Проектная деятельность младшихшкольников

Загидуллина Гульнара Марселевна

 

Одним из самых эффективных методов является проектирование. Под методом проектов понимаю способ достижения дидактических целей через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности: создание газеты, альбома, журнала, словаря и т.д.

В основе метода проектов лежит проблема, которую необходимо исследовать. Дидактическая цель проекта всегда познавательная – овладение всей совокупности интеллектуальных умений, присущих критическому мышлению. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике. Поэтому в качестве требований к использованию метода проектов могу назвать следующие:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость; предполагаемых результатов, наглядность их представления:  сообщение, доклад, видеоклип, серия репортажей, план мероприятий;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся при обязательном разделении обязанностей между участниками проекта;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы, сроков выполнения, планируемых результатов).

При организации проектов предусматриваю определенную последовательность действий, которую сформулировала в виде алгоритма:

  1. Выбрать тему проекта, его тип, количество участников.
  2. Продумать возможные материалы проблем, которые позволили бы осмыслить новый учебный материал или обобщить ранее изученный, привлекая знания из разных областей. На ее основе придумать яркую жизненную проблемную ситуацию и оформить в наглядной форме.
  3. Распределить задачи по группам, т.е. гипотез для дальнейшего исследования.
  4. Разработать ряд проблемных вопросов в помощь группам, список возможных источников дополнительной информации.
  5. Организовать работу в группах.
  6. Организовать промежуточные обсуждения полученных данных, консультации с координатором проекта.
  7. Провести защиту гипотез. Определить наиболее рациональный выход из проблемной ситуации, оформить свое решение в виде практического продукта.

8.    Завершить работу проведением внешней экспертизой, дать         оценку проделанной работы, выдвижение новой проблемы. 

Забота учителя – добиться грамотного решения проблемы, создать устойчивую атмосферу доверительности, открытости.