Интегрированные уроки в начальной школе

  В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как составная часть окружающего мира. О необходимости реформы образования, благодаря которой ученики будут не только усваивать знания, но и приобретут умения связывать эти знания в целостную картину мира, много говорят и пишут: «Магистральный путь обновления на основе всеобщности и единства законов природы, целостности человека и целостности восприятия субъектам окружающего мира». (Г.А.Монахова, статья «Образование как рабочее поле интеграции».)
  Целостное восприятие рассматривается как необходимое условие для гармонизации отношений человека с окружающим миром. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в разделе «Начальное общее образование» подчеркивается, что «выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки учащихся».
  Целостно – интегрированный подход представляет собой непрерывное взаимодействие субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, разума и чувств, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического.
 В настоящее время в обществе появился интерес к изучению народных традиций, истории своего народа, культуры, природы своего края, экологическим проблемам. Таким образом, идея интеграции обучения естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.
  Ян Амос Каменский еще в XVII век говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа, по мнению Я.А.Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.
  Отдельные аспекты совершенствования развития, воспитания и  обучения школьников с позиции интеграции, межпредметных связей в обучении рассматривались еще в трудах известных педагогов-практиков: М.Песталоцци, Д.Локка, И.Гербарта, К.Д.Ушинского.
  На современном этапе структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это может успешно достигаться за счет компактного сконцентрированного использования учебного материала программы, подключения некоторых современных способов организации и изучения нового материала.
«… в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.» (См. «Начальная школа, №9 за 2004 г., с. 4»)
  В ходе исследовательских работ ученых выявлены факторы, способствующие активной мыслительной деятельности в процессе интегрирования учебных предметов: приемлемое сочетание предметов для интеграции, адекватности действий учителя и ученика (обучающая  деятельность учителя и учебно-познавательные действия учащихся). Тщательный отбор содержания, методов и приемов с учетом возрастных особенностей учащихся.
  Следует учитывать факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков:
I. Прежде всего необходимо выяснить, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков положена близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Еще со времен К.Д.Ушинского уроки чтения (обучение грамоте) и письма проводились интегрированно.
  Внеклассное чтение – это изначально интегрированный курс. Здесь наблюдается целостный процесс: а) книга как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках литературного чтения; б) текст как искусство слова, развития речи;
в) мир книг как выбор круга тем собеседника, глубокая связь с самыми разными предметами обсуждения.
  Изначально интегрированным курсом является математика – содержащая арифметику, элементы алгебры, геометрии, черчения, основ технологии, развитие логического мышления, дизайн.
Изначально интегрированный курс ознакомление с окружающим миром включает знания из основ естествознания, географии, истории, ботаники, зоологии, анатомии человека, экологии, геологии, экономики и быта человека.
  Кроме названных интегрированных курсов следует выделить сочетание таких предметов, как чтение – русский язык, чтение – ознакомление с окружающим миром, чтение – внеклассное чтение – культура общения, чтение – внеклассное чтение – ознакомление с окружающим миром,  чтение – ИЗО, чтение - ИЗО- русский язык, чтение – музыка, ИЗО – математика –технология, природоведение – математика, природоведение – технология чтение – история, история ИЗИ –музыка, иностранный язык – русский язык и так далее.
II. Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя и действий ученика. Обе эти деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различие.
1.На целевом этапе учитель ставит общепредметную цель. Ученики под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направить внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса знаний из одной области знаний в другую и их синтеза.
1.   На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Учащиеся мобилизируют волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим обобщенным знаниям.
2.На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают общепредметные понятия, решают
проблемы на уровне обобщенных знаний.
1.На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросы, задания, ТСО, способствующие обобщению знаний из различных предметов. Учащиеся выполняют действия переноса знаний, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощь. Наглядности и построения алгоритмов.
2.Следующий этап – результативный. Учитель применяет педагогические умения осуществлять интеграцию в целях развития, воспитания, образования. Учащиеся, используя системность знаний, умение обобщать, применяют знания на практике.
1.На этапе мониторинга учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учеников по связываемым друг с другом предметам, оценивает качество усвоения и понимания.
III.Как показывают исследования, к числу методов и приемов, способствующих осуществлению интегрированного подхода, относятся:
1)эвристические беседы;    
2)беседы обобщающего плана;
3)экскурсии;
4)творческие работы по развитию речи;
5)самостоятельные работы;
6)словесное рисование на уроках истории, чтения, ознакомления с окружающим миром, технологии, музыке, математике;
7)выразительное чтение пейзажных описаний на уроках рисования, природоведения, культуры общения;
8)написание диктантов, связных текстов исторического, природоведческого. Научного, музыкального и т.д. характера на уроках русского языка;
9)решение математических задач на краеведческой, технической, исторической и т.д. основах;
10)изображение через рисунок правил культуры общения или быта человека.
  Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в мир красок и звуков, помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса учеников, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
 Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяют его информативную емкость, способствуют развитию интереса к предметам, повышают творческий потенциал учащихся.
  Проведение семинаров на различном уровне позволяет учителям правильно подготовиться к проведению интегрированных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_uroki_v_nachalnoy_shkole.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «Интегрированные уроки в начальной школе»

Радченкова Т.И., учитель начальных классов МОУ Куйбышевская ООШ, ВКК

  В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как составная часть окружающего мира. О необходимости реформы образования, благодаря которой ученики будут не только усваивать знания, но и приобретут умения связывать эти знания в целостную картину мира, много говорят и пишут: «Магистральный путь обновления на основе всеобщности и единства законов природы, целостности человека и целостности восприятия субъектам окружающего мира». (Г.А.Монахова, статья «Образование как рабочее поле интеграции».)

  Целостное восприятие рассматривается как необходимое условие для гармонизации отношений человека с окружающим миром. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в разделе «Начальное общее образование» подчеркивается, что «выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки учащихся».

  Целостно – интегрированный подход представляет собой непрерывное взаимодействие субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, разума и чувств, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического.

 В настоящее время в обществе появился интерес к изучению народных традиций, истории своего народа, культуры, природы своего края, экологическим проблемам. Таким образом, идея интеграции обучения естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.

  Ян Амос Каменский еще в XVII век говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа, по мнению Я.А.Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.

  Отдельные аспекты совершенствования развития, воспитания и  обучения школьников с позиции интеграции, межпредметных связей в обучении рассматривались еще в трудах известных педагогов-практиков: М.Песталоцци, Д.Локка, И.Гербарта, К.Д.Ушинского.

  На современном этапе структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это может успешно достигаться за счет компактного сконцентрированного использования учебного материала программы, подключения некоторых современных способов организации и изучения нового материала.

«… в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.» (См. «Начальная школа, №9 за 2004 г., с. 4»)

  В ходе исследовательских работ ученых выявлены факторы, способствующие активной мыслительной деятельности в процессе интегрирования учебных предметов: приемлемое сочетание предметов для интеграции, адекватности действий учителя и ученика (обучающая  деятельность учителя и учебно-познавательные действия учащихся). Тщательный отбор содержания, методов и приемов с учетом возрастных особенностей учащихся.

  Следует учитывать факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков:

I. Прежде всего необходимо выяснить, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков положена близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Еще со времен К.Д.Ушинского уроки чтения (обучение грамоте) и письма проводились интегрированно.

  Внеклассное чтение – это изначально интегрированный курс. Здесь наблюдается целостный процесс: а) книга как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках литературного чтения; б) текст как искусство слова, развития речи;

в) мир книг как выбор круга тем собеседника, глубокая связь с самыми разными предметами обсуждения.

  Изначально интегрированным курсом является математика – содержащая арифметику, элементы алгебры, геометрии, черчения, основ технологии, развитие логического мышления, дизайн.

Изначально интегрированный курс ознакомление с окружающим миром включает знания из основ естествознания, географии, истории, ботаники, зоологии, анатомии человека, экологии, геологии, экономики и быта человека.

  Кроме названных интегрированных курсов следует выделить сочетание таких предметов, как чтение – русский язык, чтение – ознакомление с окружающим миром, чтение – внеклассное чтение – культура общения, чтение – внеклассное чтение – ознакомление с окружающим миром,  чтение – ИЗО, чтение - ИЗО- русский язык, чтение – музыка, ИЗО – математика –технология, природоведение – математика, природоведение – технология чтение – история, история ИЗИ –музыка, иностранный язык – русский язык и так далее.

II. Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя и действий ученика. Обе эти деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различие.

1.На целевом этапе учитель ставит общепредметную цель. Ученики под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направить внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса знаний из одной области знаний в другую и их синтеза.

1.   На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Учащиеся мобилизируют волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим обобщенным знаниям.

2.На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают общепредметные понятия, решают

проблемы на уровне обобщенных знаний.

1.На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросы, задания, ТСО, способствующие обобщению знаний из различных предметов. Учащиеся выполняют действия переноса знаний, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощь. Наглядности и построения алгоритмов.

2.Следующий этап – результативный. Учитель применяет педагогические умения осуществлять интеграцию в целях развития, воспитания, образования. Учащиеся, используя системность знаний, умение обобщать, применяют знания на практике.

1.На этапе мониторинга учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учеников по связываемым друг с другом предметам, оценивает качество усвоения и понимания.

III.Как показывают исследования, к числу методов и приемов, способствующих осуществлению интегрированного подхода, относятся:

1)эвристические беседы;        

2)беседы обобщающего плана;

3)экскурсии;

4)творческие работы по развитию речи;

5)самостоятельные работы;

6)словесное рисование на уроках истории, чтения, ознакомления с окружающим миром, технологии, музыке, математике;

7)выразительное чтение пейзажных описаний на уроках рисования, природоведения, культуры общения;

8)написание диктантов, связных текстов исторического, природоведческого. Научного, музыкального и т.д. характера на уроках русского языка;

9)решение математических задач на краеведческой, технической, исторической и т.д. основах;

10)изображение через рисунок правил культуры общения или быта человека.

  Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в мир красок и звуков, помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса учеников, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

 Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяют его информативную емкость, способствуют развитию интереса к предметам, повышают творческий потенциал учащихся.

  Проведение семинаров на различном уровне позволяет учителям правильно подготовиться к проведению интегрированных уроков.