Урок-путешествие по планете

Ефименко Маргарита Викторовна

 

 Предлагаю урок-путешествие по планете: пояснительная записка, разработку урока и презентацию.

Презентацию (38 слайдов) можно использовать для фронтальной работы со всем классом (несколькими классами) на уроке или внеклассном мероприятии.

Информацию к 6-36 слайды могут подготовить дети.

 

Работая по физической карте полушарий, красными флажками дети отмечают  места заочного путешествия.

 

В контурных картах дети обозначают океаны и материки черной пастой,

В цвете оформляют дома.

 

Физминутка состоит из 2-х частей: под музыкальное сопровождение выполняются несколько упражнений, а затем упражнения для глаз.

 

При подведении итога урока, дети  выполняют задания 37 слайда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril1puteshestvie_po_planete.ppt2.49 МБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_planete.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИР ВОКРУГ НАС УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

Слайд 2

ВСПОМНИМ! Что такое глобус? Как обозначают на глобусе сушу и воду? Как называют большие участки суши, окруженные со всех сторон водой? Как называют огромные участки воды на поверхности земного шара?

Слайд 3

Океаны Тихий Индийский Атлантический Северный Ледовитый

Слайд 4

Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой – это МАТЕРИКИ , ИЛИ КОНТИНЕНТЫ Евразия Австралия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида

Слайд 6

Гималаи Эверест

Слайд 7

Свыше 1000 рек, речек, ручейков несут свои воды в великую Волгу. Волга

Слайд 8

Озеро Байкал 336 рек Ангара

Слайд 9

Лебедь- кликун Серые журавли Сова – лесной хищник Орёл

Слайд 10

Лиса на охоте Главным образом барсуки обитают в лесах Евразии . Большеглазый долгопят

Слайд 11

Такие обезьяны обитают в Индонезии . Обитательница индонезийских лесов Орангутанг Макака

Слайд 12

Панда, ее еще называют бамбуковым медведем. Семья индийских слонов Бенгальский тигр

Слайд 13

Население Житель Крайнего Севера Житель Тибета Индийские женщины Французы

Слайд 14

Итальянцы Китайцы Китайцы в национальных костюмах Гонконг Буряты

Слайд 16

Горы Кордильеры

Слайд 17

Цепь Великих озёр Ниагарский водопад

Слайд 18

Ниагарский водопад

Слайд 20

Завтрак аллигатора Бизон

Слайд 22

Население

Слайд 24

Анды

Слайд 25

Амазонка Амазонка — вторая по длине река планеты.

Слайд 26

Водопад Анхель

Слайд 29

Австралия

Слайд 30

Антарктида

Слайд 33

Я смогу НАЙТИ... Я запомню, что... Теперь я знаю сколько:

Слайд 34

М О Л О Д Ц Ы ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Преподаватель: Ефименко Маргарита Викторовна 

Образовательное учреждение: МОУ «Начальная школа-детский сад»,

 г-к Железноводск, Ставропольский край  

Класс:  4

Предмет: окружающий мир , автор Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., УМК «Планета знаний» 4 класс

 Цели:

Образовательная: 

  1. расширять кругозор и представление об окружающем мире;
  2. приобщать детей к чтению:
  3. дать понятие о физической карте мира, карте полушарий;
  4. познакомить с океанами, материками земного шара;
  5. отрабатывать в практике  умения оформлять контурные карты.

      Развивающая: 

       .      развивать интерес к окружающему миру,

       .     представление о многообразии природы;

       .      развивать речь детей, мышление, внимание, память.

      Воспитательная: 

      .        воспитывать бережное отношение к природе.

      .        прививать интерес к работе с картой

Продолжительность: 40 мин.

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, карта полушарий, глобус.

Авторские комментарии:

 

 Презентацию (38 слайдов) можно использовать для фронтальной работы со всем классом (несколькими классами) на уроке или внеклассном мероприятии.

Информацию к 6-36 слайды могут подготовить дети.

Работая по физической карте полушарий, красными флажками дети отмечают  места заочного путешествия.

В контурных картах дети обозначают океаны и материки черной пастой,

В цвете оформляют дома.

Физминутка состоит из 2-х частей: под музыкальное сопровождение выполняются несколько упражнений, а затем упражнения для глаз.

При подведении итога урока, дети  выполняют задания 37 слайда.



Предварительный просмотр:

Путешествие по планете

Цель:

  1. дать понятие о физической карте мира, карте полушарий;
  2. познакомить с океанами, материками земного шара;
  3. развивать интерес к окружающему миру, представление о многообразии природы;
  4. воспитывать бережное отношение к природе.
  5. отрабатывать в практике  умения оформлять контурные карты.
  1. Организационный момент.

      II. Сообщение темы урока. 1слайд

- Сегодня мы путешествуем по всему миру.

- Тема нашего урока: “Путешествие по планете”.

- Мы познакомимся с океанами и материками Земли, узнаем какой океан, материк самый большой, а какой самый маленький, познакомимся с физической картой полушарий, а в практической части все что узнаем будем обозначать в контурных картах.

Но прежде, чем начнется наше заочное путешествие, давайте вспомним!

II1. Проверка домашнего задания. 2слайд

           1.Что такое глобус?

( уменьшенная модель земли)

           2.Как обозначают на глобусе сушу и воду?

(зеленые цвета использованы для изображения низменностей и равнин,Красновато-коричневые и желто-коричневые для изображения гор и возвышенностейГолубой цвет для изображения озер, морей и океановБелым цветом изображены ледники).

            3.Как называют участки суши, окруженные со всех сторон водой?

( материки)

            4.Как называют огромные участки воды на поверхности земного шара?(океаны)

IV. Работа по теме урока. Работа по карте мира. Знакомство с океанами. Работа по контурным картам.

1) - Путешествовать по планете можно с помощью карты.

- Перед вами физическая карта полушарий. Слово “физическая” произошло от греческого слова “физис” - природа. Это карта природы мира.

Физическими называются карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты.

2) физическую карту полушарий  вы увидите в учебнике на стр. 102-103, а еще нам нужны контурные карты, которые находятся в учебной тетради на стр.40,41.

- Мы с вами на уроках знакомились с глобусом. Две половинки глобуса, поделённые пополам – это полушария: западное и восточное. Водные пространства и суша на них размещаются неравномерно. Планета, на которой мы живем, это скорее планета Океан. Почему?

Ведь площадь Мирового океана более чем в 2 раза превышает площадь всей суши. Если посмотреть на карту полушарий, то станет понятно,что все океаны и моря соеденены между собой. Именно поэтому совокупность океанов и морей называют Мировым океаном

Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.Огромная масса воды, разделенная континентами, т.е. материками, образует сколько океанов?(4)

- Назовите океаны земли.

/Дети называют, я показываю на карте полушарий./

- Какой океан самый большой?

ТИХИЙ океан или как его часто называют Великий океан-самый большой на планете. Он почти со всех сорон опоясан вулканами. Его площадь составляет чуть меньше половины всего Мирового океана. Максимальная ширина Тихого океана приближается к половине окружности Земли.

В 1519году во время первой кругосветной экспедиции, которую  возглавлял испанский мореплаватель Фернан Магеллан, океан ни разу не проявил свой строптивый нрав за что и получил неоправданное название «Тихий»

__Красным флажком отметим на карте,что мы заочно познакомились с Тихим океаном.

П/Р  на контурной карте  синей ручкой обозначим Тихий океан, название печатаем с большой буквы.

Атлантический океан назван по имени древнегреческого  титана Атланта, который держал на своих плечах небесный свод. К его бассейну относится 13 море, а четырнадцатое Саргассово море лишено берегов.Атлантический океан- второй по величине после Тихого.

____Отмечаем флажком

 П/Р в контурной карте напечатаем  Атлантический океан.

Индийский океан- третья по величине часть Мирового океана. Каждому ясно,что свое название океан получил от Индии, берега которой омывает. К бассейну Индийского океана относятся 3 моря- Красное, Аравийское и Андаманское. Над поверхностью океана поднимается один из самых больших островов- Мадагаскар.

_ФЛАЖОК_______

П/Р найдем на контурной карте  Восточного полушария и обозначим Индийский океан.

Северный Ледовитый океан находится почти внутри сплошного материкового кольца. Его объем составляет лишь 1процент всего Мирового океана. Самая глубокая точка – 5.450 метров. Дно океана изучено сравнительно мало.

__ ФЛАЖОК_________

П/Р в контурных картах обозначим Северный Ледовитый океан и в Западном и в Восточном полушариях.

4) 3 слайд

-Назовем все океаны?

- Ребята, какой же океан самый большой, а какой – самый маленький?

5) Знакомство с материками.

- Океаны на карте обозначены …… (дети) цветом.

- Какой цвет ещё присутствует на карте и почему?

- Суша…

5 слайд

Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты.

- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира.

- Знакомство с материками начнём с самого большого – Евразии.

- Находим Евразию и подписываем её на карте.

- Как будем писать название материка?

________Лиля, отметь флажком_____________________________

1) Евразия 6 слайд

- Евразия — самый большой материк Земли.

Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.

- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.

И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!! /Показать на карте презентации./

_____ ФЛАЖОК________

- В каком полушарии находится этот материк? /Показать на карте полушарий на доске./

Возможно, кто–то догадался, почему так называется этот материк, Евразия?

7 слайд

- В Евразии самые высокие горы на Земле - Гималаи.

Здесь расположена самая высокая гора Эверест; 

8 слайд

- Евразия богата реками и озёрами. И одна из них Волга - величайшая река Европы.

Свыше тысячи рек, речек, ручейков несут свои воды в великую Волгу.

Знакомое название?

В Евразии много озёр.

Самое большое озеро – Каспийское, его ещё называют Каспийским морем.

9 слайд

- В Евразии самое глубокое озеро – Байкал.

- Вспомните, в Байкал впадает 336 рек, а вытекает? Какая?

- Всего одна река – Ангара.

10 слайд

- Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразные растения и животные.

- Лебедь-кликун, серые журавли, орёл, сова – лесной хищник и другие.

11 слайд

- Лиса, барсуки обитают в лесах Евразии,большеглазый долгопят.

12 слайд

- Обитательницы индонезийских лесов макака, орангутанг

13 слайд

- Бенгальский тигр занесен в Красную книгу, сохранились тигры в основном в заповедниках.

- Семья индийских слонов.

- Панда обитает в горных лесах Китая. Панда питается в основном молодыми побегами бамбука. Это очень редкое животное, она объявлена в Китае национальным сокровищем.

14 слайд

- Территорию Евразии населяет огромное количество народов.

Индийские женщины, житель Тибета, житель Крайнего Севера, русские, французы

15 слайд

- Итальянцы, Гонконг, китайцы в национальных костюмах, буряты, китайцы.

2) Северная Америка 17 слайд

- Находим Северную Америку и подписываем её на карте в тетрадях.

_______ ФЛАЖОК________

- Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.

Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.

18 слайд

- В Западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры.

С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи.

19 слайд

- В Северной Америке находится цепь великих Великих озёр, соединённых друг с другом.

Пять озёр образуют пресноводное море.

20 слайд

- Между двумя озёрами на реке Ниагаре находится знаменитый Ниагарский водопад.

21 слайд

- Природа Северной Америки разнообразна. Здесь есть ледники, тундра, тайга, степи пустыни.

- Поэтому разнообразен и животный мир.

22 слайд

В реках, озёрах и болотах Северной Америки водятся аллигаторы.

Бизон – громадный бык пасётся на лугах.

23 слайд

- Самое крупное из травоядных животных - овцебык, или мускусный бык. Толстый слой подкожного жира и длинная густая шерсть позволяют животным переносить самые жестокие морозы. Кроме того чтобы согреться, овцебыки сбиваются вместе. При малейшей опасности они образуют круг, в центре которого находятся молодняк и самки.

- Скунс известен, прежде всего, своим необычным способом защиты от врагов. При приближении хищника он не прячется, не убегает, а спокойно ожидает его приближения. Затем поворачивается к врагу задом, поднимает хвост и выпрыскивает жидкость, обладающую чрезвычайно неприятным запахом. “Аромат” не только неприятен, но и необыкновенно устойчив. Он неделями преследует незадачливого хищника.

- Фламинго. Багамы.

24 слайд

-Индеец-охотник.

- Индейцы из племени “Черная нога”.

- Американцы .

- Жители Канады.

- Мексиканцы.

3) Южная Америка 26 слайд

- Находим Южную Америку и подписываем её на карте в тетрадях.

___ ФЛАЖОК___________

Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.

Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.

27 слайд

На этом материке протянулись самые длинные горы – Анды и течёт самая полноводная река мира – Амазонка.

28 слайд

Амазонка — вторая по длине река планеты.

29 слайд

В Южной Америке находится самый большой в мире водопад Анхель.

Южная Америка – родина картофеля, помидор, шоколадного дерева.

30 слайд

Этот материк населяют очень красивые и необычные животные.

Ламы используются как вьючные животные. Они выносливы и покорны. Ценится шерсть лам, их мясо идет в пищу.

Ягуар хорошо лазает по деревьям, плавает, длина телa достигает двух метров.

Ягуар занесен в Красную книгу.

Броненосцы - как рыцари в латах. Питается он насекомыми и личинками. Днем броненосец прячется в норах, а ночью бродит в поисках пищи. В случае опасности он проворно зарывается в землю, мясо броненосца съедобно, и на него охотятся.

V.   ФИЗМИТУТКА. 31 слайд

4) Африка 32 слайд

- Находим Африку и подписываем её на карте в тетрадях.

____ ФЛАЖОК__________

Материк Африка находится в Восточном полушарии.

Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического.

Африка – самый знойный материк.

- Откроем учебник на с. 110 «В пустыне Африки»

- Читает текст об Африке …Филипьев Олег.

5) Австралия 33 слайд

- Находим Австралию и подписываем её на карте в тетрадях.

_____ ФЛАЖОК_______________________

Материк Австралия находится в Восточном полушарии.

Это самый маленький материк. Поверхность покрыта равнинами, а в центральной части материка большое пространство занимают песчаные и каменистые пустыни. Погода в основном жаркая, поэтому часто случаются сильные засухи. Поэтому растительный и животный мир своеобразен. Растут различные виды эвкалиптов, папоротники. Представителями животного мира являются кенгуру, медведь коала. Только здесь мы можем встретить таких своеобразных млекопитающих, как ехидну, утконос. Они не рождают живых детенышей, а откладывают яйца, но вылупившихся детенышей вскармливают молоком. В лесах Австралии летают попугаи, райские птицы, страус эму, который летать не умеет, но быстро бегает, у него очень сильные ноги. Питается травой, плодами и насекомыми, а вот яйца насиживает самец.

6) Антарктида 34 слайд

- Находим Антарктиду и подписываем её на карте в тетрадях.

_____ ФЛАЖОК_____________

Материк Антарктида - самый холодный материк.

35 слайд

- В Антарктиде нет ни лесов, ни рек. Материк покрыт ледником.

- Айсберг - отколовшиеся от ледника массивы.

- Поселок ученых.

36 слайд

- Животных в этих суровых условиях немного.

- Антарктическая крачка.

- Пингвины и моржи.

- Тюлень.

V1. Итог урока.

 37 СЛАЙД

Обобщение.

- Сколько всего материков? Океанов? Назовите их.

- Материки.

- Океаны.

- Какой материк самый большой?

- Самый маленький?

- Самый жаркий?

- Самый холодный?

38 СЛАЙД.

Контурные карты дома вы дооформите в цвете, а все ребята, кто помогал мне на уроке, получают оценку «5».


 

Комментарии

Спасибо за урок. Урок очень познавательный, красочный, объемный, интересный. Творческих вам успехов!
Ефименко Маргарита Викторовна

И Вам творческих успехов!