Применение метода проектов в работе с младшими школьниками

Усынина Елена Витальевна

Усынина Елена Витальевна             учитель начальных классов                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»                                                                                                                                                       ХМАО - Югра  г.Сургут

Статья адресована учителям начальных классов.

Тематический раздел: Распространение опыта учителей.

Тема: Применение метода проектов в работе с младшими школьниками.

В связи с проходящими реформами в системе образования, у педагогов возникает множество вопросов: Как изменится школа? Какие эффективные технологии, методы и приёмы использовать в своей работе, чтобы  научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни? Как научить детей учиться?                                                         Все мы прекрасно понимаем, что человеку, для того, чтобы стать успешным,  необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этих целей, подобрать необходимые средства, освоить нужные методы и идти к намеченному, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, более эффективными способами.                  Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения.                                Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.                                                                               Данный метод считаю универсальным  средством развития человека. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он помогает реализации принципа связи обучения с   жизнью, способствует формированию универсальных учебных действий и решает многие педагогические задачи.                                              Знакомясь с литературой о проектной деятельности в школе, я часто сталкиваюсь с противоречивыми высказывания разных авторов о том, возможно ли применение метода проектов в работе с младшими школьниками. Главный аргумент, который выдвигают противники применения данного метода в «началке», таков – «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников».  Звучит как приговор!                                                          Хочу опровергнуть заявления подобного рода. Считаю, что проектная деятельность в начальной школе реальна и полезна, т.к. младшие школьники, как губка впитывают в себя всё, что им интересно. Для них коллективная работа над проектами  является  подготовительным этапом к самостоятельному проектированию в среднем и старшем звеньях. А высказывания подобного рода исходят от тех, кто либо не пытался работать с младшими школьниками, понимая, как это хлопотно, либо неграмотно подошёл к данному вопросу, «обжёгся» и всё бросил на полпути. Но, ведь никто и не обещал, что будет легко. Путь к познанию тернист и труден. Главное, не бояться и чётко понимать, что ты  делаешь и для чего. Также важно найти в своём классе ищущих, способных, талантливых  детей, поверить в них, заинтересовать и направить в нужное русло, а также отыскать  родителей, готовых помогать своим детям.                                    Педагогам, которые    не решаются встать на путь проектной деятельности, хочу сказать – не стоит бояться, «не так страшен чёрт, как его малюют». Многое из того, что должны уметь ваши ученики, работая над проектом, они уже умеют. Например, работать, не ссорясь, коллективно или в группе; выдвигать  гипотезы и проверять их; формулировать вопросы и отвечать на них; выбирать ключевые слова в тексте; наблюдать за объектами и заполнять «Дневник наблюдений за погодой»;  делать выводы, умозаключения; выступать перед аудиторией и т.п. Все эти учебные умения пригодятся и в проектной деятельности. А те затраты во времени и средствах, которые вы понесёте, несравнимы с тем, что вы приобретёте взамен.                 В процессе проектной деятельности вы сможете с другой стороны увидеть своих воспитанников и их родителей. К концу четвёртого класса вы не узнаете своих детей! Они станут более сплочёнными, активными, раскрепощёнными и эрудированными. У них исчезнет боязнь ответа у доски. Вы сможете выявить талантливых ребят и не менее талантливых родителей. У обучающихся вашего класса значительно повысится техника чтения, они смогут самостоятельно  отыскать и обработать информацию, научатся выявлять проблему и находить пути  её разрешения.                                            Конечно, младшие школьники в силу своего возраста, работая над проектом, постоянно прибегают к помощи взрослых. Но ведь они только встали на путь познания, а задача учителя и родителей как раз и заключается в том, чтобы помочь им, научить  учиться самостоятельно.                                                                                        Если вы всё же решили встать на этот нелёгкий, но очень интересный путь, то предлагаю следующий алгоритм действий на пути к вашей цели.                                                                            Учитель в первую очередь должен сам понимать, что он будет делать, как он это будет делать, а главное – для чего он это будет делать. Поможет в этом  литература по методу проектов. В дополнение к этому я окончила курсы по  теме «Организация проектной деятельности младших школьников с использованием средств ИКТ» и «Intel. Обучение  для будущего».                                        Затем необходимо подготовить базу. Я собрала классную библиотечку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими энциклопедии, дидактический материал, приобрела необходимую технику.                            Далее я составила рабочую программу к элективному курсу, который назвала «Школа Почемучек». Основная цель изучения данного курса – обучение проектированию как универсальному умению.       Основой всей работы данного курса занятий является методика развития познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно добывать и конструировать знания. Занятия в «Школе Почемучек» провожу  в игровой форме.                                       Важно также определить место данного курса в учебном процессе. Начиная с нынешнего учебного года, это могут быть дополнительные часы внеурочной деятельности  в рамках ФГОС.    Затем я провела родительское собрание, на котором ознакомила родителей с целями и задачами курса «Школа Почемучек». Помочь в подготовке к такому собранию может готовая презентация Жакулиной И.В. (методиста и учителя начальных классов МОУ СОШ № 23 г. Чапаевска, Самарской обл., http://zhakulina20090612.blogspot.com). На этом собрании я провела анкетирование для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, медиатека, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями договорились о том, что  первый пробный проект выполним вместе всем классом, чтобы все могли попробовать и понять, будут ли заниматься этой деятельностью в дальнейшем. Сейчас в начале каждого учебного года на первом родительском собрании я провожу анкетирование для того, чтобы определить состав группы «Школы Почемучек».                                                                                  Следующий шаг, который я считаю очень важным  – это подготовка дидактического материала для обучающихся. В помощь ученикам нужна рабочая тетрадь. Можно, конечно, ограничиться памятками или планами работы, но лучше иметь тетрадь, в которой содержатся упражнения для закрепления полученных знаний. Такую рабочую тетрадь я составила сама. Она называется «Хочу всё знать!». Доступным языком она знакомит младших школьников с целями и задачами проектной деятельности, различными видами проектов, этапами работы над проектом, правилами проведения анкетирования и интервью, работы в группе,  требованиями к оформлению публикации и презентации, учит работать с информацией, выполнять опыты и наблюдения и многим-многим другим.                                                                   Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся класса. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для обучающихся. Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети.                                                                                                      Когда всё готово, начинается работа над проектом, которая содержит следующие этапы:       

1.     Выбор темы и названия проекта.                         

2.     Постановка главного и проблемного вопросов.

3.     Формулирование цели и задач проекта.

4.     Выдвижение первоначальных гипотез.

5.     Составление плана работы над проектом (маршрутного листа).

6.     Распределение обязанностей между участниками проекта.

7.     Поиск и обработка информации по теме проекта.

8.     Проведение опытов, наблюдений, анкетирования, интервью.

9.     Формулирование  выводов.

10.                       Подготовка к отчёту о проделанной работе.

11.                       Изготовление продукта деятельности.

12.                       Защита проекта.

13.                       Оценка проделанной работе.

14.                       Рефлексия.                                                                          

Позволю себе дать несколько советов педагогам, решившим заняться проектной деятельностью.                                                           Совет 1: Учителю важно помнить, что цель работы над проектом в первом классе – заинтересовать обучающихся проектной деятельностью, а также дать понять для чего им это нужно. А в последующих классах – показать, как этим заниматься, т.е. научить детей ставить перед собой цели и уметь достигать их путём планирования и подбора необходимых средств.                                      Совет 2: При оценивании проектов учитываются следующие критерии: научность, оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость.                                        Совет 3: Не следует пренебрегать этапом рефлексии. Учащиеся должны видеть не только сильные, но и слабые стороны проведённой работы. Это необходимо для  исключения подобных ошибок в будущем. Рефлексия проводится как зрителями, так и самими участниками проекта.                                                                         Совет 4: Проектная деятельность – это та деятельность, в ходе которой участники могут проявлять полную свободу. Руководитель проекта не должен подавлять инициативу участников, навязывать свою точку зрения. Он может только направлять детей, корректируя их действия.                                                                              Работая с учениками начальных классов, педагогу нужно быть готовым к тому, что он столкнётся и с так называемыми «подводными камнями» проектного метода. Например:

Øу первоклассников низкая техника чтения, что затрудняет работу с  большими объёмами информации;

Øим трудно правильно сформулировать главный вопрос проекта;

Øони  с трудом могут выбрать  главную, значимую информацию;        

Øне всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.   

Но, если проводить работу в данном направлении целенаправленно, в системе все четыре года, то все эти «подводные камни» постепенно исчезнут. А проведённая в начальной школе работа, поможет вашим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.                                                                    И в заключении хочется призвать учителей младших классов не бояться внедрять метод проектов в свою деятельность. Поверьте, затраченные усилия окупятся с лихвой!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усынина Елена Витальевна                     учитель начальных классов                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»                                                                                                                                                       ХМАО - Югра  г.Сургут

Статья адресована учителям начальных классов.

Тематический раздел: Распространение опыта учителей.

Тема: Применение метода проектов в работе с младшими школьниками.

В связи с проходящими реформами в системе образования, у педагогов возникает множество вопросов: Как изменится школа? Какие эффективные технологии, методы и приёмы использовать в своей работе, чтобы  научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни? Как научить детей учиться?                                                Все мы прекрасно понимаем, что человеку, для того, чтобы стать успешным,  необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этих целей, подобрать необходимые средства, освоить нужные методы и идти к намеченному, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, более эффективными способами.                        Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения.                                 Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.                                                                        Данный метод считаю универсальным  средством развития человека. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он помогает реализации принципа связи обучения с   жизнью, способствует формированию универсальных учебных действий и решает многие педагогические задачи.                                        Знакомясь с литературой о проектной деятельности в школе, я часто сталкиваюсь с противоречивыми высказывания разных авторов о том, возможно ли применение метода проектов в работе с младшими школьниками. Главный аргумент, который выдвигают противники применения данного метода в «началке», таков – «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников».  Звучит как приговор!                                                        Хочу опровергнуть заявления подобного рода. Считаю, что проектная деятельность в начальной школе реальна и полезна, т.к. младшие школьники, как губка впитывают в себя всё, что им интересно. Для них коллективная работа над проектами  является  подготовительным этапом к самостоятельному проектированию в среднем и старшем звеньях. А высказывания подобного рода исходят от тех, кто либо не пытался работать с младшими школьниками, понимая, как это хлопотно, либо неграмотно подошёл к данному вопросу, «обжёгся» и всё бросил на полпути. Но, ведь никто и не обещал, что будет легко. Путь к познанию тернист и труден. Главное, не бояться и чётко понимать, что ты  делаешь и для чего. Также важно найти в своём классе ищущих, способных, талантливых  детей, поверить в них, заинтересовать и направить в нужное русло, а также отыскать  родителей, готовых помогать своим детям.                                  Педагогам, которые         не решаются встать на путь проектной деятельности, хочу сказать – не стоит бояться, «не так страшен чёрт, как его малюют». Многое из того, что должны уметь ваши ученики, работая над проектом, они уже умеют. Например, работать, не ссорясь, коллективно или в группе; выдвигать  гипотезы и проверять их; формулировать вопросы и отвечать на них; выбирать ключевые слова в тексте; наблюдать за объектами и заполнять «Дневник наблюдений за погодой»;  делать выводы, умозаключения; выступать перед аудиторией и т.п. Все эти учебные умения пригодятся и в проектной деятельности. А те затраты во времени и средствах, которые вы понесёте, несравнимы с тем, что вы приобретёте взамен.                 В процессе проектной деятельности вы сможете с другой стороны увидеть своих воспитанников и их родителей. К концу четвёртого класса вы не узнаете своих детей! Они станут более сплочёнными, активными, раскрепощёнными и эрудированными. У них исчезнет боязнь ответа у доски. Вы сможете выявить талантливых ребят и не менее талантливых родителей. У обучающихся вашего класса значительно повысится техника чтения, они смогут самостоятельно  отыскать и обработать информацию, научатся выявлять проблему и находить пути  её разрешения.                                        Конечно, младшие школьники в силу своего возраста, работая над проектом, постоянно прибегают к помощи взрослых. Но ведь они только встали на путь познания, а задача учителя и родителей как раз и заключается в том, чтобы помочь им, научить  учиться самостоятельно.                                                                                Если вы всё же решили встать на этот нелёгкий, но очень интересный путь, то предлагаю следующий алгоритм действий на пути к вашей цели.                                                                 Учитель в первую очередь должен сам понимать, что он будет делать, как он это будет делать, а главное – для чего он это будет делать. Поможет в этом  литература по методу проектов. В дополнение к этому я окончила курсы по  теме «Организация проектной деятельности младших школьников с использованием средств ИКТ» и «Intel. Обучение  для будущего».                                        Затем необходимо подготовить базу. Я собрала классную библиотечку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими энциклопедии, дидактический материал, приобрела необходимую технику.                        Далее я составила рабочую программу к элективному курсу, который назвала «Школа Почемучек». Основная цель изучения данного курса – обучение проектированию как универсальному умению.        Основой всей работы данного курса занятий является методика развития познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно добывать и конструировать знания. Занятия в «Школе Почемучек» провожу  в игровой форме.                                         Важно также определить место данного курса в учебном процессе. Начиная с нынешнего учебного года, это могут быть дополнительные часы внеурочной деятельности  в рамках ФГОС.        Затем я провела родительское собрание, на котором ознакомила родителей с целями и задачами курса «Школа Почемучек». Помочь в подготовке к такому собранию может готовая презентация Жакулиной И.В. (методиста и учителя начальных классов МОУ СОШ № 23 г. Чапаевска, Самарской обл., http://zhakulina20090612.blogspot.com). На этом собрании я провела анкетирование для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, медиатека, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями договорились о том, что  первый пробный проект выполним вместе всем классом, чтобы все могли попробовать и понять, будут ли заниматься этой деятельностью в дальнейшем. Сейчас в начале каждого учебного года на первом родительском собрании я провожу анкетирование для того, чтобы определить состав группы «Школы Почемучек».                                                                        Следующий шаг, который я считаю очень важным  – это подготовка дидактического материала для обучающихся. В помощь ученикам нужна рабочая тетрадь. Можно, конечно, ограничиться памятками или планами работы, но лучше иметь тетрадь, в которой содержатся упражнения для закрепления полученных знаний. Такую рабочую тетрадь я составила сама. Она называется «Хочу всё знать!». Доступным языком она знакомит младших школьников с целями и задачами проектной деятельности, различными видами проектов, этапами работы над проектом, правилами проведения анкетирования и интервью, работы в группе,  требованиями к оформлению публикации и презентации, учит работать с информацией, выполнять опыты и наблюдения и многим-многим другим.                                                                Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся класса. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для обучающихся. Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети.                                                                                         Когда всё готово, начинается работа над проектом, которая содержит следующие этапы:        

  1. Выбор темы и названия проекта.                          
  2. Постановка главного и проблемного вопросов.
  3. Формулирование цели и задач проекта.
  4. Выдвижение первоначальных гипотез.
  5. Составление плана работы над проектом (маршрутного листа).
  6. Распределение обязанностей между участниками проекта.
  7. Поиск и обработка информации по теме проекта.
  8. Проведение опытов, наблюдений, анкетирования, интервью.
  9. Формулирование  выводов.
  10. Подготовка к отчёту о проделанной работе.
  11. Изготовление продукта деятельности.
  12. Защита проекта.
  13. Оценка проделанной работе.
  14. Рефлексия.                                                                        

Позволю себе дать несколько советов педагогам, решившим заняться проектной деятельностью.                                                        Совет 1: Учителю важно помнить, что цель работы над проектом в первом классе – заинтересовать обучающихся проектной деятельностью, а также дать понять для чего им это нужно. А в последующих классах – показать, как этим заниматься, т.е. научить детей ставить перед собой цели и уметь достигать их путём планирования и подбора необходимых средств.                                        Совет 2: При оценивании проектов учитываются следующие критерии: научность, оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость.                                         Совет 3: Не следует пренебрегать этапом рефлексии. Учащиеся должны видеть не только сильные, но и слабые стороны проведённой работы. Это необходимо для  исключения подобных ошибок в будущем. Рефлексия проводится как зрителями, так и самими участниками проекта.                                                                Совет 4: Проектная деятельность – это та деятельность, в ходе которой участники могут проявлять полную свободу. Руководитель проекта не должен подавлять инициативу участников, навязывать свою точку зрения. Он может только направлять детей, корректируя их действия.                                                                        Работая с учениками начальных классов, педагогу нужно быть готовым к тому, что он столкнётся и с так называемыми «подводными камнями» проектного метода. Например:

  1. у первоклассников низкая техника чтения, что затрудняет работу с  большими объёмами информации;
  2. им трудно правильно сформулировать главный вопрос проекта;
  3. они  с трудом могут выбрать  главную, значимую информацию;          
  4. не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.         

Но, если проводить работу в данном направлении целенаправленно, в системе все четыре года, то все эти «подводные камни» постепенно исчезнут. А проведённая в начальной школе работа, поможет вашим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.                                                                 И в заключении хочется призвать учителей младших классов не бояться внедрять метод проектов в свою деятельность. Поверьте, затраченные усилия окупятся с лихвой!


 

Комментарии

Статья очень интересная, я тоже согласна, с вами, Елена Витальевна, что нужно привлекать первоклашек к проектной деятельности, дети правда впитывают, все, что им интересно... Проект, может быть совместно с родителями, это же очень здорово, когда они работают вмести...