Роль семьи в успешной адаптации ребенка к школе

Эглитис Людмила Павловна

 

Ваш ребенок скоро станет школьником. Как сложится его школьная жизнь? Вся семья волнуется за будущего первоклассника. Волнение самого  ребенка скрывается за внешней радостью подготовки к школе. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении  в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

·                     к новому взрослому, коллективу;

·                     к новым требованиям;

·                     к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? И можно ли их избежать? Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя. Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.          Как правило, трудности приспособления к школе можно разделить на две большие группы: 1- связанные с учебным процессом; 2- связанные с усвоением правил и норм школьной жизни. Разным детям требуется различное время для того, чтобы освоиться в школе. Наблюдения показывают, что в целом дети осваиваются со школьными порядками в течение месяца, для некоторых детей это время составляет 3-4 месяца, а некоторые не могут полностью освоиться и в течение года. Роль взрослых в этот период имеет очень большое значение. Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, на возможные пути решения первых проблем первоклассника.

1) В самом начале очень важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей: подготовка, сборы в школу, выбор одеж­ды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета тетрадей, создание праздничной обстановки и т.д. Далее следует период освоения предметного окружения: окружающей обстановки и «орудий труда». Для детей важны предметы обстановки: мебель, полы и стены, доска, место учительницы. Большое внимание они уделяют «мелочам» (с точки зрения взрослого) — тем вещам и вещичкам, которыми пользуется школьник. Надо предоставить ребенку возможность со вкусом и любованием рассматривать, трогать, пытаться использовать все эти карандашики, ластики, линеечки и другие школьные принадлежности. Если даже ребенок много пользовался такими вещами до школы, неплохо использовать ситуацию для повышения значимости именно школьного обучения. Можно показать ребенку, что это именно его вещи для его труда, помочь содержать их в порядке, договориться, что никто не будет их брать. Этим более или менее наглядно очерчивается «территория» для школьных дел, детям всегда важно иметь наглядный образ действительности, это составляет «чувственный базис» для более отвлеченных вещей (знание и соблюдение правил, ответственность).  При выборе школьных атрибутов родителям важно учесть, что «роскошный» пенал труднее освоить, в нем слишком много предметов, картинок, которые рассеивают внимание, переключают его с назначения предметов на их внешний вид, сюжет картинки или что-то еще. Вместе с веща­ми в сознание ребенка входят правила, по которым идет жизнь в школе: это мой класс, в нем проходят уроки, из него можно выйти и поиграть в коридоре после разрешения учительницы, которое она дает после звонка. В классе есть парты и окна, есть парта для меня, а еще бывает лестница и столовая, туалет, гардероб, кабинет для уроков музыки и много-много всего.

2) В начале школьного обучения ребенку необходимо проявлять самостоятельность самому отвечать за себя и свои действия. Поэтому родителям не стоит торопить детей, когда они одеваются или раздеваются, собираются и идут в школу, выполняют первые домашние задания. Родителям нужно помочь им освоить все эти процессы, некоторые из которых постепенно станут автоматическими. Но если ответственность за надевание куртки вы возьмете на себя, то, скорее всего, будете отвечать за это не один год.
         3) Некоторым детям, боязливым и с трудностями пространственной ориентации, помогает освоиться «экскурсия по школе», которую они проводят для своей мамы. Многие дети часами играют в школу с игрушками или с другими детьми и такие игры необходимо поощрять.

4) Сложность адаптационного периода состоит в том, что дети не слушают учителя и не относят к себе лично те указания, которые учитель делает для всего класса. Некоторые дети не могут освоить обычную позу внимания и поведение, показывающее, что ребенок внимательно слушает.  Им легче сосредоточиться, когда они что-то крутят в руках, двигают руками-ногами, что-нибудь закрашивают, обводят ручкой или карандашом, грызут ластик, ломают карандаши, однако, родителям бывает нелегко пойти даже на то, чтобы дать ребенку запас листков для чирканья. Родителям необходимо понаблюдать и определить, какое именно поведение ребенка дома и в школе означает его внимательность, и позволить ему так себя вести, если это приемлемо и не отвлекает других детей от работы.    

5) Дети с высоким или низким темпом нуждаются в особом подходе. Стоит приложить усилия, чтобы ребенок мог работать в обычном темпе и оговорить особенность темпа действий с педагогом.       Особого внимания родителей и педагогов требуют дети с разнообразными нарушениями внимания. Иногда педагоги приглашают на урок маму, чтобы она, как близкий ребенку взрослый, провела наблюдение: как учитель ее ребенка привлекает внимание детей, какие существуют «сигналы» для привлечения внимания к словам педагога, для начала работы в тетради, для окончания фрагмента работы. Дети и педагог учатся понимать сигналы друг друга, но некоторым детям это сделать труднее, чем другим. Полезно дома тренировать ребенка отзываться на сло­весные и несловесные обращения педагога.

6) Очень часто детям трудно умерить свою потребность в движении. Игры с правилами на переменах в школьном коридоре дают возможность подвигаться и в то же время организованы таким образом и так используют пространство, что вероятность получить травму заметно снижается. Поэтому родители могут дома организовывать подвижные игры только соблюдая правила игры, контролируя  поведение ребенка.

7) Особые проблемы в адаптации к школьной жизни возникают у леворуких детей. Неплохо, если в семье еще кто-то пишет левой рукой. Дети, у которых ведущая рука — левая, несмотря на свою многочисленность, оказываются в некоторых отношениях в положении «меньшинств». Они нередко вынуждены учиться писать так, как им неудобно, терпеть принуждение взрослых или самим себя учить. Родителям необходимо прислушиваться к советам педагогов.

8) Общая проблема в период адаптации к школе — усталость детей как естественное следствие изменений в организации жизни. Родителям стоит поберечь ребенка от переизбытка впечатлений (сюда можно отнести и частые походы в гости), в то время как дополнительные прогулки, любимые занятия, игры, внимание родителей нужны начинающему школьнику.
В период адаптации к школе, родителям необходимо обратить внимание на то, что наряду с эмоциональным подъемом и радостным ожиданием перемен дети испытывают чувства напряжения и растерянности от обилия новых впечатлений. От родителей требуется понимание и признание естественного права ребенка на разнообразные чувства, даже если они не такие, как у всех. Это признание чувств ребенка никак не отменяет необходимости привыкания к школе и выполнения школьных требований.
         9) Основная работа ребенка в начальной школе — освоить чтение и письмо, это базовые навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Кроме того, ребенку этого возраста просто необходимо ощущение успеха, реальные усилия должны подкрепляться реальными достижениями, одобрением учителя, родителей, и обычно детям это удается. В случае же «логопедических» проблем (это могут быть несовершенства речевого аппарата, недостаточное различение звуков речи, недостатки пространственного восприятия) усилия детьми прилагаются, а успеха не наблюдается. Для продвижения в учебе ребенку нужна специально подобранная система упражнений, учитывающая его особенности.Нередко эту проблему может разрешить только специальная логопедическая работа.

10)Помимо перечисленных затруднений, обусловленных особенностями развития познавательных способностей, возможны проблемы личностного развития, проблемы в общении, приводящие к трудностям в обучении. Для этих детей характерны следующие проявления: они не могут установить рабочие отношения с учителем, не выполняют его требования; на уроках производят впечатление невнимательных, занятых своими мыслями. Даже при очень хорошей подготовке они не в состоянии в полном объеме выполнять учебную нагрузку. Низкая самостоятельность в бытовых вопросах контрастирует с высоким интеллектом; богатый словарный запас сочетается с довольно слабыми моторными, графическими навыками. Для некоторых детей характерно значительно опережающее (относительно возраста) развитие мыслительных способностей при запаздывании коммуникативных способностей. Эти особенности свидетельствуют о дисбалансе в развитии ребенка. Сочетание высокой одаренности и беспомощности дает низкие возможности адаптации. Со временем дети приспосабливаются жить в школе, а иногда, школа, педагоги, одноклассники приспосабливаются к ним. Для реальной помощи такому ребенку необходима специальная работа психолога.

Таким образом, дети входят в школьную жизнь по-разному, с большей или меньшей легкостью. При благоприятной адаптации ребенка к школе его развитие активно продвигается вперед. При наличии проблем развитие скорее замедляется или даже приостанавливается до тех пор, пока ребенок не справится с проблемой сам или с помощью взрослых. Именно поэтому сотрудничество педагога и родителей столь важно для ребенка в период адаптации ребенка к школе.

 

 

 

 

 

Л. Эглитис

учитель начальных классов

МОУ Дубровской СОШ №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_uspeshnoy_adaptacii_rebenka_k_shkole.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в успешной адаптации ребенка к школе

        Ваш ребенок скоро станет школьником. Как сложится его школьная жизнь? Вся семья волнуется за будущего первоклассника. Волнение самого  ребенка скрывается за внешней радостью подготовки к школе. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении  в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

  1. к новому взрослому, коллективу;
  2. к новым требованиям;
  3. к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? И можно ли их избежать? Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя. Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.          Как правило, трудности приспособления к школе можно разделить на две большие группы: 1- связанные с учебным процессом; 2- связанные с усвоением правил и норм школьной жизни. Разным детям требуется различное время для того, чтобы освоиться в школе. Наблюдения показывают, что в целом дети осваиваются со школьными порядками в течение месяца, для некоторых детей это время составляет 3-4 месяца, а некоторые не могут полностью освоиться и в течение года.        Роль взрослых в этот период имеет очень большое значение. Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, на возможные пути решения первых проблем первоклассника.

1) В самом начале очень важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей: подготовка, сборы в школу, выбор одеж ды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета тетрадей, создание праздничной обстановки и т.д. Далее следует период освоения предметного окружения: окружающей обстановки и «орудий труда». Для детей важны предметы обстановки: мебель, полы и стены, доска, место учительницы. Большое внимание они уделяют «мелочам» (с точки зрения взрослого) — тем вещам и вещичкам, которыми пользуется школьник. Надо предоставить ребенку возможность со вкусом и любованием рассматривать, трогать, пытаться использовать все эти карандашики, ластики, линеечки и другие школьные принадлежности. Если даже ребенок много пользовался такими вещами до школы, неплохо использовать ситуацию для повышения значимости именно школьного обучения. Можно показать ребенку, что это именно его вещи для его труда, помочь содержать их в порядке, договориться, что никто не будет их брать. Этим более или менее наглядно очерчивается «территория» для школьных дел, детям всегда важно иметь наглядный образ действительности, это составляет «чувственный базис» для более отвлеченных вещей (знание и соблюдение правил, ответственность).  При выборе школьных атрибутов родителям важно учесть, что «роскошный» пенал труднее освоить, в нем слишком много предметов, картинок, которые рассеивают внимание, переключают его с назначения предметов на их внешний вид, сюжет картинки или что-то еще. Вместе с веща ми в сознание ребенка входят правила, по которым идет жизнь в школе: это мой класс, в нем проходят уроки, из него можно выйти и поиграть в коридоре после разрешения учительницы, которое она дает после звонка. В классе есть парты и окна, есть парта для меня, а еще бывает лестница и столовая, туалет, гардероб, кабинет для уроков музыки и много-много всего.

2) В начале школьного обучения ребенку необходимо проявлять самостоятельность самому отвечать за себя и свои действия. Поэтому родителям не стоит торопить детей, когда они одеваются или раздеваются, собираются и идут в школу, выполняют первые домашние задания. Родителям нужно помочь им освоить все эти процессы, некоторые из которых постепенно станут автоматическими. Но если ответственность за надевание куртки вы возьмете на себя, то, скорее всего, будете отвечать за это не один год.
        3) Некоторым детям, боязливым и с трудностями пространственной ориентации, помогает освоиться «экскурсия по школе», которую они проводят для своей мамы. Многие дети часами играют в школу с игрушками или с другими детьми и такие
игры необходимо поощрять.

4) Сложность адаптационного периода состоит в том, что дети не слушают учителя и не относят к себе лично те указания, которые учитель делает для всего класса. Некоторые дети не могут освоить обычную позу внимания и поведение, показывающее, что ребенок внимательно слушает.  Им легче сосредоточиться, когда они что-то крутят в руках, двигают руками-ногами, что-нибудь закрашивают, обводят ручкой или карандашом, грызут ластик, ломают карандаши, однако, родителям бывает нелегко пойти даже на то, чтобы дать ребенку запас листков для чирканья. Родителям необходимо понаблюдать и определить, какое именно поведение ребенка дома и в школе означает его внимательность, и позволить ему так себя вести, если это приемлемо и не отвлекает других детей от работы.        

5) Дети с высоким или низким темпом нуждаются в особом подходе. Стоит приложить усилия, чтобы ребенок мог работать в обычном темпе и оговорить особенность темпа действий с педагогом.         Особого внимания родителей и педагогов требуют дети с разнообразными нарушениями внимания. Иногда педагоги приглашают на урок маму, чтобы она, как близкий ребенку взрослый, провела наблюдение: как учитель ее ребенка привлекает внимание детей, какие существуют «сигналы» для привлечения внимания к словам педагога, для начала работы в тетради, для окончания фрагмента работы. Дети и педагог учатся понимать сигналы друг друга, но некоторым детям это сделать труднее, чем другим. Полезно дома тренировать ребенка отзываться на сло весные и несловесные обращения педагога.

6) Очень часто детям трудно умерить свою потребность в движении. Игры с правилами на переменах в школьном коридоре дают возможность подвигаться и в то же время организованы таким образом и так используют пространство, что вероятность получить травму заметно снижается. Поэтому родители могут дома организовывать подвижные игры только соблюдая правила игры, контролируя  поведение ребенка.

7) Особые проблемы в адаптации к школьной жизни возникают у леворуких детей. Неплохо, если в семье еще кто-то пишет левой рукой. Дети, у которых ведущая рука — левая, несмотря на свою многочисленность, оказываются в некоторых отношениях в положении «меньшинств». Они нередко вынуждены учиться писать так, как им неудобно, терпеть принуждение взрослых или самим себя учить. Родителям необходимо прислушиваться к советам педагогов.

8) Общая проблема в период адаптации к школе — усталость детей как естественное следствие изменений в организации жизни. Родителям стоит поберечь ребенка от переизбытка впечатлений (сюда можно отнести и частые походы в гости), в то время как дополнительные прогулки, любимые занятия, игры, внимание родителей нужны начинающему школьнику.
В период адаптации к школе, родителям необходимо обратить внимание на то, что наряду с эмоциональным подъемом и радостным ожиданием перемен дети испытывают чувства напряжения и растерянности от обилия новых впечатлений.
От родителей требуется понимание и признание естественного права ребенка на разнообразные чувства, даже если они не такие, как у всех. Это признание чувств ребенка никак не отменяет необходимости привыкания к школе и выполнения школьных требований.
        9) Основная работа ребенка в начальной школе — освоить чтение и письмо, это базовые навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Кроме того, ребенку этого возраста просто необходимо ощущение успеха, реальные усилия должны подкрепляться реальными достижениями, одобрением учителя, родителей, и обычно детям это удается. В случае же «логопедических» проблем (это могут быть несовершенства речевого аппарата, недостаточное различение звуков речи, недостатки пространственного восприятия) усилия детьми прилагаются, а успеха не наблюдается. Для продвижения в учебе ребенку нужна специально подобранная система упражнений, учитывающая его особенности.
 Нередко эту проблему может разрешить только специальная логопедическая работа.

10) Помимо перечисленных затруднений, обусловленных особенностями развития познавательных способностей, возможны проблемы личностного развития, проблемы в общении, приводящие к трудностям в обучении. Для этих детей характерны следующие проявления: они не могут установить рабочие отношения с учителем, не выполняют его требования; на уроках производят впечатление невнимательных, занятых своими мыслями. Даже при очень хорошей подготовке они не в состоянии в полном объеме выполнять учебную нагрузку. Низкая самостоятельность в бытовых вопросах контрастирует с высоким интеллектом; богатый словарный запас сочетается с довольно слабыми моторными, графическими навыками. Для некоторых детей характерно значительно опережающее (относительно возраста) развитие мыслительных способностей при запаздывании коммуникативных способностей. Эти особенности свидетельствуют о дисбалансе в развитии ребенка. Сочетание высокой одаренности и беспомощности дает низкие возможности адаптации. Со временем дети приспосабливаются жить в школе, а иногда, школа, педагоги, одноклассники приспосабливаются к ним. Для реальной помощи такому ребенку необходима специальная работа психолога.

Таким образом, дети входят в школьную жизнь по-разному, с большей или меньшей легкостью. При благоприятной адаптации ребенка к школе его развитие активно продвигается вперед. При наличии проблем развитие скорее замедляется или даже приостанавливается до тех пор, пока ребенок не справится с проблемой сам или с помощью взрослых. Именно поэтому сотрудничество педагога и родителей столь важно для ребенка в период адаптации ребенка к школе.