Ребенок и компьютер
Ребёнок и компьютер.
Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:
Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т.д. 1. Кто «общается» с компьютером в вашей семье? 2. С какой целью используется компьютер? 3. Сколько времени ребёнок проводит за компьютером? 4. Легко ли отвлечь ребёнка от компьютера? 5. Подключён ли ваш компьютер к Интернету? 6. Как относитесь вы к увлечению компьютерными играми? 7. Можете ли влиять на предпочтения ребёнка в играх? 8. Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных технологий в учебном процессе и при выполнении домашнего задания? Выявите все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка:
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
Как показывают специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! 1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник – 10 минут, старший – 1,5 – 2 часа. 2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня. 3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз. 4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена. 5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка. 6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см. 7. В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком. 8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми. Нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, совместным времяпровождением и т.п.), чтобы ему не надо было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной.. Звукоподражательные песенки («Р-р-р» - ты тигрёнок) Стихи, сопряжённые с пальчиковой гимнастикой («Мы писали, мы писали…»)Способствуют развитию синхронности речи и движения, координации пальцевой моторики… Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В данном виде упражнения стимулирующим фактором может быть и совместность действия, и контакт физический при соприкосновении рук взрослого и ребёнка, и эмоциональность речевого сопровождения, и компьютерная поддержка ритмического рисунка стихотворения.
«Глухой телефон» «Города» Загадки, Ребусы Чтение сказок «Мультфильм» «Театр» Рассказы в картинках Компьютерные игры в качестве забавного времяпрепровождения и укрепления семейной связи между детьми и родителями могут стать традицией, как сказки на ночь, которая все еще существует во многих домах, прослушивание популярных радиостанций, совместный просмотр телевизора, пикник, кемпинг и т.д. Большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителями, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно, не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важными для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность. |