Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным?

Бяулова Марина Михайловна

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно представлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково - знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

Учитывая вышеперечисленные требования, я поставила перед собой следующую цель работы: развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:

  • повышать качество знаний;
  • развивать положительную мотивацию к учебной деятельности и творческие способности;
  • активизировать познавательный интерес;
  • способствовать сохранение и укреплению здоровья учащихся.

 В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

 Я выбрала программу «Начальная школа XXI века” под редакцией Н.Ф. Виноградовой, член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора  , которая вошла в список программ по новым образовательным стандартам второго поколения, а также стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. По данной программе и учебникам работаю десятый год. Комплекты учебного материала разработаны грамотно, продуманно, т.к. дети разного уровня подготовки могут плодотворно работать на уроке, усваивать материал, развивать память, мышление, устную и письменную речь.

 Учебники и прописи включают в себя материал традиционной программы. Однако, дополнительный материал, развивающий интеллект учащихся интересен, и по-моему мнению необходим для плавного перехода в среднее звено, к изучению серьезных тем "Фонетика", "Морфология", "Лексика", "Периметр и площадь фигур".

Учебный материал изложен с учетом возрастных особенностей учащихся. Задания разноуровневые по сложности и разнообразные по содержанию помогают поддерживать активность и интерес учащихся в течение всего урока. А у учителя есть возможность на уроках применять разнообразные формы и методы обучения. Это и работа в парах с фишками при составлении звуковой схемы слова, индивидуальная работа в коррекционных тетрадях, работа по группам на уроках литературного чтения и труда.

Оптимальный объем содержания учебников и тетрадей дает возможность подходить к обучению учащихся дифференцированно, отслеживать рост успеваемости как у слабых учащихся, так и у ребят требующих большей нагрузки.

Язык изложения материала доступен, грамотен, выполняет воспитательные, образовательные и культурологические задачи. Так например, вопросы к текстам по литературному чтению помогают учащимся смело "входить" в разговор о прочитанном "Как ты думаешь?", "Поменяй пожалуйста букву в слове" и т.д.

Язык изложения, подбор наилучших художественных произведений, иллюстрированный материал давал возможность развивать кругозор учащихся; интерес к чтению, 98% учащихся укладываются в технику чтения, стремятся к творческой работе: составляют загадки, рассказы, сказки. И самое главное детям дана возможность развития навыков самообразования.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

 Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

 Однако, в своей работе для решения поставленных мной задач я чаще всего использую технологии проблемного обучения, ИКТ и здоровьесберегающие.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:

  • ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,
  • научить детей пользоваться информацией

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы  с использованием программы Power Point;
  • для организации коллективной и групповой работы (презентации);
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:

  • тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты  для проверки  техники чтения;
  • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программыMicrosoftOffice Word 2007 и Power Point.С помощью программыWord дети готовят сообщенияк урокам литературного чтения и окружающего мира.

Опыт  применения данной технологии позволил:

  • повысить эффективность обучения, интерес к предмету;
  • дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию  презентаций

Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.

Дополнительно прошла профессиональную подготовку при ГО УВ ПО Марийском государственном университете по программе «Интернет-технологии в деятельности учителя предметника» (2007г) и по программе «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет» (2010 г).