Здоровьесберегающие технологии в режиме школьного дня

Киржинова Саида Аскербиевна

 

В соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России, одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Школа, работая по здоровьесберегающей программе, своей главной целью считает не только сохранение, но и укрепление здоровья, обеспечение условий, способствующих гармоничному развитию подрастающего поколения. В связи с этим  заметно возросла роль физической культуры и оздоровления детей.

Особое значение  имеют занятия физическими упражнениями для детей младшего школьного возраста. В нашей школе учащиеся приучаются заниматься физической культурой не только на уроках, но и в свободное от занятий время. Мы стараемся поставить работу так, чтобы двигательная деятельность сопутствовала ученику и тогда, когда он дома, во дворе, на отдыхе.  Для этого необходимо воспитать интерес к систематическим занятиям физической культурой, спортом.

В воспитании интереса у детей к занятиям физической культурой многое зависит от учителя. При беседе с учащимися выясняется, что в основном любовь к спорту прививают детям учитель и родители. Большое влияние на них оказывают и средства массовой информации (телевизионные спортивные передачи, радио, печать).

Физкультура оказывает глубокое и разностороннее влияние на организм школьника. Правильно поставленное физическое воспитание – это основа здоровой жизни, успехов в учебе и в трудовой деятельности. «Физическое образование ребенка есть база для всего остального,- утверждал А.В.Луначарский, - …без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».

Одним из действенных средств укрепления здоровья и улучшения физического развития учащихся является проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня. К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, уроки физической культуры, физкультминутки на уроках и во время самоподготовки в ГПД, подвижные игры и организованное проведение перемен, а также внеклассные занятия , Дни Здоровья. Особое значение имеет формирование правильной осанки учащихся.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия поддерживают в течение всего дня хорошую работоспособность, способствуют закаливанию организма, повышению его сопротивляемости простудным заболеваниям, содействуют улучшению физического развития, воспитанию дисциплинированности, организованности и коллективизма.

Каждому из нас необходимо постоянно помнить о главной задаче физического воспитания в школе – это увеличение двигательной активности учащихся.

День в школе начинается с проведения гимнастики до учебных занятий, которая преследует не только оздоровительные, но и воспитательные цели. Коллективные занятия до уроков дисциплинируют учащихся, помогают организованно начать день, а бодрое самочувствие после гимнастики повышает работоспособность.

Гимнастику до учебных занятий дети выполняют в обычной одежде. Упражнения для комплекса утренней гимнастики подбираются таким образом, чтобы они могли разносторонне воздействовать на определенные группы мышц, не возбуждать и не утомлять учащихся, улучшать их осанку. Каждый комплекс утренней гимнастики разучивается на уроке физической культуры, периодически комплексы меняются, так как  многократное повторение одних и тех же упражнений для учащихся неинтересно. Приходится разнообразить варианты упражнений: изменять исходное положение и направление движения, вводить дополнения, изменять темп, увеличивать амплитуду. Стараюсь в новые комплексы включать полюбившиеся детям упражнения.

На уроках физкультуры дети приобретают не только силу, ловкость, быстроту, выносливость, но и, что еще важней, при проведении различных спортивных состязаний у детей вырабатывается дух коллективизма, ответственность за судьбу товарища, команды, класса. Постепенно формируется характер с высокими нравственными качествами. Формирование нравственного начала в становлении юного гражданина большое значение имеет учитель, его знания, умения и эффективность каждого урока.

Только неосведомленному человеку кажется, что уроки физического воспитания вести легко и просто. В начальных классах очень трудно владеть вниманием ребят. Ведь нужно не только учить их выполнять определенные упражнения и помогать им укреплять здоровье, но и растить смелыми, чуткими, способными оказать помощь нуждающемуся в ней. В этом и состоит учебная, воспитательная и оздоровительная роль урока физической культуры.

Если мы видим, что девочка, которая раньше заботилась только о собственных спортивных результатах, показывает трудное упражнение подруге, значит, цель достигнута, в ребенке зарождается дух коллективизма. На уроке стараюсь подметить по возможности все: этот ученик работает не в полную силу, у другого, хоть он и старается, не все получается, у третьего нет заинтересованности.

Деление класса на группы, команды провожу с учетом их подготовленности и индивидуальных особенностей. Учащиеся с большим нетерпением ждут каждого очередного урока  физкультуры. Это обязывает тщательно готовиться к каждому уроку и проводить его интересно. Обучая детей азбуке физической культуры, большое внимание уделяю технике выполнения упражнений учащимися, сама показываю им наиболее сложные элементы. Иногда  упражнение показывает ученик. Это провожу в том случае, когда нужно подчеркнуть, что упражнение вполне доступно, а также, когда важно обстоятельно объяснить сложное движение. Ученика к показу нового упражнения готовлю заранее. Необходимо, чтобы ученики не механически копировали показываемое, а осознанно, поэтому показ всегда сопровождается словом, способствующим творческому воспроизведению движений. В своих пояснениях обращаю внимание на отдельные детали в их взаимосвязи, для чего сложные движения показываются в целом и по частям, в обычном темпе и в замедленном, с остановками. Любое показываемое упражнение легче усваивается младшими школьниками при эмоциональном настрое. Например, если надо подчеркнуть легкость движения, можно сказать детям» прыгайте, как зайчики», «приземляйтесь мягко, как кошка».

Чтобы научить учащихся во время ходьбы держать голову и туловище прямо, даю задание смотреть на предметы, расположенные чуть выше уровня их глаз. Для выработки длинного шага в ходьбе и беге использую такие задания, как ходьба по полоскам, бег по «кочкам». Прыжки в длину через протянутую веревочку учат учащихся отталкиваться вверх – вперед. Здесь необходимо помнить о правильном обозначении места толчка (мелом чертим круг). Для увеличения силы толчка и повышения двигательной активности учащихся, при выполнении прыжков в длину с места эффективно следующее упражнение: рисую 2-3 круга один за другим на расстоянии 10 см. Учащиеся стремятся прыгать в самый дальний круг. За самый дальний прыжок – наибольшее количество баллов. При метании на точность использую, расположенные на полу, мишени: мячи, кегли и пр. Подобные упражнения вызывают у детей интерес, повышенную активность и дают радостные эмоции, так как напоминают им игры.

Несложный инвентарь для уроков физкультуры готовим с учащимися сами:  сделали цветные флажки, гимнастические палки, мешочки с песком, досточки, размером 10 на 20 см, скакалки различной длины.

Особое внимание уделяю детям, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, слежу за их самочувствием, общим состоянием до занятий и после окончания их.

Большое место на уроках физкультуры в младших классах занимают подвижные игры. Игра развивает не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, уверенно действовать в коллективе.

Подвижная игра – обязательный компонент каждого урока физической культуры. Игра для основной части урока подбирается с таким расчетом, чтобы в ней не повторялся тот вид движений, который разучивался в основной части урока. В 1-2 классах обычно проводится две игры на каждом уроке,  в 3-4 классах – одна. Детям первоклассникам особенно нравятся подвижные игры с элементами строя и упражнениями, с проговариванием стихотворений, пением.

Если игра проводится в первой части урока, цель ее – организация детей, совершенствование в различных построениях. Это такие игры: «У ребят порядок строгий», «Быстро стройся». Для совершенствования двигательных умений и навыков провожу такие игры, как «Передача мячей», «Зайцы в огороде», «Вызов номеров» и др. В конце урока проводятся спокойные игры: «Угадай кто?», «Отгадай, чей голосок»,  направленные одновременно на выработку внимания у учащихся.

На любом уроке ослабление внимания детей является сигналом к проведению физминутки, которая помогает снять утомление и восстановить внимание и работоспособность учащихся.предупредить нарушение осанки. Минута активного отдыха – это десятки минут, сбереженных для полноценного учебного труда. Комплекс физминутки состоит из 3-4 упражнений: первое упражнение – типа потягивания; второе – повороты туловища, наклоны туловища, головы; третье – движения руками: перед грудью, к плечам, вверх, в стороны, потряхивание кистями; четвертое – полуприседания, поднимание на носки, попеременное поднимание согнутых в колене ног и др. Любия дети физминутки с проговариванием. Очень хорошо, когда физминутка проходит под музыку. Музыкальное сопровождение всегда повышает интерес учащихся, их двигательную активность, внимание. Поэтому нередко на урок физической культуры приношу магнитофон и в конце урока несколько минут отвожу на разучивание танцевальных движений и танца в целом. Замечательным видом физического воспитания является ритмическая гимнастика.  Подобрав сопровождение из детских музыкальных произведений, составила комплекс ритмической гимнастики, в который были введены упражнения с учетом возрастных особенностей детей. В комплекс вошло 16 различных упражнений, тесно связанных между собой и вытекающих одно из другого. Подготовив соответствующие костюмы, мои ученики выступали с ритмической гимнастикой, как с отдельным номером художественной самодеятельности.

Физическая культура помогает организовать отдых детей на перемене. Игры проводятся как с небольшой группой учеников отдельного класса, так и с большими группами учащихся под руководством учителей или старшеклассников.

Содержание игр и упражнений должно быть простым, знакомым, занимательным и соответствовать возрасту детей и их физическому развитию. Знакомая игра только называется, распределяются роли, и дети играют 2-3 раза. Подведение итогов игры – обязательное условие, без этого дети быстро теряют интерес к игре.

На переменах дети играют в игры, разученные на уроках физической культуры. Например, «Совушка», «День и ночь», «Карлики и великаны» и др. Для проведения игр на переменах в нашей школе есть определенное место, где сразу по звонку с урока собираются дети.

Спортивная жизнь школы не затихает и после уроков.

В группах продленного дня введен обязательный  дополнительный час для занятий физическими упражнениями, который называется спортивным часом. Проводят занятие, воспитатели ГПД, которые регулярно получают теоретические и практические указания. Основное содержание «спортивного часа» - это общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, эстафеты.

Особенностью занятий является то, что они проводятся в свободной, непринужденной обстановке и носят игровой характер. Во время занятий дети активно отдыхают, получают физическую закалку. Однако, несмотря на непринужденный характер, занятия четко организуются. После того, как дети построятся в шеренгу, колонну или круг, и воспитатель сообщит им задачи данного занятия, они делают небольшую пробежку, которая чередуется с ходьбой, и выполняют общеразвивающие упражнения. После этого переходят к основной части занятия – упражнениям в беге, прыжках, метании, подвижным играм.

Подвижные игры нужны для того, чтобы периодически повышать работоспособность детей, укреплять и оздоравливать их организм, необходимо очень тщательно предусмотреть в режиме дня для группы наиболее рациональные формы активного отдыха. Это сказывается не только на здоровье учащихся, их настроении, но и на успеваемости. К сожалению, нередко предоставленные сами себе школьники не ограничивают занятия физическими упражнениями разумными пределами, не планируют четко свое время. В этом случае, конечно, игры и спорт могут нанести вред здоровью и помешать в учебе.

Разнообразные физические упражнения, игры и игровые задания применяем и в массовой физкультурно-оздоровительной работе, во внеурочное время с учащимися начальных классов.  Соревнования и эстафеты имеют большое значение в развитии ловкости, быстроты, в совершенствовании умений управлять своими движениями: действовать быстро, экономно, проявляя при этом смекалку и изобретательность. Спортивные праздники в силу своей зрелищности служат хорошим средством  пропаганды физкультуры и спорта. Активное участие принимают учащиеся начальных классов в проведении Дней Здоровья. Наиболее активные классы всегда награждаются Почетными Грамотами и Дипломами.

В подготовке и проведении физкультурных праздников принимает участие весь коллектив школы, родительский актив. В празднике участвуют все школьники. Успех праздника всегда зависит от предварительной работы, проведенной в классах.

Вся работа по организации физической культурой с младшими школьниками будет поставлена намного лучше, если в распоряжение малышей будет выделена спортивно-игровая площадка с различными нестандартными снарядами типа:  гимнастических стенок, перекладин, наклонных лестниц, вертикальных шестов, брусьев и т.д.

В период школьных каникул физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся с детьми в лагере «Насып», организуемом нашей школой.

Вся эта работа направлена на сохранение и укрепление здоровья наших учащихся.