Исследовательская деятельность как способ учебной самоорганизации школьника

Ганжала Любовь Александровна

Данная тема предназначена для учителей начальных классов. Она поможет им определить цель и задачи, которые будут решаться при организации исследования на уроках окружающего мира. Познакомит с последовательностью этапов исследовательской работы. В ней освещены вопросы подготовительной работы, описываются формы и методы организации исследования при проведении экскурсий. Предлагаются памятки по организации самостоятельной работы в ходе исследования. Описываются формы защиты исследовательских проектов.

Современная начальная школа в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности определяет приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Перед начальной школой ставятся задачи: - закладывать фундамент знаний, умений и навыков; - формировать у обучающихся такие качества как критичность мышления, анализ деятельности, самостоятельность в планировании и организации собственной деятельности, ответственность за выполненную работу; - воспитывать активную, творческую, самостоятельную личность. Для того, чтобы реализовать эти задачи, необходимо использовать продуктивные методы обучения, среди которых выделяются исследовательские методы. Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Прежде всего для себя я определила цель использования исследовательской работы – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Поставила перед собой задачи: - обучать проведению учебных исследований младших школьников; - развивать творческую исследовательскую активность детей; -стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам; - ознакомить с научной картиной мира; - вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. С первого класса приучаю учеников к использованию слов «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и делая выводы, фиксируем результаты. Выделяются следующие этапы исследовательской работы. • Выбор темы. • Постановка цели и задач. • Выдвижение гипотезы исследования. • Определение предмета и методов исследования • Организация исследования. • Подготовка к защите и защита работы. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира. В сентябре мы совершаем первую экскурсию в парк. Тема исследования: «Почему некоторые деревья сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит?» Перед экскурсией ученики получают задание: • спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада; • найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?» В ходе экскурсии, анализируя собранный материал, проведя наблюдения и исследования, ребята находят ответ на вопрос исследования. Результатом работы стал собранный гербарий, а также мы составили вопросы викторины по растениям. На уроках технологии из листьев учащиеся выполнили аппликации с изображением птиц и животных, которые имеют непосредственное отношение к растениям. Работая по учебникам А.А.Плешакова «Окружающий мир», мы проводим исследования по темам: «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Что такое радуга?» и другие. Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года: 1. Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать. 2. Сделать рисунок или фотографию. 3. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений. 4. «Экологическая листовка». Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами. Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах. Весной во 2 классе я провожу экскурсию в парк. Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой. У каждого из детей есть маршрутный лист экскурсии и план выполнения творческой работы «Мои маленькие исследова-ния». В классе провожу инструктаж по проведению экскурсии и объясняю ученикам, что маршрутные листы – это их помощники для выполнения домашнего зада-ния, что работу они должны выполнить на альбомном листе или листе форма-та А-4. Ребята используют памятку «Мои маленькие исследования». План работы. 1. Дата проведения наблюдений. Время года, погода. 2. Объекты живой и неживой природы, которые мы наблюдали. З. Описания любого объекта по своему выбору. 4. Рисунки или фотографии выбранного объекта. 5. Мои впечатления об объекте: мини-сочинения, стихи или загадки. Общее впечатление об экскурсии. Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде журнала «Что я увидел в парке». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на мотивацию учебной деятельности многих ребят. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы. - Что мне интересно больше всего? - Чем я хочу заниматься в первую очередь? - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? - По каким предметам у меня самые хорошие отметки? - О чём хотелось бы узнать как можно больше? - Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ученик может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); - экспериментальной; - изобретательской; - теоретической. Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедией, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся, стимулировать их. Так уже в 3-4 классе, когда ребята знакомы с приемами работы, организация исследования включает в себя следующие этапы, которые отражены в памятке. Памятка. 1. Подумать самостоятельно и выбрать тему исследования. 2. Что я об этом знаю? 3. Какие мысли я могу высказать про это? 4. Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? 5. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. 6. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. 7. Спросить у других людей. 8. Записать интересную информацию, полученную от других людей. 9. Использовать Интернет. 10. Записать то новое, что узнал с помощью компьютера. 11. Понаблюдать. 12. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По возможности сделать фотографии. 13. Провести эксперимент. 14. Записать план и результаты эксперимента. Исходя из интересов ребят и используя вышеуказанную памятку, в третьем классе мы проводим исследования по названиям улиц, истории города. Ребята стараются найти материал про свой город из литературных источников, бесед с жителями, Интернета. Проведя большую исследовательскую работу, они узнают историю своего маленького города и объяснения названий улиц. Анализируя результаты собственных исследований, приходят к заключению, что даже такой маленький город, как Полысаево, неразрывно связан с историей страны. От этих выводов у ребят зажигаются искорки в глазах. У них повышается мотивация к изучению нового, стимул к учебе. В четвертом классе группа ребят выбрала тему «Воды нашего города». Прежде всего они под моим руководством определили цель работы – выявление влияния деятельности человека на состояние вод г. Полысаево. Сформулировали задачи: 1. Изучить литературные источники о реках Иня и Мереть; 2. Познакомиться с результатами исследований научно-экологического обще-ства «Поиск» о состоянии вод в реках Иня и Мереть; 3. Частично определить и сравнить физические свойства вод реки Мереть и водопроводной воды (прозрачность, цвет, запах). Учащиеся в своей гипотезе предположили: на экологическое состояние вод рек Иня и Мереть влияет хозяйственная деятельность человека. Выбрали объект исследования: реки Мереть и Иня. Предметом исследования стала вода: реки Мереть и водопроводная. Участники исследования определили методы работы: изучение литературы, встреча с участниками научно-экологического общества «Поиск», изучение материалов этого общества по данной теме, беседы с жителями деревни Мохо-во, проведение экскурсий и опытов. Изучив «Географию Кемеровской области» и «Тайны имен земли Кузнецкой», учащиеся узнали о том, что на территории г. Полысаево протекают две реки - Иня и Мереть. Они определили их место на карте. По данным литературных источников дали краткое описание рекам. Обратившись к материалам научно-экологического общества «Поиск», ребята определили, что река Иня находится в зоне работ шахт «Октябрьская» и «Полысаевская». На состояние воды в реке Мереть влияет деятельность ОАО «Разрез Моховский» и ОАО «Разрез Грамотеинский». Эти предприятия сбрасывают свои шахтные воды в реки. В водах реки Иня обнаружены фенол, цинк, азот, а в водах реки Мереть обнаружено наличие сульфатов, хлоридов и сухих остатков. В ходе исследования, побывав на экскурсии в районе реки Иня, ребята убеди-лись, что кроме предприятий вред рекам приносят и люди. На берегах реки Иня юные исследователи нашли груды металлолома, свалки мусора. В своей исследовательской работе ребята пришли к заключению, что в резуль-тате хозяйственной деятельности предприятий и бытовой деятельности челове-ка происходит загрязнение рек. Их гипотеза подтвердилась. С результатами проведенного исследования ребята выступили на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции «Я – маленький исследователь». В дальнейшем я планирую создать экологическое общество из учащихся 3-4 классов. Оно будет издавать журнал, в котором будут освещены вопросы исследований ребят. С наиболее интересными результатами участники общества смогут выступить в средствах массовой информации. Я считаю, что исследовательская работа обучающихся способствует формированию характеристик, указанных в государственных стандартах второго поколения. А именно: - способствует воспитанию инициативности, самостоятельности; - формирует навыки сотрудничества в разных видах деятельности; - воспитывает у обучающихся умение учиться – способность к самоорганиза-ции в целях решения учебных задач.