи и другие учреждения культуры;
  5. выполняют практические дела (конкретную природоохранную деятельность);
  6. сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
  7.  учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей, сотрудников районной библиотеки).

На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в экологических конкурсах и олимпиадах (см. приложение 6). Ученики уходят из начальной школы, а проекты живут:

  1. 4 года сажаем цветы на клумбах в детском парке нашего поселка, выращивая дома цветочную  рассаду;
  2. 2 года выращиваем  из желудей дубки, чтобы высадить дубовую аллею, тем самым сохранить историческое название нашего поселка Дубровка(см.презентацию «Экологические проекты).

3 модуль – «Художественная деятельность» (22 ч./з. ед.)

        Творчество – источник доброты, истины и красоты. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества не закрывался перед ребенком классной дверью.  Развивать творческие способности детей – это потребность жизни.         Большую роль в развитии творческих способностей детей играют творческие наклонности учителя. Используя свои способности, я организовала работу  изостудии. Программа представлена 3 разделами: 1 – изображение на плоскости, 2 – прикладное искусство, 3 – эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства (см. прил.5).

Цель: гармоничное развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям.

Задачи: развитие активного эстетического отношения к жизни  и искусству, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно–творческой деятельности; формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.

Критерии эффективности занятия детей в кружке:

  1. активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;
  2. сформированность мотива предстоящей деятельности;
  3. использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;
  4. самостоятельность ученика.

Результаты учебно-воспитательной работы с детьми через кружок «Я познаю мир»

 Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:

  1. сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;
  2. преобладание знаний о способах познания окружающего мира;
  3. наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал.

Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно – исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий.

Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя  роль -  помочь  ученикам обнару живать чудеса в окружающем нас мире.  Мы их на ходим — в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопро сы. Занятие  всегда на чинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Под бодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу – главное правило на занятиях. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.


Приложение 1

Публикации и печатные работы:

  1. Эглитис Л.П. Обучение младших школьников исследовательской деятельности: [Текст] /Л.П.Эглитис // Инновации в начальном образовании: материалы всероссийской заочной научно – практической конференции. – Барнаул: БГПУ, 2008. – с. 38-41.
  2. Эглитис Л.П. Праздник добрых дел, любви к родной земле: [Текст] /Л.П.Эглитис //Брянская учительская газета. - № 19. – 2011. – с. 15.
  3.  Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Сборник описаний работ. 2006/2007 учебный год: Книга 2.- М.:ООО. «Чистые пруды», 2007. – с. 345 – 347.
  4. Эглитис Л.П. Я – исследователь!: [Текст]/Л.П. Эглитис//Знамя труда. – 2006. – с. 2.
  5. Эглитис Л.П. Первая награда Вани Зайцева.:[Текст] /Л.П.Эглитис//Знамя труда. – 2008. – с. 3.
  6.  В 2007 году мультимедийный комплекс «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира» выпущен на СД-диске в рамках проекта «Золотые уроки России. Медиатека опыта лучших учителей» научно-производственной организацией «Медиаресурсы для образования и просвещения».


Приложение 2

Достижения учащихся по результатам изучения трех модулей кружка «Я познаю мир»

1 модуль «Исследовательская деятельность» (24ч/з.ед.)

             2 модуль

«Проектная деятельность»

 (22 ч/з.ед.)

3 модуль

«Художественная деятельность»

 (22 ч./з.ед.)

  1. Тимохина Екатерина,  Аксёнова Евгения -  победители в номинации «За практический выход исследования» Всероссийского конкурса исследовательских работ  младших школьников «Я – исследователь» (очный тур проходил в г. Москве), 2006 г. Результатом  исследования стала книжка – малышка «Мои права, записанные в Конституции РФ», иллюстрированная рисунками,  «Словарь юного правоведа». Эти книги переданы  в районную детскую библиотеку и школьную для оказания практической помощи учащимся младших классов в изучении темы «Мои права и обязанности».
  2. Лузин Артем – победитель областного конкурса на знание государственных символов России в номинации «Исследовательские работы», 2009 г.;
  3. победитель  Всероссийского конкурса на знание государственных символов России в номинации «Исследовательские работы», 2010г.;
  4. победитель Всероссийского конкурса исследовательских работ «Любимый праздник – Новый год», 2011г.;
  5. участник Всероссийского конкурса «Я исследую мир», 2011г.

  1. Зайцев Иван – I место в 7 Всероссийской олимпиаде «Созвездие» в номинации «Наш общий дом – Земля», 2006 г. (на очном туре в г. Королеве защищал экологический проект «Подарим жизнь комнатным растениям»);
  2. Зайцев Иван – II место в 8 Всероссийской олимпиаде «Созвездие» в номинации «Наш общий дом – Земля», 2007г. (на очном туре в г. Королеве защищал экологический проект «Островки радости»);
  3. коллективная работа «Мы – юные тимуровцы!»  - II место в I Всероссийском конкурсе «Гайдар. Время. Мы»
  4. Гавриленко Александр – I место в областных экологических чтениях, экологический проект «Его величество – дуб», 2010 г.;
  5. финалист Всероссийского конкурса «Первые шаги», экологическая работа «Создадим дубовый питомник»,

  1. Мамичева Ирина – победитель Всероссийского конкурса «Моя Родина» по Брянской области, II  место во Всероссийском конкурсе «Попрыгунья стрекоза» по Брянской области, участница Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
  2. Ливахов Кирилл – II место во Всероссийском конкурсе «Моя Родина» по Брянской области, победитель областного конкурса «Моя мечта».
  3. Никитин Вячеслав и Лузин Артем – участники Всероссийской олимпиады «Созвездие» в номинации «прикладное искусство».
  4. Лузин Артем – лауреат областного конкурса рисунков, II место в областной выставке
  5. Гавриленко Александр - лауреат областного конкурса рисунков.
  6. Харитоненкова Ан.,  Ливахов К., Мамичева Ир., Овчинникова П. – III место в областной выставке.
  7. Овчинникова П., Воронин Н., Лузин А., Гритченко В. – участники Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
  8. Гусева А. – лауреат областного конкурса рисунков «Милиция и дети» в 2009 г.
  9. Каждый из членов кружка – победители школьных и районных конкурсов рисунков и выставок творческих работ.
  10. Младшая и старшая группа изостудии – лауреаты районной выставки детского творчества


                Приложение 3

Тематическое содержание 1 модуля «Исследовательская деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

1 этап

Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия  ( фронтальные). Цель: познакомить с «техникой проведения исследований».

5 часов

2 этап

Коллективные и самостоятельные исследования.

1.Как выбрать тему исследования.

 2.Какими могут быть темы исследований.

 3.Цель и задачи исследования.

4.Гипотеза исследования.

 5.Как составить план работы.

 6.Методы исследования.

 7.Подготовка к защите исследовательской работы.

 8.Подготовка к защите исследовательской работы.

 9.Оформление работы.

 10. Защита своей работы.

10 часов

3этап

Индивидуальная работа по организации исследований.

7 часов

4 этап

Конкурс исследовательских работ.

2 часа


Приложение 4

Тематическое содержание 2 модуля «Проектная деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

1 этап

подготовительный

Теоретические основы: экология; влияние человека на окружающую природу; экологические катастрофы; защита окружающей среды.

4 часа

  1. этап

исполнительный

Разработка проектов

1. Что такое проект ?

2. Основные этапы выполнения проекта:

- целеполагание (определить наиболее актуальную и в тоже время посильную задачу)

- разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели).

- выполнение проекта (конкретное практическое дело)

- итог работы (описание проекта)

10 часов

3этап

Индивидуальная работа по выполнению  проекта.

6 часов

4 этап

итоговый

Защита проектов.

2 часа


Приложение 5

Тематическое содержание  3 модуля «Художественная деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

Раздел 1

 Изображение на плоскости

  1. Освоение изобразительной поверхности и знакомство с элементами композиции.
  2. Линия, форма, пропорции и строение предметов.
  3. Знания и умения в области цвета.
  4. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.

8 часов

Раздел 2

Прикладное искусство

  1. Композиционная деятельность (композиционный поиск в целях наибольшей выразительности).
  2. Форма и пропорции (понятие об основной форме предмета, ее характерных особенностях)
  3. Цвет.

8 часов

Раздел 3

Эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства

  1. Восприятие искусства (знакомство с произведениями искусства, представление о работе художника – живописца, компьютерная презентация, книжная иллюстрация).
  2. Эстетическое восприятие действительности (быстрые наброски по памяти на основе впечатлений  от увиденного: «Косые струи дождя», «Радуга» и др.   Разные настроения природы).

4 часа

  1. Индивидуальная работа по оформлению рисунков
  2. Выставка работ

2 часа