Виды приемов развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Приемы по выработке орфографической зоркости по степени сложности можно расположить в определенной последовательности, в зависимости от того, на что обращается внимание.
В традиционной методике русского языка выделяют следующие виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1. Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописи». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п. Но в словаре – справочнике по методике русского языка указано: «Списывание - один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями». То есть списывание предполагает и формирование орфографических навыков, одним из шагов которых является орфографическая зоркость.
Жедек П.С. предлагает коллективно с детьми составить алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
- Выдели орфограммы в списываемом тексте.
- Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
- Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
- Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.
Остановимся подробнее на п.3 алгоритма, на методике освоения выделения орфограммы в списываемом тексте.
Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста.
Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребенка об орфограмме. Конечно, если в качестве опознавательного признака орфограммы будет служить несовпадение звука и буквы, ни о каком полноценном орфографическом анализе не может быть и речи.
Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу». Отсюда ошибки типа «рика», «сат». Но пользуясь руководством некоторых учителей, что «пишем не так как слышим», дети допускают ошибки, приводящие в замешательство учителей: «стокан»; «шкав», и т.п.
Неправильно в этом отношении построены «Прописи». Сначала подчеркиваются все буквы безударных гласных независимо от того, совпадают эти звуки с буквами или нет.
Однако обобщенный подход проводится в них непоследовательно, как по отношению к гласным (например, в предложении «В лесу растут сосны»., буква «е» подчеркнута, а буква «а» в слове «растут» нет), так и по отношению к согласным (например, буква «ж» в слове «ёж» подчеркивается, а буква «ш» в слове «ёрш» - нет, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально организованного обучения списыванию необходимо как можно раньше познакомить учеников с наиболее общими признаками орфограмм.
Выделение орфограммы в каждом слове обязательно должно включать в себя определение ударного слога.
Необходимо предусмотреть различные подчеркивания для разных групп орфограмм. Например, под безударной гласной ставить точку, парные согласные в конце слова или перед другими согласными – подчеркивать одной линией, прописную букву в начале предложения или в именах – подчеркивать волнистой линией и т.д.
На следующем этапе решается поставленная ранее орфографическая задача. Это решение осуществляется своеобразно. Оно достигается в результате умственных, логических операций, а чисто практически: путем приведения полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.
Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым, в случае необходимости побуквенным, произнесением слова. При проговаривании система речедвижений в полной мере эквивалентна буквенному ряду. Точное следование алгоритму списывания активизирует орфографическую деятельность учащихся, способствует формрованию у детей орфографической зоркости.
2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
В процессе освоения навыка фонемного письма происходит накопление запаса слоговых орфографических констант как элементов орфографического мышления. На этом этапе учащиеся избавляются от типичных ошибок, присущих зрительно – рукодвигательному графическому навыку (пропусков букв и написаний лишних букв, неслогового переноса), будут готовы к освоению новых правил орфографии.
Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.
Слабые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, часто не усвоившие твердо буквы и графический навык, стараются запомнить написание букв зрительно. Поэтому они или не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. Поэтому них не формируется орфографическая зоркость.
Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием.
3. Комментирование (объяснение написания).
По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:
а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;
в) комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);
г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака);
д) комментированный диктант.
4. Скоростное письмо.
Мы считаем что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
- Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
- Самостоятельное чтение хором.
- Объяснение орфограмм (коллективно).
- Считают количество предложений в тексте.
- Чтение по предложениям.
- Орфографическое чтение.
- По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
- Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
- Проверка написанного.
5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).
Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
7. Письмо буквенной дробью.
На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).
8. Звуковой анализ слов.
9. Использование словарей.
10. Использование таблиц, схем.
По моему мнению систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках русского языка позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Но есть дети, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Поэтому в 1 – 2 классах на уроках литературного чтения и обучения грамоте я очень часто использую чистоговорки. Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним. Помогает мне в этом презентация «Чистоговорки на уроках литературного чтения». Презентацию можно использовать в качестве разминки в начале урока для фронтальной работы со всем классом. На уроке может использоваться как один слайд, так и несколько слайдов.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которое должно осуществляться на каждом уроке любого предмета.
Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются общеучебными, поэтому возможно существование единой программы формирования учебных умений. При этом каждый учебный предмет, в соответствии со спецификой своего содержания, вносит вклад в этот процесс, что находит отражение в конкретных учебниках и рабочих тетрадях.
Для формирования умений учиться существенное значение имеет развитие учебно-познавательных мотивов, включающих устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребёнка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к познанию их существенных свойств, а затем и закономерностей.